Недействующий

Налоговый кодекс Российской Федерации

Глава 3. Принципы и общие начала налогового
законодательства


Статья 18. Обязанность по уплате налогов.

1. Каждое физическое и юридическое лицо обязано участвовать в государственных расходах в соответствии со своими доходами и имуществом путем уплаты налогов и приравненных к ним платежей.

2. Освобождение от уплаты налога или обложение дополнительными сборами налогоплательщиков допускается только по основаниям, установленным Кодексом.

3. Запрещаются безвозмездные налоговые и приравненные к ним изъятия у налогоплательщиков иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, Таможенным кодексом и законодательством о природопользовании Российской Федерации.

Статья 19. Установление и отмена налогов.

1. Право установления и отмены федеральных налогов, сборов и других платежей, а также льгот и преимуществ по налогообложению по федеральным налогам на территории Российской Федерации принадлежит Федеральному Собранию Российской Федерации.

2. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать налоги на своей территории, а также устанавливать льготы и преимущества по налогам субъектов Российской Федерации только в соответствии и в пределах, установленных настоящим Кодексом. При этом льготы по налогообложению могут устанавливаться в пределах сумм налогов, зачисляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в их бюджеты.

3. Органы законодательной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные настоящим Кодексом, а также превышать предельный уровень ставок налогообложения.


Статья 20. Разграничение размеров налогообложения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

1. Налоги должны распределяться между Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления таким образом, чтобы гарантировать минимальный уровень жизни на всей территории России и обеспечить реализацию каждым органом государственной власти и местного самоуправления возложенной на него в соответствии с Конституцией Российской Федерации и иным законодательством компетенции.

2. Всякое изменение установленной законодательством Российской Федерации компетенции органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления, а также соотношения их полномочий, сопряженное с увеличением или уменьшением расходов соответствующего бюджета, должно сопровождаться одновременным изменением законодательства о налогообложении, позволяющим обеспечить финансирование деятельности по реализации новых полномочий.


Статья 21. Правовой статус налогоплательщиков и налоговых органов.

Налогоплательщики и налоговые органы имеют равные юридические возможности защиты своих прав и интересов и несут равную юридическую и имущественную ответственность за последствия своих неправомерных действий.

Статья 22. Фискальная эффективность налога.

Сбор по каждому отдельно взятому налогу должен составлять не менее 5% налоговых поступлений соответствующего бюджета.

Статья 23. Порядок установления налоговых льгот.

1. Каждая налоговая льгота или преимущество могут устанавливаться только органами законодательной власти в порядке, предусмотренном в настоящем Кодексе.

2. Налоговые льготы предоставляются налогоплательщикам, занимающимся однородными видами производства и услуг. Запрещается предоставление налоговых льгот, носящих индивидуальный характер.

3. При предоставлении налоговых льгот поощряется деловая и производственная активность.

4. Налоговые льготы носят разрешительный (при этом возмездный и срочный) либо заявительный характер. Предоставление налоговых льгот налогоплательщику взаимосвязано с повышенной ответственностью за результаты его предпринимательской деятельности.

Статья 24. Правила налогового производства.

1. Один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за определенный настоящим Кодексом и иным налоговым законодательством период налогообложения.

2. Определенный в соответствии с налоговым законодательством объект налогообложения постоянно подлежит налогообложению независимо от изменения формы собственности, конкретного собственника и организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.

3. Все участники налогового производства имеют равные права на защиту, в том числе в судебном порядке и несудебных юрисдикциях.


Статья 25. Налогообложение иностранных физических и юридических лиц.

1. Иностранные физические и юридические лица подлежат налогообложению на территории Российской Федерации в соответствии с настоящим Кодексом с учетом особенностей, установленных международными договорами Российской Федерации и международными налоговыми соглашениями с участием Российской Федерации.

2. Взимание налога с иностранных физических и юридических лиц может быть прекращено или ограничено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также на основе принципа взаимности в случае, если в соответствующем иностранном государстве такие же меры осуществляются по отношению к гражданам и юридическим лицам Российской Федерации, что должно быть официально подтверждено центральным налоговым органом этого иностранного государства. В последнем случае освобождение от налогообложения осуществляется на основании решения, принимаемого Государственной налоговой службой Российской Федерации.

Статья 26. Применение иностранных налоговых законов.

Применение иностранных налоговых законов или признание основанных на этих законах актов применения налогового законодательства, вынесенных компетентными органами иностранных государств, на территории Российской Федерации может иметь место, если такое применение или признание не противоречит настоящему Кодексу, а также предусмотрено международными обязательствами Российской Федерации.

Статья 27. Международные соглашения.