ПЛАН ДЕЙСТВИЙ
в отношениях между Российской Федерацией
и Итальянской Республикой

Российская Федерация и Итальянская Республика, с удовлетворением отмечая превосходное развитие своих отношений в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, намерены обогащать и укреплять свое сотрудничество, с тем чтобы переводить его на уровень подлинного партнерства на основе Договора о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Итальянской Республикой от 14 октября 1994 года.

С этой целью они приняли настоящий План действий.

Политическое сотрудничество и диалог

Стороны, учитывая положения статьи 7 Договора о дружбе и сотрудничестве, подтверждают обязательство интенсифицировать политические контакты на всех уровнях в целях расширения внешнеполитического взаимодействия, а по возможности и способствовать принятию совпадающих позиций.

В этих целях, по крайней мере два раза в год, будут проходить встречи министров иностранных дел двух стран.

Стороны согласны также институционализировать их политический диалог посредством задействования системы углубленных консультаций по политическим вопросам, представляющим взаимный интерес, которые будут проводиться по согласованию или по запросу одной из Сторон. В этом контексте будут проводиться, по крайней мере два раза в год и как правило поочередно в обеих столицах, встречи на уровне заместителей министров иностранных дел и/или генеральных директоров, а также периодические консультации на уровне руководителей департаментов.

Для участия в вышеуказанных встречах могут приглашаться технические эксперты иных, чем Министерство иностранных дел, министерств и ведомств обеих стран.

Кроме того, в соответствии с положениями статьи 6 Договора о дружбе и сотрудничестве Стороны будут задействовать свои посольства и представительства при соответствующих международных организациях, с тем чтобы на местах осуществлять совместные инициативы, принятые на политическом уровне.

4.* Стороны будут оказывать поддержку друг другу в подключении к обсуждению на форумах расширенного или ограниченного состава вопросов, непосредственно их касающихся.

_________

* Нумерация соответствует оригиналу. Примечание "КОДЕКС".

5. Особое внимание Стороны уделят консультациям по вопросам деятельности ООН, безопасности, включая соответствующие аспекты ядерного и обычного разоружения, нераспространения ядерного оружия, контроля за экспортом вооружений, урегулирования кризисных ситуаций, возникающих на международной арене, по вопросам, затрагивающим регионы Черного и Средиземного морей, включая Балканы и Ближний Восток, борьбы с организованной преступностью и международным терроризмом.

6. Стороны подтверждают свою поддержку Организации Объединенных Наций и намерены вносить вклад в ее реформу для того, чтобы ООН была в состоянии дать ответ вызовам XXI века. Их шаги и впредь будут нацелены на то, чтобы содействовать эффективности, транспарентности и демократизации ООН. В дополнение к консультациям между Министерствами иностранных дел двух стран Стороны будут поощрять тесные рабочие контакты и периодический обмен мнениями между представительствами Российской Федерации и Итальянской Республики при ООН в Нью-Йорке, Женеве и Вене для того, чтобы осуществлять в пределах возможного согласование своих позиций.

7. Стороны подтверждают свою приверженность Парижской Конвенции о запрещении химического оружия, нацеленной на полное освобождение мира от этой категории оружия массового уничтожения. Они признают, что достижение этой цели потребует значительных усилий в политической, дипломатической, технологической и финансовой областях. С этой целью они приложат усилия для более тесной координации своих действий в рамках Организации по запрещению химического оружия. Кроме того, признавая необходимость безопасного и экологически обоснованного уничтожения существующих запасов химического оружия, Стороны заявляют о своем намерении заключить в возможно короткие сроки рамочное Соглашение о технологическом и финансовом содействии Италии в реализации Федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации".

8. Стороны считают Европу своим общим домом и будут вести дело к тому, чтобы европейские страны приумножали свои усилия в пользу мира, стабильности и безопасности, развивая одновременно отношения добрососедства, взаимоуважения, растущего доверия, взаимной выгоды с целью установления подлинного партнерства. Признавая центральную роль ОБСЕ в обеспечении безопасности и стабильности в Европе, Стороны подтверждают свое обязательство содействовать построению новой архитектуры европейской безопасности и, следуя решениям Лиссабонского саммита и Совета Министров в Копенгагене, ставят в центр сотрудничества в рамках ОБСЕ разработку всеобъемлющего и содержательного Документа - Хартии европейской безопасности.

