Московская Декларация
Глав государств - участников Договора о Таможенном союзе и
Едином экономическом пространстве



Мы, Главы государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года,

исходя из общего стремления к расширению и углублению многостороннего сотрудничества на основе положений, зафиксированных в Договоре,

стремясь в преддверии XXI века придать новый импульс взаимовыгодному и равноправному сотрудничеству,

заявляем о нижеследующем.

Основной целью интеграции наших стран на данном этапе является завершение формирования Таможенного союза, как непременного условия подъема национальных экономик, повышения жизненного уровня людей и устойчивого демократического развития.

По нашему общему убеждению, несмотря на объективные сложности интеграционных процессов и негативное воздействие мирового финансового кризиса, в рамках Таможенного союза удалось добиться позитивных экономических результатов. Согласованы совместные действия государств-участников по активизации торгово-экономического сотрудничества и преодолению последствий финансово-экономического кризиса, заложены основы общего таможенного тарифа, определены меры по укреплению взаимодействия национальных валютно-финансовых систем. Начато формирование единого правового пространства, определены направления сближения и гармонизации законодательств. В рамках осуществления программы десяти простых шагов навстречу простым людям решаются многие социальные и гуманитарные проблемы.

Мы полны решимости обеспечить реализацию приоритетных задач развития интеграционных процессов на ближайшую перспективу, направленных на:

эффективное функционирование общего рынка товаров, услуг, капитала и труда;

создание условий стабильного развития структурной перестройки экономик наших государств;

проведение согласованной налоговой, денежно-кредитной, валютно-финансовой, торговой, таможенной  и тарифной политики;

развитие единых транспортных, энергетических, информационных и правовых систем;

выработку комплекса согласованных мер государственной поддержки развития приоритетных отраслей экономики, производственной и научно-технологической кооперации.

Деятельность Таможенного союза по развязке ключевых экономических проблем подтверждает действенность разноскоростной интеграции в рамках региональных объединений и Содружества Независимых Государств в целом.

Мы единодушны в том, что дальнейшее поступательное развитие интеграционных процессов в рамках Таможенного союза возможно только при условии политической и экономической стабильности в государствах-участниках. В этом плане мы выступаем против любых форм проявления международного терроризма, политического и религиозного экстремизма, угрожающих безопасности общества и граждан наших стран.

Выражаем уверенность в том, что усилия по формированию единого экономического пространства Таможенного союза и в дальнейшем будут получать всемерную поддержку народов государств-участников, способствовать наращиванию темпов экономической стабилизации и повышению жизненного уровня наших граждан.

Наш союз открыт для присоединения любого государства СНГ, признающего его принципы и готового взять на себя в полном объеме обязательства, вытекающие из принятых документов.

Президент
 Республики Беларусь
Александр Лукашенко

Президент Республики Казахстан
Нурсултан Назарбаев


Президент Кыргызской Республики
Аскар Акаев

Президент Российской Федерации
Борис Ельцин

Президент Республики Таджикистан
Эмомали Рахмонов


Москва, Кремль,
26 октября 1999 года

         

Программа гармонизации национальных законодательных и
 иных нормативных правовых актов государств - участников
Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом
простроанстве от 26 февраля 1999 года

     
1. Общие положения


Программа гармонизации (сближение и унификация) национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года (далее - Договор) представляет собой системы взаимосогласованных государствами - участниками Договора взглядов на общие для них цели и приоритеты формирования правовой основы Таможенного союза, пути, мероприятия, механизм и этапы их практического осуществления.

Стержнем Программы гармонизации является добровольность и самостоятельность государств в определении направлений и глубины участия в процессах сближения, унификации (гармонизации) национальных законодательств, их постепенность и этапность реализации.

Необходимость разработки и принятия Программы гармонизации объективно обусловлена тенденциями сближения национальных    законодательств государств - участников Договора и приведения их в соответствие с межгосударственными, межправительственными и межведомственными договорами, заключаемыми в развитие интеграционных процессов.

2. Цель и основные принципы гармонизации


Цель гармонизации - уcтановление единообразного (унифицированного) порядка регулирования правоотношений в рамках Договора посредством юридической интерпретации положений заключенных международных договоров, решений органов управления интеграцией в национальные законодательные и иные нормативные  правовые акты.

     Основные принципы гармонизации:


- согласованность правового регулирования на принципах, взаимоприемлемых для законодательств государств - участников Договора;

- синхронность принятия актов по вопросам углубления интеграции;

- последовательность этапов гармонизации в соответствии с юридической значимостью и иерархией законодательных и иных нормативных правовых актов;

- приоритетность общепринятых принципов международного права над актами национального законодательства.

3. Этапы, основания и механизм гармонизации


Гармонизация национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора осуществляется поэтапно.

Первый этап: определение требующих гармонизации:

- отраслей законодательства;

- сфер в рамках отдельной отрасли законодательства;

- проблемных вопросов правового регулирования в отдельной сфере законодательства.

