Недействующий

УТВЕРЖДЕНА
приказом ЦСУ СССР
от 15 июля 1985 года N 380

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения регистрации жилищного
фонда с типовыми формами учетной документации

_______________________________________________________________________
Утратила силу на основании
приказа Министерства Российской Федерации по земельной политике,
строительству и жилищно-коммунальному хозяйству
от 4 августа 1998 года N 37

_______________________________________________________________________



1.1. Постановлением Совета Министров СССР "О порядке государственного учета жилищного фонда" от 10 февраля 1985 года N 136 установлено, что государственный учет жилищного фонда, независимо от его принадлежности, осуществляется по единой для СССР системе на основе регистрации и технической инвентаризации.

Государственному учету подлежат жилые дома и жилые помещения в других строениях, предназначенные для постоянного проживания граждан, а также для использования в установленном порядке в качестве служебных помещений и общежитий.

Жилые дома и жилые помещения в других строениях включаются в состав жилищного фонда после приемки их в эксплуатацию государственной приемочной комиссией, регистрации и технической инвентаризации.

Не учитываются в составе жилищного фонда дачи (летние садовые домики, другие строения и помещения, предназначенные для сезонного или временного проживания, независимо от длительности проживания в них граждан).

Правовая регистрация жилищного фонда производится с целью установления права собственности (права оперативного управления) на жилые дома и учета его по разновидностям как в городских, так и в сельских поселениях.

1.2. Регистрацию домов с обслуживающими их строениями и сооружениями в целях учета принадлежности их в городах, поселках городского типа и сельской местности проводят бюро технической инвентаризации исполкомов местных Советов народных депутатов.

1.3. Объектами регистрации являются жилые дома с отдельными порядковыми номерами по улице, переулку, площади.

Под домом, как объектом правовой регистрации, подразумевается одно или несколько строений с принадлежащими им служебными строениями и сооружениями (или без них), которые расположены на одном земельном участке, под самостоятельным порядковым номером по улице, переулку, площади.

Строение государственного, общественного фонда, фонда жилищно-строительных кооперативов, возведенное в массиве квартальной или иной застройки (на необособленном земельном участке), регистрируется как самостоятельный объект.

1.4. Если на земельном участке стоят два или более жилых домов, принадлежащих гражданам на праве личной собственности, такие дома с прилежащими к ним надворными строениями при достаточной площади земельного участка возможно выделить из состава домовладений как самостоятельные, с закреплением за каждым из них отдельного земельного участка под отдельным номером по улице, переулку, площади.

1.5. Регистрации подлежат жилые дома, находящиеся на территории СССР, независимо от того, в чьем ведении они находятся:

- на праве государственной собственности, находящиеся в ведении местных Советов народных депутатов;

- на праве государственной собственности, находящиеся в ведении государственных учреждений, организаций и предприятий;

- жилые дома, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям, жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам;

- жилые дома (помещения), принадлежащие гражданам на праве личной собственности.

1.6. Дома, подлежащие регистрации, должны быть закончены строительством и  приняты в эксплуатацию по актам, утвержденным исполкомом местного Совета народных депутатов.

Примечание. Разные служебные строения и сооружения (сараи, летние кухни и др.) не могут быть зарегистрированы отдельно от жилого дома.

1.7. Не подлежат регистрации дома, расположенные на территориях, изъятых из ведения местных Советов народных депутатов (на землях промышленных предприятий, предприятий транспорта, Министерства обороны и др.).

1.8. Жилые дома, принадлежащие на праве общей собственности двум или нескольким колхозам или иным кооперативным и общественным организациям, либо государству и одному или нескольким колхозам или иным кооперативным и общественным организациям, либо двум или нескольким гражданам, регистрируются за собственниками в долях, указанных в правоустанавливающих документах.

Многоквартирные дома жилищно-строительных кооперативов (коллективов) индивидуальных застройщиков регистрируются в реестре жилых домов граждан, при этом указываются фамилия, имя и отчество каждого участника данного коллектива застройщиков, номер квартиры, размер ее общей и жилой площади, закрепляемой за ним на праве личной собственности.

1.9. Право пользования земельными участками, на которых расположены дома с обслуживающими их строениями и сооружениями, регистрируется отдельно в установленном в союзных республиках порядке.

1.10. Регистрация проводится на основании документов, устанавливающих право собственности (правоустанавливающих документов).

