Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

ПИСЬМО

от 29 марта 1976 года N К-18-178


[О Методических рекомендациях об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении]

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минюста России от 30 апреля 2020 года N 112
____________________________________________________________________


Министерство юстиции СССР направляет Методические рекомендации об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении.

При подготовке рекомендаций учитывались действующее законодательство, регулирующее деятельность промышленных объединений и юрисконсультов, а также сложившаяся практика работы юридической службы промышленных объединений ряда министерств СССР.

Рекомендации имеют целью оказать помощь юридическим работникам в выполнении возложенных на них функций и задач, вытекающих из решений XXV съезда КПСС.

В случае необходимости на основе настоящих рекомендаций могут быть подготовлены ведомственные рекомендации, учитывающие специфику работы соответствующих отраслей народного хозяйства.

УТВЕРЖДЕНЫ
заместителем Министра
юстиции СССР
29 марта 1976 года

Методические рекомендации об организации работы юридической службы во всесоюзном промышленном объединении


1. Общие положения

1.1. Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения*, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467, в котором определены основные задачи, права и обязанности юридической службы в народном хозяйстве, а также с учетом Общего положения о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 2 марта 1973 года N 140**.

---------------

* В дальнейшем именуется "Общее положение о юридическом отделе, юрисконсульте".

** В дальнейшем именуется "Общее положение о промышленных объединениях".

Целью рекомендаций является оказание методической помощи юридическому отделу (бюро), главному (старшему) юрисконсульту и другим юридическим работникам* всесоюзного промышленного объединения в организации их работы по основным направлениям деятельности юридической службы.

---------------

* В дальнейшем используются термины: "юридический отдел (юрисконсульт)" и "юридическая служба".

1.2. Юридическому отделу (юрисконсульту) объединения целесообразно разработать и представить на утверждение начальнику объединения положение о юридической службе. При его подготовке следует учитывать требования Общего положения о юридическом отделе, юрисконсульте и отраслевого положения о юридической службе, утвержденного министерством (ведомством), указания министерства (ведомства) об организации правовой работы, а также специфику деятельности данного объединения.

В положении о юридической службе объединения необходимо предусмотреть, в частности, что по вопросам методики ведения правовой работы юридический отдел (юрисконсульт) руководствуется указаниями юридического отдела министерства, ведомства СССР. Кроме того, в нем следует установить, что юридический отдел (юрисконсульт) осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятиях и в организациях, входящих в состав объединения, проверяет и изучает состояние этой работы.

2. Планирование работы

2.1. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо планировать свою работу.

Рекомендуется составлять план основных мероприятий юридической службы на год или полугодие. Мероприятия этого плана следует уточнять и детализировать в планах, составляемых на очередной квартал. В связи с принятием новых нормативных актов, касающихся объединения, а также в других необходимых случаях могут разрабатываться целевые планы (тематические).

Целесообразно, чтобы план работы состоял из разделов, наименования которых соответствовали бы важнейшим направлениям деятельности юридической службы (укрепление договорной дисциплины, обеспечение сохранности социалистической собственности, соблюдение трудового законодательства и др.). В каждом из разделов указываются соответствующие мероприятия и определяются сроки их проведения. В плане работы юридического отдела (бюро) указываются также лица, ответственные за осуществление мероприятий. При определении исполнителей следует учитывать установленное среди сотрудников отдела (бюро) распределение должностных обязанностей.

2.2. При подготовке плана основных мероприятий юридическому отделу (юрисконсульту) надо анализировать сводные отчеты и балансы по всем видам производственно-хозяйственной деятельности объединения (а при необходимости отчеты и балансы, представляемые предприятиями и организациями в управление объединения) в части, касающейся вопросов соблюдения государственной, плановой и договорной дисциплины, законодательства о труде, а также обеспечения сохранности социалистической собственности. Кроме того, целесообразно изучать имеющиеся в управлении объединения материалы ревизий, инвентаризаций, балансовых комиссий, а также частные определения судов, представления следственных органов и сообщения арбитражей, поступившие в связи с нарушениями государственной дисциплины, приписками, искажениями отчетности и т.д.

По результатам анализа определяются мероприятия, подлежащие включению в план работы юридической службы. При этом необходимо учитывать, насколько эти мероприятия будут способствовать повышению уровня правовой работы и экономической эффективности производства в объединении.

В плане работы может быть предусмотрено, в частности:

участие в разработке положений об объединении, о структурных подразделениях и службах управления объединения, технико-экономическом совете;

изучение сложившейся на предприятиях и в организациях объединения практики установления прямых длительных хозяйственных связей, подготовка соответствующих предложений;

участие в разработке соглашений (договоров), заключаемых с управлениями других объединений, с предприятиями, хозрасчетными снабженческо-сбытовыми, а также оптовыми торгующими организациями;

проверка состояния правовой работы на предприятиях и в организациях объединения;

участие в осуществлении контроля за заключением договоров поставки продукции на текущий хозяйственный год;

обобщение и анализ практики рассмотрения хозяйственных споров, подведомственных объединению;

проведение семинаров и совещаний с работниками юридической службы предприятий и организаций, входящих в состав объединения;

изучение опыта работы юридических отделов (юрисконсультов) предприятий и организаций, входящих в состав объединения;

участие в подготовке материалов и предложений правового характера для внесения их на рассмотрение совета директоров и балансовых комиссий.

