Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ СССР

ПРИКАЗ

     

от 3 июня 1983 года N 98


Положение о претензионной комиссии предприятия гражданской авиации*

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации с 1 января 2021 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 13 июня 2020 года N 857
____________________________________________________________________


1. Общие положения

1.1. Претензионная комиссия создается на предприятиях гражданской авиации, являющихся юридическим лицом, в целях обеспечения оперативного и коллегиального рассмотрения претензий, вытекающих из договора о воздушной перевозке.

---------------

* Претензии, вытекающие из расчетов, поставки и других имущественных отношений между предприятиями гражданской авиации, рассматриваются соответствующими отделами предприятий и ведению претензионных комиссий не подлежат.

1.2. Настоящее положение регулирует работу претензионной комиссии предприятия гражданской авиации и порядок рассмотрения ею вытекающих из договора о воздушной перевозке претензий предприятий, организаций, учреждений и граждан, а также встречных претензий других предприятий гражданской авиации.

1.3. Претензионная комиссия создается в составе: председатель - первый заместитель начальника (командира) предприятия гражданской авиации; членов комиссии: начальник СОП (СОПП или СОПГП), главный бухгалтер, старший юрисконсульт (юрисконсульт).

1.4. Претензионная комиссия в своей деятельности руководствуется Воздушным кодексом Союза ССР, законами СССР и союзных республик, постановлениями правительства, приказами, "Правилами перевозки пассажиров, багажа и грузов по воздушным линиям СССР" и другими руководящими документами Министерства гражданской авиации, а также настоящим Положением.

1.5. Руководство деятельностью претензионной комиссии осуществляет начальник (командир) предприятия гражданской авиации в соответствии с настоящим Положением.

Методическое руководство претензионной работой в предприятиях и управлениях ГА осуществляет Юридический отдел Министерства гражданской авиации.

Отчетность о проведенной работе по рассмотрению претензий осуществляет Управление организации перевозок Министерства гражданской авиации*.

---------------

* В настоящее время - Главное управление авиационных работ и перевозок ГА.

1.6. Делопроизводство претензионной комиссии (учет претензий, проверка и подготовка материалов, подготовка решений, ответов на письма, контроль за исполнением решений и т.п.) осуществляется инспектором по претензиям отдела перевозок предприятия гражданской авиации, а там, где его нет, - специально назначенным лицом.

2. Функции претензионной комиссии

2.1. Претензионная комиссия рассматривает:

а) все претензии предприятий, организаций, учреждений и граждан о возмещении убытка, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением договора о воздушной перевозке;

б) заявления граждан, имеющих по общим нормам законодательства СССР и союзных республик право на возмещение стоимости утраченных в связи со смертью пассажира личных вещей, ручной клади, багажа и других ценностей, сданных к перевозке воздушным транспортом;

в) регрессные требования предприятий гражданской авиации, удовлетворивших в установленном порядке предъявленные к ним пассажирами или клиентурой претензии или иски;

г) жалобы пассажиров и других граждан, а также клиентуры на решения, вынесенные по их претензиям должностными лицами предприятий гражданской авиации;

д) претензии по другим вопросам, вытекающим из договора о воздушной перевозке, в том числе и по нарушениям брони.

2.2. Претензионная комиссия предприятия гражданской авиации рассматривает все претензии, указанные в п.2.1 настоящего Положения, и принимает по ним решения.

2.3. В управлениях гражданской авиации создаются аналогичные претензионные комиссии. Кроме вопросов, определенных настоящим Положением для комиссии предприятия, претензионная комиссия управления гражданской авиации рассматривает:

а) претензии, предъявленные к подчиненным предприятиям, в которых претензионные комиссии не созданы;

б) жалобы на решения претензионных комиссий подчиненных предприятий, если начальником управления будет признано необходимым пересмотреть принятое решение;

в) претензии, рассмотренные претензионными комиссиями подчиненных предприятий, решения по которым опротестованы одним из членов комиссии или признаны принятыми с нарушением действующего законодательства, Правил перевозки, настоящего Положения, по недостаточно проверенным материалам, вновь открывшимся обстоятельствам или иным причинам;

г) претензии, принятые к рассмотрению по распоряжению начальника управления гражданской авиации или по указанию Министерства гражданской авиации.

