Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ТОРГОВЛИ СССР

ПРИКАЗ

        от 30 июля 1980 года                               N 200

Основные положения по уценке и распродаже непродовольственных товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, в организациях и предприятиях государственной торговли*

____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации со 2 декабря 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2020 года N 1850
____________________________________________________________________

________________

* Порядок уценки товаров в системе потребительской кооперации устанавливается Правлением Центросоюза.

1. Общие положения

1.1. Основные положения по уценке и распродаже непродовольственных товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, в организациях и на предприятиях государственной торговли разработаны в соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 8 августа 1960 года N 851, постановлениями Совета Министров СССР от 12 августа 1959 года N 929 и циркулярным письмом ЦСУ СССР и Министерства финансов СССР от 3 марта 1978 года N 8-8/14-В.

1.2.Уценке подлежат не пользующиеся спросом у населения товары устаревших фасонов, моделей, конструкций, структур, рисунков. Обязательным условием уценки указанных товаров является снятие их с производства (импортных - с поставки).

Уценке подлежат также товары, частично потерявшие свое первоначальное качество.

1.3. Уценка указанных в подпункте 1.2 товаров производится за счет образуемого в торговых организациях и на предприятиях фонда на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей и товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, и других источников.

1.4. Уценка товаров устаревших фасонов и моделей производится, как правило, два раза в год: по состоянию на 1 марта и по состоянию на 1 сентября.

Уценка товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, производится по мере выявления таких товаров или в указанные выше сроки.

Сроки проведения уценки могут быть изменены министерством торговли союзной республики в зависимости от природно-климатических условий данного региона.

1.5. Министерство торговли союзной республики по согласованию с правлением республиканского потребсоюза обеспечивает одновременность проведения уценки товаров устаревших фасонов и моделей с учетом местных условий в пределах республики, области (края), города, района. При этом должны быть обеспечены единые цены на одни и те же товары.

  

     2. Подготовительная работа и определение объемов товаров,
                     подлежащих уценке

2.1. Ежегодно по состоянию на 1 октября проводится учет остатков и наличия неходовых и залежалых непродовольственных товаров в государственной (розничной и оптовой) и кооперативной торговле.

К неходовым и залежалым непродовольственным товарам относятся товары, не пользующиеся спросом у населения, выпущенные промышленностью в течение года (с января по декабрь включительно), предшествующего году проведения учета, а также и в предыдущие годы, и снятые с производства.

Кроме того, к неходовым и залежалым товарам относятся непродовольственные товары, выпущенные промышленностью в год проведения учета (с января по сентябрь включительно), если они аналогичны тем товарам, которые осели в торговле как неходовые и залежалые из-за отсутствия спроса на них, и обладают такими же потребительскими свойствами.

В состав неходовых и залежалых входят непродовольственные товары устаревших конструкций (схем), моделей, структур, рисунков, оформлений, эксплуатационно-технических характеристик и др., потребительские свойства которых не соответствуют современным требованиям. К ним прежде всего относятся изделия легкой промышленности, эстетические свойства которых не соответствуют действующему направлению моды.

В состав этой группы товаров входят ткани устаревших и рыхлых структур, несовременной колористической гаммы, устаревших рисунков, не пользующиеся спросом у населения; одежда, изготовленная их этих тканей, фасоны, модели, силуэты которой не соответствуют направлению моды; текстильная и кожаная галантерея, головные уборы; трикотажные, чулочно-носочные изделия, не пользующиеся спросом у населения по указанным выше причинам; кожаная, текстильно-комбинированная и резиновая обувь устаревших конструкций, неудобных, грубых колодок, изготовленная из материалов, не отвечающих требованиям населения по общему виду, структуре, обработке, окраске и т. п.

К неходовым и залежалым относятся товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, снятые с производства вследствие несоответствия их эксплуатационно-технических характеристик и внешнего оформления современным требованиям. В эту группу входят технически сложные товары - холодильники, пылесосы, стиральные и кухонные машины, бытовые кондиционеры малой производительнсти и емкости, с высоким уровнем шума и расхода энергии, неудобные в эксплуатации, радиоприемники, электрофоны, магнитофоны, фотоаппараты, фотоувеличители, счетные машины, лодочные моторы и т.п., изготовленные по устаревшей технологии, имеющие параметры качества, не соответствующие современным требованиям, а также другие товары, осевшие в торговле из-за несоответствия их потребительских свойств спросу населения.

К группе неходовых и залежалых товаров относятся и товары, которые не пользуются спросом в связи с выпуском новых изделий, расширением ассортимента и улучшением качества товаров под воздействием научно-технического прогресса.

К неходовым и залежалым следует также относить уцененные товары, которые не были реализованы в течение года (и более) после даты их последней уценки, а также товары, частично потерявшие свое первоначальное качество.

2.2. На основе анализа материалов учета наличия неходовых и залежалых непродовольственных товаров торгующие организации вносят коррективы в планы поставок и заключенные договоры с целью снятия с производства товаров, не пользующихся спросом у населения, в соответствии с действующим Положением о поставках товаров народного потребления.

