Недействующий

     

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


О новом этапе реализации Государственной целевой
программы "Жилище"

____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
Указа Президента Российской Федерации от 31 января 2007 года N 114
____________________________________________________________________

В целях ускорения решения жилищной проблемы в интересах граждан Российской Федерации, эффективного проведения жилищной реформы в современных экономических условиях и повышения ее социальной направленности

постановляю:

1. Одобрить Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище" (прилагаются).

2. Считать главными задачами нового этапа решения жилищной проблемы:

обеспечение возможности улучшения жилищных условий для семей со скромным и средним достатком путем внедрения в практику долгосрочных жилищных кредитов на приемлемых условиях, предоставления субсидий на строительство и приобретение жилья, оказания помощи в развитии индивидуального жилищного строительства и других мер государственной поддержки граждан, нуждающихся в жилье;

увеличение объемов и повышение качества жилищного строительства, перестройку производственной базы жилищного строительства на современном техническом уровне, совершенствование системы эксплуатации, ремонта и финансирования жилищно-коммунального хозяйства;

расширение прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в улучшении жилищных условий граждан и в проведении жилищной реформы.

3. Правительству Российской Федерации:

обеспечивать реализацию нового этапа Государственной целевой программы "Жилище";

в 2-месячный срок утвердить перечень и сроки разработки проектов основных нормативных правовых актов Российской Федерации, необходимых для реализации нового этапа Государственной целевой программы "Жилище".

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать соответствующие региональные программы, руководствуясь Основными направлениями нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище".

Президент
Российской Федерации
Б. Ельцин

Москва, Кремль

29 марта 1996 года
N 431


ОДОБРЕНЫ
Указом Президента
Российской Федерации
от 29 марта1996 г. N 431

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
НОВОГО ЭТАПА РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "ЖИЛИЩЕ"

Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище" (далее именуются - Основные направления) разработаны в соответствии с Комплексным планом действий Правительства Российской Федерации по реализации в 1995 году Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию "О действенности государственной власти в России" и Программы Правительства Российской Федерации "Реформы и развитие Российской экономики в 1995 - 1997 годах". В указанных Основных направлениях определены долгосрочные перспективы федеральной жилищной политики на период до 2000 года и конкретные задачи на 1996 - 1997 годы.

I. ВВЕДЕНИЕ

1. В одобренной постановлением Совета Министров Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 г. N 595 (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, N 28, ст. 2593) Государственной целевой программе "Жилище" (далее именуется - программа "Жилище") были определены принципиальные положения долгосрочной государственной жилищной политики, намечены конкретные меры по ее осуществлению в 1993 1995 годах.

Прошедший период подтвердил эффективность предусмотренных направлений жилищной реформы, позволил полностью или частично решить ряд поставленных в программе "Жилище" задач.

2. На основе Конституции Российской Федерации принят ряд основополагающих законов, иных правовых актов, обеспечивающих проведение жилищной реформы.

3. Преодолено сокращение объемов жилищного строительства.

Ввод жилья в 1995 году превысил соответствующие показатели 1992, 1993 и 1994 годов. Ввод в эксплуатацию общей площади индивидуальных жилых домов за 1995 год возрос в 1,4 раза, и ее доля в общем вводе жилья составила свыше 23 процентов (приложение N 1).

4. Изменилась структура жилищного фонда по формам собственности. Доля частного жилищного фонда, составлявшая 30 процентов в 1992 году, превысила 50 процентов в 1995 году, в том числе доля жилищного фонда, находящегося в собственности граждан, увеличилась за этот период с 26 до 41 процента соответственно. Приватизировано более одной трети квартир государственного и муниципального жилищного фонда (приложение N 2).

Начал функционировать рынок жилья. Почти на 2 млн. уменьшилось число семей, стоящих в очереди на улучшение жилищных условий (общая численность очередников составляет около 8 млн. семей). При этом около 1,4 млн. семей из состава очередников улучшили свои жилищные условия с использованием вновь введенных рыночных механизмов.

Средняя обеспеченность жильем увеличилась на 1,2 кв. м и составила 18 кв. м на человека.

5. Коренные изменения произошли в структуре источников финансирования жилищного строительства. Доля бюджетных средств во вводе жилья, достигавшая до начала экономической реформы 80 процентов, сократилась примерно до 26 процентов, в том числе средств федерального бюджета - до 15 процентов (приложение N 3).

Основным источником финансирования жилищного строительства стали внебюджетные средства в сочетании с различными формами государственной поддержки граждан и юридических лиц, принимающих участие в финансировании строительства жилья.

6. Повысился удельный вес малоэтажного жилищного строительства. Получил решение вопрос о передаче или продаже в собственность граждан земельных участков для индивидуального жилищного строительства. Началась перестройка производственной базы жилищного строительства, больше внимания стало уделяться проблемам энергосбережения, снижения веса зданий и эксплуатационных затрат.

