Недействующий

     

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

ЗАКОН


Изменения и дополнения в законодательство СССР о труде       

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с принятием
нового законодательства Российской Федерации
____________________________________________________________________


1) дополнить Основы статьей 17(1) следующего содержания:

"Статья 17(1). Дополнительные основания прекращения трудового договора некоторых категорий работников

Помимо оснований, предусмотренных статьей 17 настоящих Основ, трудовой договор некоторых категорий работников может быть прекращен в случаях:

1) однократного грубого нарушения трудовых обязанностей руководителем предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями;

2) совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны администрации;

3) совершения работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы.

Законодательством Союза ССР и, в определяемых им пределах, законодательством союзных республик могут устанавливаться дополнительные основания прекращения трудового договора некоторых категорий работников при нарушении установленных правил приема на работу и в других случаях":

2) статью 18 изложить в следующей редакции:

"Статья 18. Расторжение трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации с предварительного согласия или с учетом мнения соответствующего профсоюзного комитета

Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 1 (кроме случаев ликвидации предприятия, учреждения, организации), 1(1), 2, 5 статьи 17 настоящих Основ может быть произведено лишь с предварительного согласия соответствующего профсоюзного комитета.

Расторжение трудового договора по основаниям, предусмотренным пунктами 3, 4, 7, 8 статьи 17 и пунктами 2 и 3 статьи 17(1) настоящих Основ, производится с учетом мнения соответствующего профсоюзного комитета. Отрицательное мнение профсоюзного комитета не препятствует расторжению трудового договора.

Профсоюзный комитет сообщает администрации в письменной форме о принятом решении в десятидневный срок";

3) дополнить Основы статьей 18(1) следующего содержания:

"Статья 18(1). Расторжение трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации без предварительного согласия или учета мнения соответствующего профсоюзного комитета

Расторжение трудового договора по инициативе администрации предприятия, учреждения, организации без согласия или учета мнения соответствующего профсоюзного комитета допускается в случаях:

ликвидации предприятия, учреждения, организации;

неудовлетворительного результата испытания, установленного при приеме на работу;

увольнения с совмещаемой работы в связи с приемом другого работника, не являющегося совместителем, а также в связи с ограничениями на работу по совместительству, предусмотренными законодательством;

восстановления на работе рабочего или служащего, ранее выполнявшего эту работу;

увольнения работника - не члена профессионального союза, действующего на предприятии, в учреждении, организации;

увольнения с предприятия, из учреждения, организации, где отсутствует профсоюзный комитет;

увольнения руководителя предприятия, учреждения, организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения), его заместителей, руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности органами государственной власти и управления, а также общественными организациями и другими объединениями граждан.

Законодательными актами Союза ССР и союзных республик могут быть предусмотрены и другие случаи расторжения трудового договора по инициативе администрации без согласия или учета мнения соответствующего профсоюзного комитета";

4) в названии и части второй статьи 54 слова "Уставы о дисциплине" заменить словами "Уставы и положения о дисциплине";

5) в статье 56:

пункт 5 изложить в следующей редакции:

"5) увольнение (пункты 3, 7 и 8 статьи 17, а также пункт 1 статьи 17(1))";

часть вторую изложить в следующей редакции:

"Законодательными актами Союза ССР и союзных республик, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных категорий рабочих и служащих также и другие дисциплинарные взыскания";

дополнить статью частью четвертой следующего содержания:

"При применении дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду";

6) дополнить Основы статьями 56(1), 56(2) и 56(3) следующего содержания:

"Статья 56(1). Органы, правомочные применять дисциплинарные взыскания

Дисциплинарное взыскание применяется органом, которому предоставлено право приема (избрания, утверждения и назначения на должность) данного работника.

Дисциплинарные взыскания на работников, несущих дисциплинарную ответственность по уставам, положениям и другим актам законодательства Союза ССР и союзных республик о дисциплине, могут налагаться также органами, вышестоящими по отношению к органам, указанным в части первой настоящей статьи.

Работники, занимающие выборные должности, могут быть уволены только по решению органа, которым они избраны, и лишь по основаниям, предусмотренным законодательством.

Статья 56(2). Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий

До применения дисциплинарного взыскания от работника должно быть затребовано письменное объяснение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно за обнаружением проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске.

Взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения проступка, а по результатам ревизии и или проверки финансово-хозяйственной деятельности - не позднее двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Приказ (распоряжение) или постановление о применении дисциплинарного взыскания с указанием мотивов его применения объявляется (сообщается) рабонику, подвергнутому взысканию, под расписку.

Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством.

Орган, рассматривающий трудовой спор, вправе учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующее поведение работника, отношение к труду, а также соответствие дисциплинарного взыскания тяжести совершенного проступка.

Статья 56(3). Снятие дисциплинарного взыскания

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания работник не будет подвергнут новому дисциплинарному взысканию, то он считается не подвергшимся дисциплинарному взыскания.

