Статус документа
Статус документа

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

1. Общие положения



1.1. Настоящие Указания распространяются на проектирование земляного полотна новых и реконструируемых железных дорог колеи 1520 (1524) мм и автомобильных дорог, а также на проектирование вторых путей железных дорог.

1.2. Земляное полотно включает в себя насыпи и выемки, а также водоотводные устройства и сооружения, предназначенные для отвода поверхностных и грунтовых вод (кюветы, нагорные, продольные и забанкетные канавы, банкеты, перепады, быстротоки, дренажи, галереи, штольни).

На участках с наличием или возможным развитием оползней, обвалов (каменных, снежных), заносов (снежных и песчаных), селей и оврагов необходимо предусматривать соответствующие защитные и укрепительные устройства и сооружения.

1.3. Конструкцию земляного полотна следует принимать в зависимости от категории дороги, типа дорожной одежды и местных природных условий, в том числе от условий увлажнения, состояния и свойств грунтов основания, с учетом деления территории СССР на дорожно-климатические зоны (табл. 1, рис. 1), а также опыта эксплуатации дорог в данном районе и необходимости обеспечения бесперебойного и безопасного движения при оптимальном сочетании строительных и эксплуатационных показателей проектируемых объектов.

Таблица 1



зоны


Примерные географические границы
и краткая характеристика дорожно-климатических зон


I

Севернее линии, соединяющей: Мончегорск - Поной - Несь - Ошкурья - Сухая - Тунгуска, Канск - Госграница и Биробиджан - Де-Кастри. Зона включает географические зоны: тундры, лесотундры и северо-восточную часть лесной зоны с распространением вечномерзлых грунтов


II


От границы I зоны до линии, соединяющей: Львов - Житомир - Тулу - Горький - Ижевск - Кыштым - Томск - Канск, Биробиджан - Де-Кастри - граница с Китайской Народной Республикой. Зона включает географическую зону лесов с избыточным увлажнением грунтов


III


От границы II зоны до линии, соединяющей: Кишинев - Кировоград - Белгород - Куйбышев - Магнитогорск - Омск - Бийск - Туран. Зона включает лесостепную географическую зону со значительным увлажнением грунтов в отдельные годы


IV


От границы III зоны до линии, соединяющей: Джульфу - Степанакерт - Буйнакск - Кизляр - Волгоград, далее проходит южнее на 200 км линии, соединяющей Уральск - Актюбинск - Караганду и до северного побережья озера Балхаш. Зона включает географическую степную зону с недостаточным увлажнением грунтов


V


Зона расположена к юго-западу и к югу от границы IV зоны и включает пустынную и пустынно-степную географические зоны с засушливым климатом и распространением засоленных грунтов


Примечание. Кубань и западную часть Северного Кавказа следует относить к III дорожно-климатической зоне; Черноморское побережье, предкавказские степи, за исключением Кубани и западной части Северного Кавказа, следует относить к IV зоне; горные области, расположенные выше 1000 м над уровнем моря, а также малоизученные районы следует относить к той или иной зоне в зависимости от местных природных условий.



Рис. 1. Схема деления территории СССР на дорожно-климатические зоны

1.4. При проектировании земляного полотна должны быть приняты комплексные решения по выбору и назначению:

конструкции земляного полотна с учетом способов производства работ;

грунта для насыпей с учетом вида и состояния грунтов основания, высоты проектируемой насыпи, а также запасов и дальности возки грунта;

вида, параметров и конструкции водоотводных устройств соответственно расчетным расходам поверхностной воды и гидрогеологическим условиям;

типа укреплений откосов земляного полотна и водоотводных устройств с учетом местных условий.