Второй этап: проведение сравнительно-правового анализа национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, определение их соответствия заключенным международным договорам с последующей подготовкой рекомендаций по их гармонизации.

Третий этап: определение согласованных перечней национальных законодательных и иных нормативных правовых актов, подлежащих гармонизации, с учетом их юридической значимости в правоприменительной практике и иерархии.

Четвертый этап: синхронное принятие законодательных и иных нормативных правовых актов соответствующими государственными органами.

Пятый этап: контроль за реализацией решений органов управления интеграцией по вопросам, связанным с гармонизацией законодательных и иных нормативных правовых актов.

Основаниями гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов государств - участников Договора являются:

- заключенные международные договоры, из которых возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;

- решения Межгосударственного Совета;

- решения Совета глав правительств;

- модельные законодательные акты и другие акты Межпарламентского Комитета;

- решения Интеграционного Комитета;

- межведомственные договоры, заключаемые соответствующими государственными органами государств - участников Договора;

- собственная инициатива государств - участников Договора.

Механизм гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов заключается в следующем:

- изъятии действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов из правовой системы национального законодательства;

- приведении действующих национальных законодательных и иных нормативных правовых актов в соответствие с положениями международных договоров и решениями органов управления интеграцией в соответствии с их компетенцией;

- правовой интерпретации модельных законодательных и иных нормативных правовых актов, разрабатываемых в сферах, где возникает либо может возникнуть необходимость гармонизации, в акты национального законодательства;

- включении международных договоров в национальные правовые системы;

- восполнении правовых пробелов национального законодательства путем принятия новых законодательных и иных нормативных правовых актов во исполнение заключенных международных договоров.

Предложения о принятии мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов должны основываться на беспристрастной и всесторонней оценке ситуации в соответствующей области правового регулирования в контексте отношений между государствами - участниками Договора и проблем, возникающих в этой связи, для осуществления целей и принципов заключенных международных договоров и решений органов управления интеграцией.

4. Основные аспекты, подлежащие гармонизации


Основные аспекты, подлежащие гармонизации, по которым государства - участники Договора стремятся достигнуть общности позиций:

- правовой статус субъектов гражданских прав, включая особенности правового положения в гражданских правоотношениях резидентов и нерезидентов государств - участников;

- правовой режим приобретения имущества в собственность, владение, пользование и распоряжение резидентами и нерезидентами государств - участников;

- правовой режим создания, осуществления деятельности ликвидации (включая банкротство) и ответственности юридических лиц и физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;

- правовой режим обязательственного,  вещного, авторского права и иных правоотношений, вытекающих из договоренностей об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей;

- правовой механизм участия государства, административно-территориальных единиц, государственных органов в правоотношениях, регулируемых гражданским законодательством;

- регулирование денежно-кредитной и валютно-финансовой систем, налогообложения, банковской деятельности;

- общие принципы ценообразования в гражданско-правовых и административно-правовых правоотношениях;

- правовой режим охраны окружающей среды, жизни и здоровья граждан, включая предотвращение и ликвидацию последствий явлений природного и техногенного характера.

5. Координация работы по гармонизации


Координацию работы по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов осуществляет Координационный совет по гармонизации, Положение о котором утверждается Межпарламентским Комитетом и Интеграционным Комитетом.

     Направления координации:


- координация совместной работы органов управления интеграцией и государств - участников Договора по гармонизации национальных законодательных и иных нормативных правовых актов;

- координация законопроектных планов разрабатываемых модельных законодательных и иных нормативных правовых актов;

- по согласованию с государствами - участниками Договора координация национальных законопроектных планов и планов подготовки и принятия подзаконных нормативных правовых актов;

- взаимодействие с компетентными государственными органами сторон, осуществляющими законопроектную работу и работу по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;

- координация правовой помощи по уголовным, гражданским и семейным делам, как форма гармонизации законодательства на уровне правоприменения.

6. Межгосударственный Совет и Совет глав правительств в
 решении проблем гармонизации


Межгосударственный Совет участвует в решении проблем гармонизации в следующих аспектах:

- принимает решения о том, какие законодательные и иные нормативные правовые акты, с учетом заключенных международных договоров и ранее принятых решений органов управления интеграцией подлежат сближению и унификации;

- устанавливает последовательность осуществления соответствующих мер по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов;

- принимает решения по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов, как в отношении конкретных актов, действующих на территориях государств - участников Договора, так и в отношении определенных областей правового регулирования;

- разрешает вопрос о том, какие меры по гармонизации законодательных и иных нормативных правовых актов следует применить в отношении соответствующих актов государственных органов государств - участников Договора либо, с учетом принятых Межгосударственным Советом решений, в соответствующей области правового регулирования.

В случаях, когда по общему мнению государств - участников Договора, это является необходимым и оправданным Межгосударственный Совет вправе принимать следующие акты:

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»