Признавая ключевую роль Договора об обычных вооруженных силах в Европе, Стороны подчеркивают важность процесса адаптации Договора для обеспечения равной безопасности всех государств-участников, независимо от их членства в военно-политических союзах, для упрочения их отношений в области безопасности и укрепления доверия. В рамках деятельности Форума ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности Стороны согласны с целесообразностью поощрять развитие Венского документа 1994 года и разработку новых мер контроля над вооружениями.

Они также подтверждают свою поддержку развитию человеческого и экономического измерения ОБСЕ, работы "Минской группы" и деятельности долгосрочных миссий ОБСЕ в кризисных регионах в Европе.

9. Стороны придают важное значение вступлению в силу и реализации Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом, призванному поднять их взаимоотношения на качественно новый уровень. В этой связи они будут содействовать проведению двустороннего диалога, особенно в том, что касается политического сотрудничества Российской Федерации и Европейского Союза.

10. Стороны предпримут необходимые шаги в целях полного и своевременного осуществления инициатив по диалогу и сотрудничеству, предусмотренных Основополагающим Актом о сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора и, в частности, обеспечения эффективной и конструктивной деятельности Совместного Постоянного Совета.

11. Стороны с удовлетворением отмечают свое сотрудничество в рамках "восьмерки" и подтверждают обязательство вносить вклад в решение глобальных проблем в перспективе Третьего тысячелетия.

II. Сотрудничество в экономической, промышленной
и финансовой областях

Российская Федерация и Итальянская Республика, положительно оценивая сотрудничество в экономической, промышленной и финансовой областях, пришли к выводу о наличии благоприятных предпосылок для его наращивания в интересах обеих стран на долгосрочной и стабильной основе.

1. Стороны продолжат в полной мере использовать возможности механизма межправительственного сотрудничества, основными элементами которого являются Российско-Итальянский Совет по экономическому, промышленному и валютно-финансовому сотрудничеству и его Рабочие группы, а также действующий под эгидой Совета Комитет предпринимателей.

2. Стороны согласны с важностью устойчивого и плодотворного развития международного экономического сотрудничества путем гармонизации торгово-экономических отношений. Стороны будут предпринимать все возможные усилия для углубления и диверсификации российско-итальянских торговых связей.

3. Стороны сознают важную роль, которую играет для российско-итальянских экономических отношений развитие сотрудничества между Российской Федерацией и Европейским Союзом. Стремясь содействовать становлению подлинного партнерства между Российской Федерацией и Европейским Союзом, Стороны продолжат двусторонние консультации по вопросам деятельности совместных органов (Совета сотрудничества, Комитета сотрудничества, Комитета парламентского сотрудничества), создаваемых между Европейским Союзом и Российской Федерацией в соответствии с Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, вступившим в силу 1 декабря 1997 года, Стороны будут уделять особое внимание всеобъемлющему претворению в жизнь этого Соглашения. Стороны считают, что либерализация их двусторонней торговли, с учетом соответствующих многосторонних международных торговых соглашений, участниками которых они являются, явится важным вкладом в общий процесс гармонизации международных торгово-экономических отношений. Стороны считают важным поддерживать постояннее контакты между Представительством Российской Федерации и Представительством Итальянской Республики при Европейском Союзе.

4. Стороны будут поощрять постоянный обмен информацией и опытом между компетентными министерствами двух стран в различных областях их экономических отношений в целях содействия положительному решению вопросов, связанных с сотрудничеством Российской Федерации с Европейским Союзом, третьими странами и международными организациями. В этих целях могут быть также согласованы обмены специалистами для ознакомительных стажировок в компетентных ведомствах каждой из двух стран.

5. Будучи убеждены, что успеху демократических и экономических преобразований в Российской Федерации будет способствовать скорейшая интеграция Российской Федерации в мирохозяйственные связи, Стороны будут взаимодействовать в Европейском Деловом Конгрессе, созданном под эгидой ОБСЕ, в рамках Европейской Энергетической Хартии и Парижского клуба. Итальянская Сторона активно высказывается за успешное развитие и благоприятное завершение переговоров о вступлении Российской Федерации в ВТО. Стороны будут поддерживать рабочие контакты, призванные способствовать решению проблем, стоящих на пути вступления Российской Федерации в ОЭСР, а также в целях содействия сотрудничеству между Российской Федерацией и МВФ, Всемирным банком и ЕБРР.

6. Стороны будут развивать сотрудничество в рамках инициатив регионального характера, в том числе с учетом возможностей, открывающихся в рамках ЦЕИ (Центрально-Европейской инициативы), ЧЭС (Черноморского экономического сотрудничества) и Евро-средиземноморского процесса.

