Недействующий

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

     

ЧАСТЬ I

     

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

     

Глава 1. ОСНОВНЫЕ НАЧАЛА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ

Статья 1. Цели и задачи законодательства о труде

          

Целью законодательства о труде является установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Законодательство о труде направлено на создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, а также интересов государства.

Основной задачей законодательства о труде является правовое регулирование трудовых и следующих непосредственно связанных с ними отношений:

по организации труда и управлению трудом;

по трудоустройству у данного работодателя;

по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров непосредственно у данного работодателя;

по социальному партнерству, ведению коллективных переговоров, заключению коллективных договоров и соглашений;

по участию работников и профсоюзов в установлении условий труда и применении законодательства о труде в предусмотренных законом случаях;

по материальной ответственности работодателей и работников в сфере труда;

по надзору и контролю (в том числе профсоюзному контролю) за соблюдением законодательства о труде, включая законодательство об охране труда;

по разрешению трудовых споров.

Статья 2. Основные принципы правового регулирования трудовых
и непосредственно связанных с ними отношений


Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, признаются:

свобода труда;

право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, включая право распоряжаться своими способностями к труду и выбирать профессию и род занятий;

право на защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве;

право на справедливые условия труда, в том числе право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности гигиены и право на отдых, включая ограничение рабочего времени, предоставление ежедневного отдыха, выходных и праздничных дней, оплачиваемого ежегодного отпуска;

равенство прав и возможностей работников;

запрещение принудительного или обязательного труда и дискриминации в сфере труда;

право на справедливую заработную плату, обеспечивающую достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера;

право на получение заработной платы своевременно и в полном размере;

право на профессиональную подготовку и переподготовку;

обеспечение равенства возможностей работникам без всякой дискриминации в продвижении по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности;

право работников и работодателей на объединение для защиты своих прав и интересов, включая право работников создавать профессиональные союзы и вступать в них;

право работников на участие в управлении организацией в предусмотренных законом формах;

право на участие работников, работодателей, их объединений в договорном регулировании трудовых и непосредственно связанных с ними отношений;

право на возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей;

установление государственных гарантий по обеспечению признания, соблюдения и защиты прав работников и работодателей, осуществлению государственного надзора и контроля за их соблюдением, обеспечению права каждого на защиту государством его прав и свобод, в том числе в судебном порядке;

право на разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном федеральным законом;

право работодателя требовать от работников исполнения трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя;

право работников требовать от работодателя соблюдения его обязанностей по отношению к работникам, законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права, в том числе право представителей работников осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства о труде и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда


Каждый имеет равные возможности в реализации своих трудовых прав.

Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества при их реализации в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами, в том числе при доступе к работе, в оплате труда и других условиях труда.

Не являются дискриминацией различия, исключения, предпочтения и ограничения, которые определяются свойственными данному виду труда требованиями, установленными федеральным законом, либо обусловлены особой заботой государства о лицах, нуждающихся в повышенной социальной и правовой защите.

Лица, считающие, что они подверглись дискриминации в трудовых отношениях, вправе обратиться в органы системы федеральной инспекции труда и/или в суд с соответствующим заявлением об устранении дискриминации, а также о возмещении причиненного в связи с этим материального вреда и компенсации морального вреда.

Статья 4. Запрещение принудительного труда


Принудительный или обязательный труд запрещен. Принудительный или обязательный труд, то есть принуждение к выполнению работы под угрозой применения какого-либо наказания (насильственного воздействия), в том числе:

в качестве средства поддержания трудовой дисциплины;

в качестве средства наказания за участие в забастовке;

в качестве метода мобилизации и использования рабочей силы для нужд экономического развития;

в качестве средства политического воздействия или воспитания или в качестве меры наказания за наличие или за выражение политических взглядов или идеологических убеждений, противоположных установленной политической, социальной или экономической системе;

в качестве меры дискриминации по признакам расовой, социальной и национальной принадлежности или вероисповедания.

Не считается принудительным трудом:

работа, выполнение которой обусловлено федеральным законом о военной службе или заменяющей ее альтернативной гражданской службе;

работа, требуемая в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случаях объявления чрезвычайного или военного положения, бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, сильные эпидемии или эпизоотии), а также в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего или части населения;

работа, выполняемая вследствие вступившего в законную силу приговора суда под надзором государственных органов, ответственных за соблюдение законодательства при исполнении судебных приговоров.

Статья 5. Законодательство о труде и иные акты,
содержащие нормы трудового права

1. Регулирование трудовых и непосредственно связанных с ними отношений осуществляется законодательством о труде (включая законодательство об охране труда) и иными актами, содержащими нормы трудового права:

Конституция Российской Федерации;

федеральные конституционные законы;

международные договоры Российской Федерации;

настоящий Кодекс и иные федеральные законы;

указы Президента Российской Федерации;

постановления Правительства Российской Федерации;

нормативные правовые акты о труде федеральных органов исполнительной власти;

Конституции (Уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

акты о труде органов местного самоуправления и акты о труде организаций.

2. Нормы трудового права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Указы Президента Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации и постановлениям Правительства Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти.

Акты о труде органов местного самоуправления, содержащие нормы трудового права, не должны противоречить настоящему Кодексу, иным федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, нормативным правовым актам федеральных органов исполнительной власти, законам и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

3. Умаление или отмена трудовых прав и свобод, закрепленных в Конституции Российской Федерации, запрещается. Законы, иные нормативные правовые акты, акты о труде органов местного самоуправления, акты о труде организаций, умаляющие или отменяющие трудовые права и свободы, закрепленные Конституцией Российской Федерации, недействительны и не подлежат применению.

Статья 6. Разграничение полномочий между федеральными органами
государственной власти и органами государственной власти субъектов
Российской Федерации в сфере трудовых и связанных с ними отношений


К полномочиям федеральных органов государственной власти относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих:

основные направления государственной политики, а также федеральные целевые программы в области труда и охраны труда;

основы правового регулирования трудовых и связанных с ними отношений;

гарантированный государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам (включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников);

единый порядок заключения, изменения и расторжения трудовых договоров;

основы социального партнерства, порядок ведения коллективных переговоров, заключения и изменения коллективных договоров и соглашений;

порядок разрешения индивидуальных и коллективных трудовых споров;

принципы и порядок осуществления федерального надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов о труде и охране труда, систему и полномочия федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор и контроль;

единый порядок расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда;

порядок и условия материальной ответственности сторон трудового договора, в том числе порядок возмещения вреда жизни и здоровью работника, причиненного ему при исполнении трудовых обязанностей;

установление видов дисциплинарных взысканий и порядка их применения;

систему государственной статистической отчетности по вопросам труда и охраны труда;

особенности правового регулирования трудовых отношений отдельных категорий работников.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты о труде по вопросам, не отнесенным к полномочиям федеральных органов государственной власти. При этом более высокий по сравнению с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации уровень трудовых прав и социальных гарантий работников, приводящий к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетов доходов, обеспечивается за счет бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»