7. Начат поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг, предусматривающий снижение объема бюджетных дотаций в жилищно-коммунальное хозяйство с внедрением системы субсидий малоимущим гражданам. В ряде городов создаются товарищества собственников жилья, проводится демонополизация жилищно-коммунального хозяйства.

8. В условиях перехода на рыночные принципы хозяйствования удалось сохранить работоспособный строительный комплекс и квалифицированные кадры; укрепить на новой основе в ходе приватизации опытные коллективы строителей, работников промышленности стройматериалов и стройиндустрии; создать в процессе демонополизации новые подрядные структуры, способные при наличии инвестиций значительно увеличить объемы жилищного строительства.

9. Расширилось привлечение в жилищную сферу иностранных инвестиций. Завершается строительство за счет средств Федеративной Республики Германии военных городков для семей офицеров, служивших ранее на ее территории. За счет средств американского гранта в 19 областях ведется строительство или приобретение 5 тыс. квартир для военнослужащих, уволенных из Вооруженных Сил. Вступило в силу Соглашение между Правительством России и Международным банком реконструкции и развития (МБРР) о предоставлении займа в объеме 400 млн. долларов на осуществление в России жилищного проекта.

10. Вместе с тем в реализации программы "Жилище" имелись недостатки, ряд прогнозов не подтвердился. Продолжается снижение инвестиционной деятельности. В 1994 году имел место спад ввода жилья на 8 процентов. Домостроительные комбинаты используют менее 60 процентов своих мощностей по выпуску продукции. Допущена не регламентированная градостроительными нормами беспорядочная застройка пригородов г. Москвы и других городов, в том числе большим количеством коттеджей, недостроенных и не находящих спроса из-за отсутствия инфраструктуры.

11. Острота жилищной проблемы не снизилась. Насущно необходимыми стали повышение социальной направленности жилищной реформы, разработка дополнительных мер государственной поддержки определенных социальных групп населения. Это касается прежде всего малоимущих граждан, молодых и многодетных семей, а также военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, лиц, проработавших длительное время в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших в результате аварий и стихийных бедствий. Миллионы граждан еще стоят в очередях по улучшению жилищных условий, проживая в общежитиях, коммунальных квартирах и ветхих домах. Требуют уточнения порядок и темпы перехода на новые условия оплаты жилья и коммунальных услуг с обеспечением дифференциации и адресности субсидий малоимущим.

12. В ходе практической реализации программы "Жилище" в регионах Российской Федерации, деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления выявилась необходимость новых подходов к ряду проблем жилищной реформы, внесены апробированные на практике многочисленные предложения, направленные на совершенствование системы финансирования, кредитования и налогообложения жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, сохранение и восстановление жилищного фонда за счет его реконструкции, а также уточнение ряда архитектурно-технических и градостроительных аспектов нового этапа жилищной реформы. Эти предложения нашли отражение в Основных направлениях.

13. Цель нового этапа в реализации программы "Жилище" дальнейшее развитие долгосрочной государственной жилищной политики по проведению жилищной реформы и повышению ее социальной направленности.

В качестве механизма осуществления нового этапа в реализации программы "Жилище" предусматривается внесение дополнений и изменений в отдельные ее положения для решения следующих основных задач:

усиление социальной защиты малоимущих групп населения при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования, в первую очередь в части оплаты жилья и коммунальных услуг в домах всех форм собственности;

коренное улучшение обеспечения жильем военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, северян, вынужденных переселенцев, граждан, пострадавших от аварий и стихийных бедствий, и других групп населения, обеспечение жильем которых осуществляется государством с привлечением средств федерального бюджета;

распространение эффективных систем целевой поддержки нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан (в том числе работников бюджетной сферы, молодежи и других групп граждан с низкими и средними доходами) при строительстве или приобретении жилья;

стимулирование развития доступных для населения систем долгосрочного кредитования строительства или приобретения жилья и других форм внебюджетного финансирования жилищной сферы;

снижение затрат населения в жилищной сфере путем дальнейшего развития конкуренции в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства, производства строительных материалов, изделий и предметов домоустройства;

развитие частной собственности на жилые помещения, здания в целом и иную недвижимость в жилищной сфере;

совершенствование рыночных подходов к решению вопросов градостроительства и обеспечения доступа к земельным участкам для строительства жилья и иных объектов жилищной сферы;

упорядочение планировки и застройки пригородов крупных городов;

доведение ввода в эксплуатацию общей площади жилых домов в 1996 году до уровня 43 - 45 млн. кв. м, в 1997 году - 46 - 50 млн. кв. м и в 2000 году - 65 - 80 млн. кв. м.

II. ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ НОВОГО ЭТАПА
ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

14. Прошедший период характеризовался интенсивной работой по правовому регулированию жилищной сферы. В развитие принятых ранее федеральных законов "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и "Об основах федеральной жилищной политики" были разработаны, приняты и введены в действие в течение 1993 - 1995 годов свыше 50 законодательных и иных правовых актов.

15. Подготовлены проекты ряда федеральных законов, имеющих основополагающее значение для реализации нового этапа жилищной реформы. В их числе проекты части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации, Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации, федеральных законов "Об ипотеке (залоге недвижимого имущества)", "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", "О товариществах собственников жилья", "О ценных бумагах".

16. На новом этапе реализации программы "Жилище" в 1996 - 1997 годах необходимо завершить создание целостной системы законодательных и иных правовых актов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством и сделками в жилищной сфере.

Предстоит осуществить неотложные меры по ускорению принятия указанных выше уже подготовленных законов и внести вытекающие из них изменения и дополнения в действующие законодательные и нормативные акты.

Одновременно в 1996 году необходимо на федеральном уровне разработать дополнительно ряд важных законодательных и нормативных актов, а на уровне министерств, ведомств и субъектов Российской Федерации разработать и утвердить подзаконные ведомственные и региональные правовые акты, обеспечивающие практический механизм реализации на местах программы "Жилище", в частности по следующим вопросам:

развитие конкуренции в сфере эксплуатации жилищного фонда для удешевления услуг, предоставляемых населению, и повышения их качества на основе обобщения опыта городов Москвы, Рязани, Нижнего Новгорода, Ярославля и других городов;

создание Федерального агентства по ипотечному кредитованию для формирования системы долгосрочного кредитования населения при строительстве, приобретении и реконструкции жилья, становления вторичного рынка ипотечных кредитов, для привлечения в сферу банковского кредитования целого спектра долгосрочных инвестиций;

совершенствование системы предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство, реконструкцию и приобретение жилья на основе распространения опыта использования системы субсидий в Нижегородской области, городах Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Туле и других городах за счет финансовых средств федерального, субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

дальнейшее развитие приватизации недвижимости в жилищной сфере путем установления механизмов передачи в общую долевую собственность граждан объектов общего пользования.

17. Необходимо также разработать и ввести в действие положение, включающее:

новый типовой договор найма в государственном и муниципальном жилищных фондах с разграничением взаимных прав и обязанностей нанимателя и наймодателя;

порядок предоставления государственного и муниципального жилищных фондов по договорам аренды, исключения неправомерных форм аренды (в особенности в общежитиях, сохранивших ведомственную принадлежность);

порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, цель которого - восстановить единую систему учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, определить круг претендентов на различные формы содействия в улучшении жилищных условий, пересмотреть перечень категорий граждан, имеющих право на первоочередное или внеочередное содействие в улучшении жилищных условий;

упорядочение правовых актов об обмене жилых помещений внутри городов и междугородных обменов, а также обмене жилья в пределах стран Содружества Независимых Государств.

18. Наряду с законодательными и нормативными актами будет разработан и принят ряд подпрограмм программы "Жилище", касающихся важнейших аспектов жилищной политики.

Это позволит более детально определить пути решения таких проблем, как энергосбережение в строительстве, перестройка производственной базы жилищного строительства и в первую очередь базы деревянного домостроения, реконструкция домов первых массовых серий, развитие инженерной инфраструктуры жилья и другие.

III. СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ НОВОГО ЭТАПА
ЖИЛИЩНОЙ РЕФОРМЫ

19. На новом этапе реализации программы "Жилище" необходимо обеспечить существенное повышение социальной направленности федеральной жилищной политики при переводе жилищной сферы в безубыточный режим функционирования, развитие жилищного рынка, формирование реального слоя собственников как социальной базы жилищной реформы.

20. Начатый в 1994 году переход на новую систему оплаты жилья (квартирной платы) и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

Этот порядок повышения ставок и тарифов на услуги жилищно-коммунального хозяйства учитывает принципы социальной справедливости, так как при этом основная доля удорожания ложится на граждан с высоким уровнем доходов, имеющих, как правило, площадь, превышающую социальную норму.

21. Большое значение при переходе на новую систему оплаты жилья (квартирной платы) и коммунальных услуг имеет рациональное установление социальной нормы общей площади жилья, которая в разных регионах страны колеблется от 13,5 до 21,5 кв. м, а в среднем составляет 18 кв. м на человека. При этом в некоторых регионах эта норма принята дифференцировано для городской и сельской местности или для семей различного состава.

Доля расходов на оплату жилья (квартирной платы) и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, дающая право на субсидию, колеблется от 10 до 15 процентов, а в подавляющем большинстве регионов принята на уровне 15 процентов.

22. Анализ перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг практически во всех регионах Российской Федерации свидетельствует, что взвешенный подход администраций регионов в принятии решений по этому вопросу позволил избежать социальной напряженности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»