Решая вопрос о включении в план того или иного мероприятия, необходимо иметь в виду не только его актуальность, но и реальность выполнения этого мероприятия (предполагаемый объем работы, численный состав юридической службы и т.п.).

План основных мероприятий следует представить на утверждение начальнику объединения.

Юридический отдел (юрисконсульт) ведет учет исполнения плановых мероприятий. В юридическом отделе (бюро) целесообразно на производственных совещаниях заслушивать отчеты исполнителей. О результатах выполнения годового (полугодового) плана работы начальник юридического отдела (юрисконсульт) докладывает начальнику объединения.

3. Учет и хранение нормативных актов

3.1. Юридический отдел (юрисконсульт) всесоюзного промышленного объединения организует систематизированный учет и хранение поступающих в управление объединения и принятых объединением нормативных актов.

Регистрацию указанных актов необходимо производить в общем порядке, установленном инструкцией о делопроизводстве. Целесообразно, чтобы все поступающие в объединение нормативные акты направлялись для ознакомления юридическому отделу (юрисконсульту).

3.2. Для обеспечения быстрого поиска нужного акта юридической службе целесообразно вести систематическую картотеку нормативных актов. В этих целях следует использовать действующий в системе министерства (ведомства) классификатор, а при его отсутствии разработать свой классификатор, учитывающий актуальные для данного объединения вопросы.

3.3. В юридическом отделе (у юрисконсульта) целесообразно хранить не все нормативные акты, а только те, которые необходимы юридической службе в повседневной работе (общесоюзные законодательные и правительственные акты, кодексы, постановления Пленума Верховного Суда СССР, особые условия поставки, инструктивные указания и разъяснения Госарбитража СССР, инструкции (положения) министерства (ведомства) о порядке ведения договорной и претензионно-исковой работы и т.д.).

4. Работа по обеспечению законности
документов правового характера

4.1. Юридический отдел (юрисконсульт) должен проверять соответствие требованиям законодательства представляемых на подпись начальника объединения проектов приказов, положений, инструкций и других документов правового характера, а также визировать их.

Проект приказа или другого документа правового характера визируется юридическим отделом (юрисконсультом) после того, как он согласован с заинтересованными подразделениями и службами. Если проект с ними не согласован, то юридический отдел (юрисконсульт) возвращает его лицу, ответственному за подготовку данного документа, для завершения работы над проектом.

Анализируя проекты документов правового характера, юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо выяснить:

правомочен ли руководитель издать документ по данному вопросу;

соответствует ли документ действующему законодательству, актам вышестоящих органов управления и самого объединения, изданным по данному вопросу;

правильно ли сделаны ссылки на законы и другие нормативные акты.

Если в проекте приказа (другого документа правового характера) воспроизводится текст того или иного нормативного акта, то этот текст должен приводиться дословно.

В случае установления несоответствия проекта приказа (или другого документа правового характера) действующим нормативным актам юридическая служба, не визируя проект, дает соответствующее заключение с предложениями о законном порядке решения рассматриваемого вопроса. Заключение должно быть мотивированным, убедительным и обоснованным (в необходимых случаях со ссылкой на закон).

При подписании указанного документа начальником объединения вопреки заключению начальник юридического отдела (юрисконсульт) обязан сообщить об этом в министерство (ведомство) СССР.

4.2. Юридическая служба в необходимых случаях участвует в подготовке проектов нормативных актов, разрабатываемых управлением объединения, и в подготовке заключений по проектам нормативных актов, поступающих на отзыв объединения. Это участие может выражаться в различных формах: правовое консультирование, непосредственное участие в подготовке проектов, в их обсуждении и т.д. Участие юридического отдела (юрисконсульта) в подготовке проекта нормативного акта не освобождает его от обязанности визировать проект данного акта.

4.3. В практической деятельности юридического отдела (юрисконсульта) могут возникнуть различные спорные и неясные вопросы в связи с несовершенством отдельных нормативных актов или отсутствием правовых норм, регулирующих те или иные отношения.

Если это касается нормативных актов, утвержденных объединением, то юридической службе необходимо подготавливать и вносить на рассмотрение начальника объединения предложения об изменении, отмене этих актов или о подготовке новых нормативных актов. В тех же случаях, когда возникают такие вопросы в отношении ведомственных и других нормативных актов, юридический отдел (юрисконсульт) докладывает начальнику объединения материалы, подтверждающие необходимость внесения от его имени соответствующих предложений в вышестоящую организацию.

5. Договорная и претензионная работа

5.1. Юридическому отделу (юрисконсульту) следует участвовать в подготовке договоров и соглашений, заключаемых управлением объединения, и визировать их. При этом необходимо иметь в виду, что Общим положением о промышленных объединениях в ряде случаев определен вид или указан характер заключаемых договоров и соглашений (пп.51, 73, 80, 113).