Отраженные в учете неходовые и залежалые товары не должны включаться в заказы промышленности и договоры на поставку товаров.

На основе информации органов торговли на местах, а также подведомственных торгующих организаций и предприятий о наличии неходовых и залежалых импортных товаров министерства торговли союзных республик составляют списки таких товаров, подлежащих снятию с поставки и прекращению дальнейшей их закупки.

2.3. После проведения учета наличия неходовых и залежалых непродовольственных товаров управления торговли области (края), города, министерства торговли автономных республик, торгующие организации производят перераспределение этих товаров в пределах города, области (края), республики с целью их реализации до проведения уценки.

Организуется реализация указанных товаров оптовыми базами или через торгпосредконторы в другие союзные республики и области, где они могут быть проданы по действующим розничным ценам, или проводятся ярмарки по продаже излишков товаров.

2.4. В целях предотвращения выпуска товаров, пользующихся ограниченным спросом у населения, торгующие организации и предприятия выявляют такие товары для установления на них сниженных оптовых цен или скидок с оптовых цен в установленном порядке.

2.5. Объем неходовых и залежалых товаров, подлежащих уценке, определяется на основе анализа данных отчета об остатках и наличии неходовых и залежалых непродовольственных товаров в государственной (розничной и оптовой) и кооперативной торговле, скорректированных на суммы реализации этих товаров после проведения учета.

2.6. После уточнения объемов неходовых и залежалых непродовольственных товаров предприятия розничной и оптовой торговли составляют списки товаров, подлежащих уценке. В этих списках указываются полное наименование, номер прейскуранта, артикул или номер по прейскуранту, цена или количество (ориентировочно) товара, наименование предприятия-изготовителя и предложения по размеру уценки.

К составленным в артикульном ассортименте спискам тканей, не пользующихся спросом у населения из-за неудачной расцветки, устаревших рисунков, структуры, прикладываются образцы этих тканей установленной формы и размера.

2.7. Номенклатура товаров, подлежащих уценке, включается в списки применительно к периоду проведения уценки.

В списки включаются:

2.7.1. товары с выраженной сезонностью потребления. В эту группу входят товары легкой промышленности - ткани, одежда, трикотаж, чулочно-носочные изделия, кожаная, текстильно-комбинированная, резиновая обувь, текстильная и кожаная галантерея, некоторые спортивные товары - спортивная обувь, одежда и другие товары, обновление которых происходит под воздействием моды;

2.7.2. товары, не имеющие выраженной сезонности в потреблении. К ним относятся товары культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода, галантерейные товары (кроме указанных в п.2.7.1), технически сложные товары, обновление которых происходит под влиянием научно-технического прогресса. Примерный перечень технически сложных товаров приведен в приложении 1.

2.8. По сезонам реализации товары делятся на:

товары летнего ассортимента (период реализации: апрель август);

товары зимнего ассортимента (период реализации: октябрь февраль);

товары осенне-весеннего ассортимента (период реализации: март апрель, сентябрь - ноябрь).

2.9. Уценке с 1 марта подлежат неходовые и залежалые непродовольственные товары зимнего ассортимента.

Уценке с 1 сентября подлежат неходовые и залежалые непродовольственные товары летнего ассортимента.

Товары весенне-осеннего ассортимента уцениваются как в марте, так и в сентябре по усмотрению торгующих организаций при наличии средств фонда возмещения потерь от уценки товаров.

Уценка товаров, указанных в п.2.7.2, производится в таком же порядке.

2.10. Выявление товаров, подлежащих уценке в результате частичной потери первоначального качества, производится торговыми предприятиями на основании заключения специалистов-товароведов или специалистов бюро товарных экспертиз.

2.11. Списки товаров, подлежащих уценке, представляются постоянно действующим комиссиям, образованным в торгах, конторах оптовой торговли и в других организациях торговли.

2.12. В состав постоянно действующих комиссий, указанных в п.2.11, входят руководители торгов (областных контор оптовой торговли) и других организаций торговли, начальники торговых отделов, отделов конъюнктуры, товароведы и другие специалисты; состав комиссий утверждается приказом по торгу (конторе) и другим организациям торговли; комиссии рассматривают предложения подведомственных предприятий и представляют материалы областному (краевому), городскому управлению торговли, министерству торговли автономной республики, а в союзных республиках без областного деления - министерству торговли республики для принятия решений об уценке товаров устаревших фасонов и моделей.

3. Образование и расходование средств фонда на возмещение
потерь от уценки

3.1. Фонд на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, образуется за счет прибыли в размере 0,5% к товарообороту розничной торговой сети на год (без оборота предприятий общественного питания, комиссионной торговли и скупочных пунктов).

Суммы фонда уценки предусматриваются в финансовых планах торгующих организаций и предприятий.

