Статус документа
Статус документа

СН 449-72 Указания по проектированию земляного полотна железных и автомобильных дорог

Железнодорожные насыпи на сыром и мокром основаниях,
автодорожные насыпи на 2-м и 3-м типах местности



5.5. Насыпи на сыром и мокром основаниях для железных дорог, а также автомобильных дорог с усовершенствованными покрытиями капитального типа в I-III дорожно-климатических зонах следует проектировать преимущественно из дренирующих грунтов.

При использовании дренирующих грунтов для возведения всей насыпи или ее нижней части специальные мероприятия по обеспечению устойчивости земляного полотна предусматривать не требуется.

Глинистые грунты, мелкие и пылеватые пески, а также другие недренирующие грунты допускается применять для возведения насыпей на сыром и мокром основаниях только при соблюдении следующих условий:

влажность глинистого грунта должна удовлетворять требованиям п. 2.21, 2.22 настоящих Указаний;

необходимо предусматривать мероприятия, обеспечивающие устойчивость и прочность земляного полотна и его основания, в том числе осушение грунтов основания посредством углубленных водоотводных канав, устройство берм;

верхнюю часть насыпей автомобильных дорог следует проектировать с соблюдением требований п. 5.1 настоящих Указаний.

5.6. Несущую способность оснований следует проверять расчетом на всех участках; для насыпей на недостаточно прочном и слабом основаниях (см. п. 2.24) необходимо учитывать осадку, а при целесообразности - предусматривать мероприятия, ограничивающие время осадок периодом строительства.

5.7. Возвышение бровки земляного полотна железных дорог I-III категорий и низа дорожной одежды автомобильных дорог над поверхностью земли, расчетным уровнем поверхностных вод, стоящих более 20 суток, или над уровнем грунтовых вод следует назначать по табл. 18 с учетом требований п. 3.11.

Величину возвышения бровки насыпей железных дорог IV и V категорий и низа дорожной одежды автомобильных дорог IV, V и IV-II категорий с переходными и низшими типами покрытий допускается уменьшать по сравнению с нормами табл. 18 на основе данных опыта эксплуатации дорог в районе строительства, но не более чем в 1,5 раза.

Величина возвышения низа дорожной одежды для насыпей автомобильных дорог, проектируемых из крупных песков или других грунтов, сохраняющих устойчивость во влажном состоянии, не нормируется.

Величину возвышения низа дорожной одежды насыпей, проектируемых с откосами крутизной менее 1 : 1,5, а также с бермами, следует устанавливать по расчету. Величины возвышения низа дорожной одежды, приведенные в табл. 18, допускается уменьшать на толщину морозозащитного слоя в случаях устройства такого слоя. Величину возвышения низа дорожной одежды над горизонтом грунтовых вод, понижаемых посредством дренажа, следует принимать на 25% больше указанного по табл. 18.      

Таблица 18


Грунт, используемый для насыпи

Величины возвышения в м для дорог, расположенных в пределах дорожно-климатических зон (см. табл. 1)

  

II

III

IV

V


Песок средний и мелкий;

супесь легкая крупная


0,7
--
0,5


0,6
--
0,4


0,5
--
0,3


0,4
--
0,2


Песок пылеватый;

супесь легкая


1,2
--
0,6


0,8
--
0,5


0,8
--
0,4


0,7
--
0,3


Супесь пылеватая и тяжелая пылеватая; суглинок легкий, легкий пылеватый и тяжелый пылеватый


1,9
--
0,8


1,7
--
0,6


1,4
--
0,5


1,3
--
0,4


Суглинок тяжелый;

глины


1,9
--
0,7


1,4
--
0,6


1,1
--
0,4


1,0
--
0,4


Примечание. Числитель - возвышение бровки железнодорожных насыпей над поверхностью земли или над уровнем поверхностных вод; возвышение низа дорожной одежды автомобильных дорог над уровнем грунтовых или длительно (более 20 суток) стоящих поверхностных вод.

Знаменатель - возвышение низа дорожной одежды автомобильных дорог над поверхностью земли на участках с необеспеченным поверхностным стоком или над уровнем кратковременно (менее 20 суток) стоящих поверхностных вод.



Рис. 10. Поперечные профили автодорожных насыпей для автомобильных дорог
с водонепроницаемыми прослойками
(УГВ - на участках с высоким уровнем грунтовых вод,
УПВ - на участках с длительным стоянием уровня поверхностных вод)

1 - изолирующая, водонепроницаемая прослойка толщиной 3-8 см грунта, обработанного битумом
или другими гидрофобными материалами


Рис. 11. Поперечные профили автодорожных насыпей
с капилляропрерывающей прослойкой

1 - крупный гравий или камень на выходе прослойки; 2 - слой толщиной 15-20 см из гравия, щебня,
 гравелистого песка и др.; 3 - противозаиливающие слои толщиной
3-5 см из песка или мелкого гравия


За расчетный уровень грунтовых вод надлежит принимать расчетный осенний уровень, а при отсутствии необходимых данных - наивысший возможный уровень, определяемый по верхней границе оглеения грунтов.

5.8. Дренажи для понижения уровня грунтовых вод или их перехвата, замену грунтов, устройство капилляропрерывающих или изолирующих прослоек (рис. 10 и 11) следует предусматривать в случаях, когда выполнение требований п. 5.7 относительно возвышения низа дорожной одежды будет нецелесообразно по данным технико-экономических расчетов.