7. Отмечая важность подписанных в последнее время российско-итальянских договоров - Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, Конвенции об избежании двойного налогообложения, Соглашения о сотрудничестве и взаимной помощи в области валютного контроля, Соглашения о сотрудничестве по военно-техническим вопросам и в области оборонной промышленности, Стороны подтверждают свою готовность расширять и дополнять новыми договоренностями их торгово-экономическое и финансовое сотрудничество.

8. Стороны высказываются за качественное изменение структуры взаимной торговли путем увеличения товарообмена наукоемкой продукцией, считая, что подобные обмены на долгосрочной основе могут развиваться в таких отраслях, как авиатехника, космос, телекоммуникации, почтовая связь, конверсия оборонных предприятий, а также в целом высокотехнологичной продукции.

Стороны с удовлетворением отметили совместные инициативы, которые способствуют укреплению российско-итальянского сотрудничества в таких ключевых секторах экономики, как автомобилестроение, энергетика, агропромышленный комплекс, транспорт и инфраструктура. Российская сторона окажет государственную поддержку, в частности, в организации совместного производства семейства легковых автомобилей среднего класса в Нижнем Новгороде и городских автобусов в Санкт-Петербурге и других регионах Российской Федерации.

Стороны будут всемерно поощрять сотрудничество между организациями, предпрятиями и другими экономическими субъектами двух стран, в том числе путем создания и обеспечения деятельности совместных предприятий, а также другие формы промышленной кооперации. В этом контексте российские и итальянские органы власти предпримут усилия для того, чтобы обеспечить конкретные благоприятные условия и режим инвестиций, осуществляемых на своей территории физическими и юридическими лицами другой страны на основе положений и с учетом духа российско-итальянского Соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, подписанного в Риме 9 апреля 1996 года.

9. Стороны считают, что для развития российско-итальянской торговли и в целом экономического сотрудничества необходимо эффективное взаимодействие в финансовой сфере. Стороны будут и далее стремиться к углублению своего сотрудничества в финансовой сфере и изучать возможности более эффективного использования механизма финансирования совместных проектов, а также привлечения альтернативных негосударственных источников финансирования. В этом контексте они высказываются за активизацию взаимодействия между банковскими учреждениями двух стран. Российская Сторона с удовлетворением отмечает возобновление деятельности Итальянского Агентства по страхованию экспортных кредитов (САЧЕ) в отношении России.

10. Особое внимание Стороны будут уделять поощрению капиталовложений путем совершенствования соответствующих правовых актов, а также использования специализированных институтов кредитования и страхования.

11. В целях содействия двустороннему экономическому сотрудничеству Стороны будут взаимодействовать, в том числе в рамках общеевропейских и региональных транспортных проектов, в развитии транспортной инфраструктуры, соединяющей Российскую Федерацию и Итальянскую Республику.

12. Стороны, с удовлетворением констатируя укрепление связей между ними, признают целесообразным в полной мере задействовать потенциал межрегионального сотрудничества с учетом разграничения полномочий общегосударственного и регионального уровня. Стороны считают, что более тесная работа с регионами будет способствовать наращиванию традиционных деловых связей и капиталовложениям, а также увеличению числа конкретных проектов.

13. Стороны отмечают, что, учитывая многолетний опыт сотрудничества и анализ его перспектив, приоритетными направлениями двусторонних экономических связей являются: энергетика, машиностроение, химия и нефтехимия, фармацевтическая промышленность, легкая и пищевая промышленность, агропромышленный комплекс, металлургия, производство средств связи, строительство. Стороны положительно оценивают деятельность совместных Рабочих групп по вышеуказанным областям сотрудничества. По мнению Сторон, существенную пользу может также принести расширение взаимодействия между российскими и итальянскими отраслевыми и территориальными союзами и ассоциациями производителей и экспортеров, которые, наряду с Итало-Российской Торговой Палатой, призваны стать эффективным инструментом расширения торговых связей между Российской Федерацией и Итальянской Республикой. Стороны согласны также с необходимостью поощрять сотрудничество между малыми и средними предприятиями двух стран.

14. В связи с инициативой Президента Российской Федерации Б.Н.Ельцина, нацеленной на совершенствование подготовки управленческих кадров для экономических организаций и предприятий Российской Федерации, Стороны намерены осуществлять сотрудничество по подготовке руководителей российских предприятий в тех областях, которые имеют ключевое значение для промышленного развития и укрепления экономики Российской Федерации. Там, где это необходимо, Стороны заключат специальные соглашения для регулирования своего сотрудничества в этой сфере. Стороны также предпримут шаги в соответствующих структурах ЕС в целях реализации проектов профессиональной подготовки российских управленческих кадров в рамках программы ТАСИС и Европейского центра подготовки кадров в г.Турине.