2.4. Претензионная комиссия управления гражданской авиации осуществляет руководство и постоянный надзор за деятельностью претензионных комиссий подчиненных предприятий.

2.5. Претензионная комиссия управления гражданской авиации вправе отменить или изменить решение по претензии, рассмотренной претензионной комиссией подчиненного предприятия.

Претензионная комиссия управления гражданской авиации в случае отмены ранее вынесенного решения либо выносит по этой претензии свое решение, либо предлагает претензионной комиссии подчиненного предприятия произвести дополнительную проверку претензии, истребовать необходимые документы, объяснения отдельных лиц и повторно рассмотреть ее с учетом собранных материалов.

2.6. Председатель претензионной комиссии управления гражданской авиации вправе изъять из рассмотрения претензионной комиссии подчиненного предприятия любую претензию, принять ее к производству претензионной комиссией управления для рассмотрения по существу.

3. Порядок предъявления претензий

3.1. Претензия предъявляется по каждому перевозочному документу отдельно.

Претензии предъявляются предприятию гражданской авиации места отправления или места назначения по усмотрению заявителя претензии.

3.2. Право на предъявление претензий имеют граждане и организации, перечисленные в статьях 108 и 109 Воздушного кодекса Союза ССР.

При предъявлении претензий должны соблюдаться сроки, предусмотренные статьей 110 Воздушного кодекса Союза ССР.

Претензии по поводу недобора, перебора платежей на взыскание штрафа за просрочку в доставке груза и других видов платежей до 10 рублей претензионными комиссиями не рассматриваются.

Если недоборы или переборы в отношении одной и той же организации имели систематический характер, то указанное выше ограничение права предъявления претензий не применяется.

3.3. Претензия должна излагаться в письменной форме и содержать все необходимые для ее разрешения сведения.

Обстоятельства, которые обязательно должны быть указаны в претензии, устанавливаются Правилами перевозки.

3.4. Заявитель обязан приложить к претензии перечисленные в Правилах перевозки подлинные документы, подтверждающие содержащиеся в ней требования. При отсутствии возможности представить подлинные документы к заявлению должны быть приложены их надлежаще оформленные копии. Отсутствие возможности предъявления подлинников должно подтверждаться или вытекать из материалов претензии.

3.5. Инспектор по претензиям или специально назначенное лицо по получении претензии обязан проверить:

а) право заявителя на предъявление претензии;

б) соблюдение срока на предъявление претензии;

в) полноту приложенных документов;

г) правильность предъявления претензии к данному предприятию гражданской авиации.

3.6. Проверив материалы претензии, председатель претензионной комиссии принимает решение:

а) о принятии претензии к рассмотрению;

б) о дополнительном истребовании документов;

в) о возврате претензии заявителю.

В необходимых случаях вопрос о возможности рассмотрения предъявленной претензии по существу решается на заседании претензионной комиссии.

3.7. Претензия, предъявленная с нарушением требований Воздушного кодекса Союза ССР, Правил перевозки, настоящего Положения и не принятая к рассмотрению, возвращается заявителю в течение десяти дней со дня ее получения вместе с приложенными документами.

При возврате претензии заявителю в сопроводительном письме должны быть указаны обоснованные мотивы отказа в приеме претензии к рассмотрению.

В письме должны также содержаться разъяснения заявителю, что претензия считается неподанной и что возврат претензии не прерывает течение срока, установленного для предъявления претензии.

В необходимых случаях заявителю претензии должно быть дано разъяснение о требованиях предприятия гражданской авиации, выполнение которых обеспечит правильное оформление претензии.

3.8. Если заявителем претензии предъявлены все документы, указанные в статье 108 Воздушного кодекса Союза ССР, и претензия предъявлена в указанный срок, но для рассмотрения претензии необходимы дополнительные документы, претензионная комиссия обязана принять такую претензию к рассмотрению и истребовать от заявителя претензии необходимые дополнительные документы.

Возвращать такие претензии заявителю не разрешается.

В письме заявителю о представлении дополнительных документов должны быть указаны конкретные требования предприятия гражданской авиации, обоснование их необходимости и срок представления документов.

Непредставление дополнительных документов не может рассматриваться как основание к отказу в рассмотрении претензии.