На уценку товаров в торгующих организациях могут направляться также:

3.1.1. суммы скидок с оптовых цен на товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения, реализованные объединениями (предприятиями-изготовителями), (п.10 Инструкции о порядке установления скидок с оптовых цен или сниженных оптовых цен на товары, пользующиеся ограниченным спросом у населения, утвержденной постановлением Государственного комитета цен Совета Министров СССР от 14 декабря 1976 г. N 630);

3.1.2. суммы разницы в торговых скидках, которые образуются в тех случаях, когда на уценку списывается не полная стоимость уценки, а за минусом торговых скидок;

3.1.3. средства сверхплановой прибыли;

3.1.4. средства союзного и республиканского бюджетов.

3.2. Распределение средств на уценку товаров производится министерствами торговли союзных и автономных республик по организациям республиканского подчинения; областными (краевыми), городскими управлениями торговли, орсами и другими организациями по подведомственным им организациям и предприятиям торговли исходя из удельного веса их в товарообороте и с учетом фактических запасов товаров, требующих уценки, а также данных о расходовании ранее выделенных на эти цели средств.

Распределение средств на уценку товаров осуществляется в пределах общей суммы отчислений в фонд возмещения потерь от уценки товаров, предусмотренной в финансовых планах министерств торговли союзных, автономных республик, областных (краевых), городских управлений торговли.

3.3. Министерства торговли, областные (краевые), городские управления торговли, торги и урсы (орсы) министерств и ведомств имеют право перераспределять средства фонда уценки товаров между непосредственно подчиненными организациями и предприятиями.

3.4. Торговые организации и предприятия (торги, орсы и др.), финансовыми планами которых предусмотрено образование фонда на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, производят ежеквартально отчисления в указанный фонд с помесячной разбивкой в размере 1/3 суммы, предусмотренной на эту цель по квартальным финансовым планам.

3.5. Отчисления в фонд на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, произведенные в установленном порядке, относятся в дебет счета "Отвлеченные средства" (субсчет "Прочие отвлеченные средства") по кредиту счета "Специальные фонды" (субсчет "Прочие специальные фонды" с соответствующим выделением в аналитическом учете этого фонда).

3.6. Сумма указанных выше отчислений в фонд на возмещение потерь от уценки товаров списывается с отвлеченных средств в общем порядке при распределении прибыли после утверждения годового отчета.

3.7. Средства фонда на возмещение потерь от уценки хранятся на расчетных счетах организаций и предприятий - владельцев фонда (торга, орса и др.) и расходуются только на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей, а также товаров, частично потерявших свое первоначальное качество.

Расходование средств фонда производится лишь в пределах плановых начислений текущего года. Запрещается производить уценки товаров за счет начислений будущих лет в фонд на возмещение потерь от уценки товаров.

Средства фонда, не использованные в текущем году, переходят на будущий год и используются по прямому назначению.

3.8. Суммы проведенной уценки товаров устаревших фасонов и моделей отражаются по кредиту счета "Переоценка товарно-материальных ценностей" с одновременным списанием сумм этой уценки за счет соответствующего источника:

3.8.1. при списании за счет фонда на возмещение потерь от уценки товаров устаревших фасонов и моделей - по дебету счета "Поощрительные и специальные фонды", субсчет "Фонд уценки товаров";

3.8.2. при списании за счет средств бюджета - по дебету счета "Расчеты с бюджетом";

3.8.3. при списании за счет торговых скидок - по дебету счета "Торговая наценка и налог с оборота", субсчет "Торговая наценка (скидки, накидки)";

3.8.4. при списании за счет сверхплановой прибыли - по дебету счета "Прибыли и убытки".

3.9. Сумма уценки, не перекрытая после проведения сезонной уценки товаров начисленным фондом или другими установленными источниками, остается на счете "Переоценка товарно-материальных ценностей" и отражается в бухгалтерской отчетности в разделе "В" актива баланса по отдельной строке "Уценка товаров устаревших фасонов и моделей".

3.10. Разница в торговых скидках проводится по дебету счета "Торговые скидки" и кредиту счета "Товары в предприятиях розничной торговли" или "Товары на складах и базах".

3.11. Сумма уценки товаров в розничной торговой сети, подлежащая возмещению за счет средств этого фонда, определяется по описи-акту как разница между стоимостью товаров по прежним розничным ценам (до уценки) и новым розничным ценам (после уценки) с исключением торговой скидки с этой суммы.

3.12. На оптовых базах сумма уценки, подлежащая возмещению за счет фонда уценки, определяется:

3.12.1. по товарам, облагаемым налогом с оборота, - как разница между стоимостью по старым розничным ценам (до уценки) и новым ценам (после уценки);

3.12.2. по товарам, не облагаемым налогом с оборота, - как разница между стоимостью товара по старым розничным ценам (до уценки) за минусом торговой или средней торговой и сбытовой скидки и стоимостью по новым ценам (после уценки) за минусом средней торговой и сбытовой скидки, исчисленной к этим ценам.

Налог с оборота по реализации республиканскими базами оптовой торговли товаров устаревших фасонов и моделей и товаров, частично потерявших свое первоначальное качество, исчисляется исходя из прейскурантных цен без учета уценки.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»