2. Документы, устанавливающие право
собственности на жилой дом или жилое
помещение другого строения

2.1. Основными документами, устанавливающими право собственности на строения, являются:

- акты предоставления земельных участков в бессрочное пользование, для капитального строительства и последующей эксплуатации государственным, кооперативным и общественным организациям;

- правительственные и ведомственные акты (постановления и распоряжения), а также решения исполкомов местных Советов народных депутатов о передаче зданий и сооружений государственным, кооперативным и общественным организациям в установленном для Союза ССР и союзными республиками порядке;

- акты национализации и списки национализированных строений, реестры муниципализированных строений в соответствии с законодательством союзных республик;

- акты о демуниципализации и денационализации строений;

- решения предусмотренных законом органов о передаче бесхозяйственных, конфискованных и бесхозяйственно содержимых домов в фонд местных Советов народных депутатов и о взятии их на баланс;

- решения или постановления арбитража, подтверждающие право оперативного управления жилыми домами учреждений, предприятий и организаций;

- нотариально удостоверенные договоры о праве застройки (заключенные до 26 августа 1948 года);

- нотариально удостоверенные договоры о предоставлении земельных участков под строительство жилых домов на праве личной собственности (заключенные после 26 августа 1948 года);

- нотариально удостоверенные договоры о предоставлении жилищно-строительным коллективам индивидуальных застройщиков земельных участков под строительство жилых домов;

- нотариально удостоверенные (или засвидетельствованные коммунальными органами) договоры купли-продажи (в том числе с условием пожизненного содержания продавца), мены и дарения жилых домов (помещений);

- нотариальные свидетельства или вступившие в законную силу решения суда, устанавливающие право наследования;

- вступившие в законную силу решения и определения суда или постановления арбитража, подтверждающие право собственности (право оперативного управления) на жилой дом или право застройки (до 26 августа 1948 года);

- акты о передаче домов в собственность переселенцев при наличии решения об этом исполкомов районных Советов народных депутатов и справок финансовых отделов об окончательном расчете переселенца за полученное строение;

- выписки из реестров государственных нотариальных контор об удостоверении договоров купли-продажи, мены и дарения, а также о выдаче свидетельств о праве на наследство и других нотариальных документов, устанавливающих переход права собственности на жилой дом (помещение) и права застройки, если выписки содержат все необходимые данные, подтверждающие переход права собственности и права застройки;

- копии актов о продаже жилых домов (помещений) граждан с публичных торгов;

- свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, выданные государственной нотариальной конторой;

- нотариально удостоверенные договоры о разделе жилых домов (помещений) между супругами. В населенных пунктах, где нет государственных нотариальных контор, нотариальные действия в соответствии с законодательством союзных республик могут выполнять районные, городские, поселковые и сельские Советы народных депутатов (удостоверение завещаний и других сделок, кроме договоров о предоставлении в бессрочное пользование земельных участков для строительства индивидуальных жилых домов и сделок, касающихся имущества, находящегося за границей, или прав, которые должны быть осуществлены за границей, наложение запрещения, отчуждения жилого дома);

- решения товарищеских судов о разделе жилых домов (помещений) между супругами;

- регистрационные удостоверения коммунальных органов.

В случае, когда правоустанавливающими документами являются нотариально удостоверенный договор о праве застройки, либо вступившее в законную силу решение суда, подтверждающее право застройки, либо выписка из реестра нотариальной конторы о совершении сделки, устанавливающей переход права застройки, относящиеся к периоду времени до 20.08.48, жилой дом считается принадлежащим на праве личной собственности.

2.2. При отсутствии подлинных документов или надлежаще заверенных копий,  устанавливающих право собственности на жилой дом, документами, косвенно подтверждающими это право, могут служить:

- обязательства по банковским ссудам, выданные на строительство жилых домов (поскольку эти ссуды выдаются при наличии акта отвода земельного участка и договора на строительство);

- инвентаризационно-технические документы в том случае, когда в тексте этих документов имеется точная ссылка на наличие у собственника надлежаще оформленного документа, подтверждающего его право на жилой дом;

- платежные документы об оплате земельного налога (ренты) и налога со строений, а также страховые полисы;

- выписки (справки) о внесении стоимости строений в балансы учреждений, предприятий и организаций, в фактическом владении и пользовании которых находятся эти строения;

- акты государственных комиссий о приемке законченных строительством зданий в эксплуатацию;

- акты об отводе земельных участков для строительства;

- договоры о праве застройки, заключенные отделами коммунального хозяйства до 26 августа 1948 года (в нотариальном порядке не оформленные), а также относящиеся к этому времени решения исполкомов местных Советов народных депутатов об отводе гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства (в случае невозможности оформления договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство жилого дома на праве личной собственности).