В целях более четкой организации договорной и претензионной работы в управлении целесообразно, чтобы порядок подготовки, заключения, исполнения договоров (соглашений) и рассмотрения претензий был определен в приказе (инструкции). Этот приказ (инструкция) должен соответствовать методическим указаниям министерства (ведомства) и отражать особенности договорной и претензионной работы в данном объединении. Разрабатывать его юридическому отделу (юрисконсульту) следует совместно с заинтересованными подразделениями и службами управления объединения.

5.2. В соответствии с п.6 Общего положения о промышленных объединениях в необходимых случаях при централизованном выполнении производственно-хозяйственных функций управление объединения может определить основания и порядок возникновения обязательств между предприятиями, организациями и управлением объединения и устанавливать ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение этих обязательств. Юридической службе целесообразно принять участие в определении ответственности в соответствии с указанным пунктом Общего положения о промышленных объединениях. При этом следует руководствоваться общими нормами гражданского законодательства, в частности Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик (ст.4 "Основания возникновения гражданских прав и обязанностей", ст.14 "Сделки", ст.33 "Обязательство и его исполнение", ст.34 "Заключение договора", ст.36 "Ответственность за нарушение обязательств", ст.37 "Вина как условие ответственности за нарушение обязательств", ст.88 "Общие основания ответственности за причинение вреда") и Гражданским кодексом союзной республики.

5.3. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо изучать сложившуюся на предприятиях и в организациях объединения практику договорной работы. При этом следует прежде всего выяснить, насколько рациональна структура установленных предприятием (организацией) договорных связей, имеются ли возможности для расширения прямых длительных хозяйственных связей.

Кроме того, следует обращать внимание на законность и обоснованность условий договоров, соответствие их законным интересам сторон, а также на то обстоятельство, достаточно ли полно отражены в них особенности сложившихся между контрагентами отношений.

Целесообразно также изучить практику претензионно-исковой работы.

Общее положение о промышленных объединениях (п.75) возлагает на управление объединения контроль за заключением договоров на поставку продукции. В связи с этим юридической службе следует помогать структурным подразделениям и службам в организации работы по осуществлению такого контроля. В этих целях надо использовать обобщения практики договорной, претензионной и исковой работы, материалы рассмотренных в объединении споров, сообщения арбитражей, а также материалы проверок и т.д.

По материалам изучения практики договорной и претензионной работы следует вносить предложения об устранении вскрытых недостатков и улучшении этой работы. В случае необходимости вносить предложения о рассмотрении указанных вопросов на совете директоров или подготовке приказов по объединению, в частности приказов о расширении прямых длительных хозяйственных связей, о заключении договоров на очередной хозяйственный год.

Материалы изучения практики договорной и претензионной работы юридическому отделу (юрисконсульту) следует использовать при чтении лекций сотрудникам управления объединения по вопросам хозяйственного законодательства и в выступлениях на заседаниях совета директоров, балансовых комиссий, совещаниях хозяйственного актива.

6. Работа по обеспечению правовыми средствами
надлежащего качества продукции

6.1. Одной из главных задач всесоюзного промышленного объединения является выпуск продукции высокого качества. В связи с этим юридическому отделу (юрисконсульту) следует активно использовать правовые средства для решения этой задачи.

6.2. Юридический отдел (юрисконсульт) должен участвовать в подготовке приказов по объединению, касающихся вопросов обеспечения качества продукции, и оказывать правовую помощь подразделениям и службам управления объединения, занятым разработкой проектов государственных стандартов. Участвуя в обсуждении проектов государственных стандартов, следует обращать внимание прежде всего на то, чтобы проект соответствовал действующему законодательству и в то же время не дублировал нормативные акты (например, инструкцию о порядке приемки продукции по качеству).

Целесообразно, чтобы проекты нормативно-технической документации визировались юридическим отделом (юрисконсультом).

6.3. Юридическому отделу (юрисконсульту) необходимо изучать на предприятиях и в организациях объединения практику использования таких правовых средств в работе по улучшению качества продукции, как предъявление претензий и исков, возмещение ущерба с виновных лиц, привлечение их к дисциплинарной ответственности, пропаганда законодательства о качестве продукции и др.

В работе предприятий и организаций по обеспечению правовыми средствами надлежащего качества продукции должен умело использоваться хозяйственный договор, в том числе договор поставки. Необходимо, чтобы в договорах на поставку продукции не только указывались номера и индексы стандартов и технических условий, но и уточнялись и детализировались требования покупателя (получателя) к качеству продукции в пределах показателей и норм, установленных стандартами и другими нормативно-техническими документами. И на это обстоятельство следует обращать особое внимание. Необходимо систематически обобщать практику рассмотрения в объединении споров о качестве продукции. Материалы изучения и обобщения практики рассмотрения споров о качестве продукции следует использовать для подготовки соответствующих предложений.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»