Статус документа
Статус документа

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

Нормы уплотнения грунта в теле насыпей



2.18. И проектах необходимо предусматривать работы по уплотнению насыпей из грунтов всех видов, за исключением скальных из слабовыветривающихся горных пород (для железнодорожных насыпей). Для верхней части насыпей из скальных грунтов слабовыветривающихся пород следует применять щебенистый материал.

Уплотнение в железнодорожных насыпях скальных грунтов из легковыветривающихся пород (аргиллитов, алевролитов, глинистых сланцев и т. п.), а также крупнообломочных грунтов, в том числе с глинистым заполнителем, обеспечивается посредством:

назначения необходимого числа проходов уплотняющих машин, устанавливаемого на основе предварительного пробного уплотнения;

ограничения толщины отсыпаемых слоев и размеров отдельных камней;

создания запаса на осадку согласно нормам, приведенным в табл. 7, п. 1.     

Таблица 7



Характеристика условий


Величина запаса в % от проектной высоты насыпи

1. Насыпи железнодорожные из скальных и крупнообломочных грунтов при послойном возведении насыпи с применением уплотняющих машин

2. Насыпи железнодорожные из песчаных и глинистых грунтов, возводимые с коэффициентом уплотнения К:


3





К = 0,90 (п. 2.19)

1-2,5*

К = 0,95

0,5

3. Насыпи железнодорожные из глинистых переувлажненных грунтов

2-3

______________

* Большие величины запаса относятся к насыпям, возводимым в короткие сроки (до 6 месяцев) из грунтов с влажностью, близкой к предельно допустимой (п. 2.22).


2.19. Требуемую плотность песчаных и глинистых грунтов в теле насыпей в г/см следует определять по формуле     

,                                            (6)

где - максимальная плотность (объемный вес скелета используемого грунта) в г/см, определяемая по методу стандартного уплотнения (приложение 2);

- минимальный коэффициент уплотнения, принимаемый по табл. 8 - для железнодорожных насыпей и табл. 9 - для автодорожных.     

Таблица 8

Часть насыпи

Общая толщина уплотняемых слоев в м для линий

Коэффициент К для линий

  

I, II категорий и вторых путей

III
категории

I категории и вторых путей

II, III
категорий***


Верхняя


1,0


0,5


0,98; 0,95*


0,95; 0,92*


Нижняя


Зависит от высоты насыпи


0,95; 0,92*


0,95**; 0,90

___________________

* Для насыпей из одноразмерных песков.

** На участках с сильно пересеченным рельефом, а также в пределах участков длиной до 100 м на подходах к средним и большим мостам и на участках подтопления.

*** Для линий IV и V категорий минимальное значение коэффициента уплотнения устанавливается равным 0,90 по всей высоте насыпей.



Уменьшение коэффициента уплотнения песчаных и глинистых грунтов по сравнению с нормами, приведенными в табл. 8, допускается для насыпей железных дорог в случаях невозможности или нецелесообразности достижения этих значений по физическим свойствам грунтов с малой влажностью, в том числе сухих барханных песков, или переувлажненных глинистых грунтов. Для насыпей автомобильных дорог такое уменьшение по сравнению с величинами табл. 9 необходимо предусматривать в случае применения глинистых переувлажненных грунтов.

Уменьшенные значения коэффициента уплотнения следует принимать на основе данных стандартного уплотнения с учетом положений пп. 2.22, 5.9, а также предусматривать дополнительные меры, обеспечивающие общую устойчивость земляного полотна и прочность его основной площадки для железных дорог и верхней части земляного полотна для автомобильных дорог, с обоснованием решений технико-эхкономическими расчетами.     

Таблица 9

Виды земляного

Часть земляного

Глубина располо-

Коэффициент К в случаях применения покрытий

полотна

полотна

жения слоя от поверхности

усовершен- ствованных капитальных

усовершенствованных облегченных и переходных

  

  

покрытия в м

В дорожно-климатических зонах

  

  

  

II, III

IV, V

II, III

IV, V

  

  
Верхняя


До 1,5


1,00; 0,98


0,98; 0,95


0,98; 0,95


0,95

  
Насыпи

  
Нижняя


1,5-6,0


0,95


0,95


0,95


0,95; 0,90

  

неподтапливаемая


Более 6,0


0,98


0,95


0,95


0,95; 0,90

  

  
Нижняя


1,5-6,0


0,98; 0,95


0,95


0,95


0,95

  

подтапливаемая


Более 6,0


0,98


0,98


0,95


0,95

Выемки и естествен-
ные
основания
низких
насыпей


В слое сезонного промерзания


До 1,2*


1,00; 0,98


0,98; 0,95


0,98; 0,95


0,95

  

  
Ниже слоя сезонного промерзания


До 1,2*


0,95


0,95; 0,92


0,95; 0,92


0,90

________________

* В пределах IV и V  дорожно-климатических зон - до 0,8 м.

Примечание. Большие значения коэффициента уплотнения следует принимать в случаях применения цементобетонных и цементогрунтовых покрытий и оснований, а также усовершенствованных облегченных покрытий.



Для железнодорожных насыпей, возводимых с К0,95, следует предусматривать запас на осадку по нормам табл. 7.

При этом для верхней части (толщиной 0,5-1,0 м) железнодорожных насыпей во всех случаях не допускается применять грунты, абсолютное значение плотности которых после уплотнения менее 1,45 г/см.

Для автодорожных насыпей коэффициент уплотнения одноразмерных песков, за исключением сухих барханных, следует назначать по табл. 10. При этом необходимо учитывать, что покрытия капитального типа на насыпях из одноразмерных песков допускается устраивать, как правило, не ранее чем через год после сооружения земляного полотна.