15. Стороны признают целесообразным активизацию экономического и промышленного сотрудничества в третьих странах путем совместного участия в проектировании, поставках оборудования, выполнении строительно-монтажных и иных работ, освоении природных ресурсов, выполнении государственных заказов, в том числе в области оборонной промышленности в тех случаях, когда это не противоречит их законодательству.

III. Научно-техническое сотрудничество

1.Российская Федерация и Итальянская Республика осознают ключевую роль научно-технического прогресса в развитии современного общества, его возрастающее влияние на формирование картины мира в наступающем столетии;

с удовлетворением оценивают результаты, достигнутые благодаря двустороннему сотрудничеству в различных областях фундаментальных и прикладных исследований и новых технологий;

принимают во внимание отличный уровень сотрудничества между научно-техническими институтами и университетами двух стран;

пришли к выводу о наличии прочного фундамента для наращивания потенциала сотрудничества в научно-технической сфере.

2. Стороны положительно оценивают значимость и актуальность межправительственного Соглашения о научно-техническом сотрудничестве, подписанного 1 декабря 1995 года, особо отмечая сформулированный в нем четкий механизм регулирования вопросов интеллектуальной собственности.

3. Проанализировав состояние и тенденции развития науки и технологий в Российской Федерации и Итальянский Республике, Стороны считают, что приоритетными направлениями научно-технического сотрудничества будут:

- фундаментальные и прикладные исследования в области естественных наук, в том числе источников энергии, новых материалов, космоса, медицины и здравоохранения, фармацевтических наук, сельского хозяйства и в области агропромышленного комплекса;

- информатизационные технологии и вычислительная техника;

- промышленные исследования и новые технологии;

- проблемы экологии и охраны окружающей среды.

4. Для определения приоритетов финансирования при отборе проектов сотрудничества Стороны намерены исходить из следующих критериев:

- соответствие проектов национальным приоритетным направлениям развития науки и техники в обеих странах;

- междисциплинарный характер проектов, их направленность на создание новых технологий;

- перспективность подключения двусторонних проектов к международным многосторонним проектам, в частности, программам Европейского Союза.

5. Стороны будут всячески поощрять финансирование совместных проектов из частных источников.

6. Научное и технологическое сотрудничество, напрямую финансируемое Сторонами, будет реализовываться в соответствии с национальными законодательствами и международными обязательствами и может проходить, в частности, в следующих формах:

- обмен публикациями, документацией и информацией;

- совместные проекты и публикации;

- выставки, симпозиумы, круглые столы и экспозиции по научно-техническим темам;

- стажировки ученых в течение кратких и продолжительных сроков.

7. В контексте глобальной информационной революции важнейшим направлением российско-итальянского сотрудничества будет также являться область внедрения и распространения новых информационных технологий (НИТ).

Стороны будут совместно работать на направлении формирования глобального информационного сообщества, включая выработку международно-правовых принципов функционирования такого сообщества и определение, в частности, для всех государств-участников равных, недискриминационных условий доступа к НИТ, которые устраняли бы дисбаланс в их развитии и всемерно поощряли международное сотрудничество.

8. Особое внимание Стороны намерены уделить вопросам предотвращения использования научно-технических достижений в противозаконных целях. Стороны будут сотрудничать в том числе в деле недопущения распространения по каналам "Интернет" электронной продукции криминального и вредного содержания и разработки возможных законодательных, технических и других мер, направленных на предотвращение и нейтрализацию последствий злоупотребления в этой области.

9. Министерство науки и технологий Российской Федерации и Министерство иностранных дел Итальянской Республики уполномочены, в качестве соответствующих координирующих органов, на выполнение настоящего Плана действий в том, что касается научного и технологического сотрудничества.

IV. Сотрудничество в области культуры

Российская Федерация и Итальянская Республика констатируют, что устойчивое развитие их сотрудничества в области культуры опирается на глубокие исторические связи и на постоянный взаимный интерес населения обеих стран к богатому культурному наследию друг друга.

Россия считала и считает Италию одной из колыбелей мировой культуры, внесшей огромный вклад в искусство античности и эпохи Возрождения, архитектурное и музыкальное наследие. Италия, в свою очередь, всегда высоко ценила духовное богатство России, русскую классическую литературу и искусство.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»