3.9. В случае предъявления претензии с пропуском срока, установленного статьей 110 Воздушного кодекса Союза ССР, претензионная комиссия вправе признать причины пропуска срока уважительными, принять претензию к рассмотрению по существу.

3.1. Предприятие гражданской авиации, получившее по почте претензию, которая должна быть заявлена другому предприятию, обязано переслать ее в 10-дневный срок со всеми документами надлежащему предприятию и одновременно поставить в известность об этом заявителя претензии.

Если такая претензия предъявляется пассажиром, грузоотправителем или грузополучателем непосредственно, а не пересылается по почте, председатель претензионной комиссии вправе отказать в приеме претензии и разъяснить заявителю, какому предприятию гражданской авиации и по какому адресу следует ее предъявить.

3.11. Если претензия адресована неправильно, что будет установлено при ее рассмотрении, предприятие гражданской авиации, принявшее претензию, обязано переслать ее тому предприятию, которое должно ее рассмотреть в соответствии с Воздушным кодексом Союза ССР, Правилами перевозки и настоящим Положением, а также известить об этом заявителя претензии.

3.12. Вся переписка претензионной комиссии ведется от имени начальника (командира) предприятия гражданской авиации или его первого заместителя.

3.13. Каждая претензия, предъявленная с соблюдением всех требований, должна быть зарегистрирована в специальном журнале и на нее заводится отдельное дело.

4. Рассмотрение претензий

4.1. Принятая к рассмотрению претензия подлежит проверке.

Проверка претензии производится претензионистом службы организации перевозок или другим специально назначенным работником.

В зависимости от обстоятельств, послуживших основанием для претензии, проверка ее производится либо в аэропорту назначения, либо на всем пути следования пассажира, багажа, груза и почты.

4.2. Проверка претензии должна быть начата в аэропорту назначения. При этом документы, приложенные к претензии, должны быть сличены с документами, имеющимися в аэропорту назначения. К ним должна быть приобщена вся относящаяся к данной перевозке служебная документация (акты о неисправностях и другие акты, почтово-грузовые ведомости, заключения экспертизы, сертификаты и т.п.).

Если будет установлено, что нарушение договора о перевозке, повлекшее предъявление претензии, произошло в пути следования пассажира, багажа или груза, претензия подлежит направлению для проверки в то предприятие, виновность которого в нарушении договора о перевозке усматривается по материалам проверки претензии в аэропорту назначения.

Претензия и приложенные к ней документы, а также материалы проверки пересылаются не позднее 15-дневного срока заказной почтой с вложением в пакет описи подлинных и других документов.

4.3. Предприятие гражданской авиации, получившее претензионный материал в порядке, указанном в п.4.2, обязано в 20-дневный срок по получении претензии тщательно проверить все обстоятельства данной перевозки в подчиненных аэропортах и принять заключение о полном или частичном признании или отклонении ответственности. В случае отклонения претензии она вместе с собранными в результате проверки подлинными документами и с заключением возвращается предприятию, которому была заявлена.

В том случае, когда в результате проверки будет установлено, что неисправность допущена другим предприятием гражданской авиации, претензия пересылается ему в срок и в порядке, установленном п.4.2, с уведомлением об этом предприятия, которому заявлена претензия.

4.4. В случае несвоевременной подготовки претензионных материалов или оставления претензий без ответа виновные лица привлекаются к дисциплинарной ответственности.

4.5. Проверка претензии в порядке, установленном п.4.2, является внутриведомственной (служебной). Заявитель об этой проверке не уведомляется.

4.6. Предприятие гражданской авиации, признавшее ответственность по претензии, поступившей к нему на рассмотрение в порядке, установленном п.4.2, перечисляет в 10-дневный срок признанную сумму заявителю претензии, уведомив об этом предприятие, направившее претензию.

4.7. По окончании внутриведомственной проверки претензия рассматривается претензионной комиссией с участием всех ее членов в установленные статьей 111 Воздушного кодекса Союза ССР сроки.

4.8. Претензия рассматривается в отсутствие заявителя. В исключительных случаях претензионная комиссия может пригласить или допустить заявителя претензии или его представителя на заседание комиссии для участия в рассмотрении заявленной им претензии.

4.9. В случае необходимости претензионная комиссия вправе вызвать на заседание комиссии работников предприятия гражданской авиации или подчиненных ему подразделений для объяснений, консультаций, справок, заключений и т.п.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»