Органом, применившим взыскание, оно может быть снято до истечения года по собственной инициативе, по ходатайству непосредственного руководителя или трудового коллектива, если подвергнутый взысканию не совершил нового проступка и проявил себя как добросовестный работник.

В течение срока действия дисциплинарного взыскания меры поощрения к работнику не применяются";

7) статью 86 изложить в следующей редакции:

"Статья 86. Органы, рассматривающие трудовые споры

Трудовые споры по вопросам применения законодательных и иных нормативных актов о труде, коллективного договора и других соглашений о труде рассматриваются:

1) комиссиями по трудовым спорам;

2) профсоюзными комитетами предприятий, учреждений, организаций (подразделений);

3) районными (городскими) народными судами.

Трудовые споры некоторых категорий работников по отдельным вопросам рассматриваются вышестоящими органами (статья 94 настоящих Основ).

Трудовые споры об установлении работнику новых или изменении существующих условий труда разрешаются администрацией предприятия, учреждения, организации и соответствующим профсоюзным комитетом в пределах предоставленных им прав";

8) часть вторую статьи 87 исключить;

9) статью 88 изложить в следующем редакции:

"Статья 88. Рассмотрение трудовых споров профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения)

Профсоюзный комитет предприятия, учреждения, организации (подразделения) рассматривает трудовые споры по заявлениям рабочих и служащих или администрации, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам, если законодательством не предусмотрен иной порядок их рассмотрения. Профсоюзный комитет выносит постановление по существу спора";

10) статью 89 изложить в следующей редакции:

"Статья 89. Рассмотрение трудовых споров в районных (городских) народных судах

В районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры:

1) по заявлению рабочего, служащего, администрации или профессионального союза, когда они не согласны с решением комиссии по трудовым спорам;

2) по заявлению рабочего, служащего или администрации, когда они не согласны с постановлением профсоюзного комитета;

3) по заявлению рабочего, служащего или администрации при их несогласии с решением комиссии по трудовым спорам, если на предприятии, в учреждении, организации (подразделении) имеется несколько профессиональных союзов;

4) по заявлению прокурора, если решение комиссии по трудовым спорам или постановление профсоюзного комитета противоречит законодательству.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются трудовые споры по заявлениям:

1) рабочих и служащих предприятий, учреждений, организаций, где комиссии по трудовым спорам не избираются;

2) рабочих и служащих о восстановлении на работе, независимо от оснований прекращения трудового договора, об изменении даты и формулировки причины увольнения, об оплате за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы, за исключением споров работников, для которых предусмотрен иной порядок их рассмотрения;

3) администрации о возмещении рабочими и служащими материального ущерба, причиненного предприятию, учреждению, организации;

4) рабочих и служащих по вопросу применения трудового законодательства, который в соответствии с действующим законодательством был решен администрацией и профсоюзным комитетом предприятия, учреждения, организации (подразделения) в пределах предоставленных им прав.

Непосредственно в районных (городских) народных судах рассматриваются также споры об отказе в приеме на работу:

лиц, приглашенных на работу в порядке перевода с другого предприятия, из учреждения, организации;

молодых специалистов, окончивших высшее или среднее специальное учебное заведение, а также лиц, окончивших профессионально-техническое учебное заведение и направленных в установленном порядке на работу на данное предприятие, в учреждение, организацию;

других лиц, с которыми администрация предприятия, учреждения, организации в соответствии с законодательством обязана заключить трудовой договор";

11) часть четвертую статьи 90 изложить в следующей редакции:

"Жалобы, поданные по истечении двух лет с момента вступления в законную силу решения суда или решения вышестоящего органа об отказе в восстановлении на работе, рассмотрению не подлежат";

12) часть вторую статьи 91 изложить в следующей редакции:

"Если расторжение трудового договора с рабочим или служащим произведено администрацией предприятия, учреждения, организации без обращения в соответствующий профсоюзных комитет (статья 18 настоящих Основ), суд приостанавливает производство по делу, запрашивает согласие или мнение профсоюзного комитета и после его получения рассматривает спор по существу. В случае отказа профсоюзного комитета в даче согласия на увольнение работника (часть первая статьи 18 настоящих Основ) суд принимает решение о восстановлении его на работе";

13) в статье 92 слова "но не более чем за три месяца" заменить словами "но не более чем за один год";

14) статью 94 изложить в следующей редакции:

"Статья 94. Рассмотрение споров некоторых категорий работников по вопросам увольнения, перевода на другую работу и наложения дисциплинарных взысканий

Споры руководящих работников, избираемых, утверждаемых или назначаемых на должности высшими органами государственной власти и управления Союза ССР, союзных и автономных республик, судей, прокуроров, их заместителей и помощников, а также следователей прокуратуры по вопросам увольения, изменения даты и формулировки причины увольнения, перевода на другую работу, оплаты за время вынужденного прогула или выполнения нижеоплачиваемой работы и наложения дисциплинарных взысканий рассматриваются вышестоящими органами.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»