2.3. В сельской местности, а также в случае включения в городскую (поселковую) черту сельских населенных пунктов или преобразования их в город (поселок) основанием для регистрации, производимой в порядке настоящей Инструкции, являются подворные списки, выписки из них, справки исполкомов районных или сельских Советов народных депутатов, а также другие документы, подтверждающие право собственности на строения, указанные в п.2.1 и 2.2 настоящей Инструкции.

2.4. При отсутствии документов, указанных в п.2.1, 2.2 и 2.3 настоящей Инструкции, а также в случаях признания исполнительным комитетом представленных документов недостаточными для регистрации строения за заявителем и в случае возникновения сомнений в подлинности представленных документов бюро технической инвентаризации регистрацию не производит и вопрос о праве собственности на строение (оперативного управления строениями) решается в исковом порядке судебными органами или Государственным арбитражем по иску заявителя.

3. Порядок оформления права собственности на
 жилой дом или жилое помещение другого
 строения при отсутствии правоустанавливающих документов

3.1. При отсутствии правоустанавливающих документов, указанных в разделе 2 настоящей Инструкции, заинтересованное юридическое или физическое лицо (учреждение, предприятие, организация, колхозный двор, гражданин) подает в исполком местного Совета народных депутатов заявление об оформлении права собственности на жилой дом (помещение) и выдачи свидетельства об этом.

3.2. В заявлении должны быть указаны: причины отсутствия правоустанавливающих документов; факты, подтверждающие право собственности.

К заявлению должны быть приложены:

справка органа коммунального хозяйства за подписями руководителя и бухгалтера о том, что данный жилой дом не находится на его балансе;

другие документы, являющиеся доказательством по делу.

3.3. Для решения вопроса о возможности оформления права собственности исполком местного Совета народных депутатов поручает бюро технической инвентаризации:

- обследовать жилой дом (помещение);

- получить сведения у граждан, которые проживают в доме, указанном заявителем, а также в соседних домах, и выявить, кто является его собственником. О времени обследования и сбора сведений бюро технической инвентаризации вывешивают объявления на видном месте на данном доме и соседних домах;

- составить акт обследования дома и получить сведения за подписью представителя бюро технической инвентаризации и граждан, которые дали сведения;

- проверить документы неведения, представленные заявителем, сверяя их с материалами, собранными на месте обследования дома, и сведениями, полученными от граждан.

3.4. Бюро технической инвентаризации на основании собранных материалов, а также материалов, представляемых заявителем, составляет мотивированное заключение о том, принадлежит ли жилой дом (помещение) заявителю и направляет его исполкому местного Совета народных депутатов.

Решение об оформлении права собственности на жилой дом (помещение) принимает исполком районного (городского, районного в городе) Совета народных депутатов. Исполком поселкового, сельского Совета народных депутатов принимает по данному вопросу лишь решения, содержащие оценку собранных доказательств и его отношение к проблеме.

После принятия исполкомом решения об оформлении права собственности на жилой дом (помещение), органы коммунального хозяйства, а где их нет - исполком районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов выдает собственнику свидетельство о праве личной собственности на дом по установленной форме.

После принятия исполкомом решения об оформлении права собственности на жилой дом (помещение), принадлежащий местному Совету народных депутатов, государственному кооперативному или общественному учреждению, предприятию или организации, бюро технической инвентаризации на основании этого решения, проводит регистрацию дома и выдает регистрационное удостоверение.

3.5. В случае отказа исполкома районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов или оставлении им без ответа на протяжении месяца заявления гражданина об оформлении права собственности на дом, а также в случае, когда право оспаривает какая-нибудь организация или другой гражданин, заинтересованное лицо может обратиться в суд за решением спора в общеисковом порядке или обжаловать решение исполкома в порядке подчиненности местных органов.

В случае отказа исполкома местного Совета народных депутатов или оставлении им без ответа заявления государственного, кооперативного или общественного учреждения или организации об оформлении документа о праве собственности на жилой дом (помещение) вопрос может быть решен в органах государственного арбитража, а относительно колхозов - в народном суде.

3.6. Если суд или арбитраж вынес решение о признании права собственности (права оперативного управления) на жилой дом за государственным, кооперативным или общественным учреждением, предприятием или организацией, бюро технической инвентаризации на основании решения суда или арбитража, вступившего в законную силу, проводит регистрацию дома в порядке, установленном настоящей Инструкцией.

3.7. В случае предъявления заявителем так называемой домашней сделки в подтверждение принадлежности ему жилого дома (помещения) вследствие купли-продажи, мены, дарения или отчуждения дома (помещения) на условиях пожизненного содержания, вопрос о признания этой сделки действительной может быть решен судом в общеисковом порядке.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»