Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 декабря 2001 года N 848


О федеральной целевой программе "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" *

(с изменениями на 20 сентября 2017 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 18 апреля 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2019 года N 393
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2006 года N 553-р (Собрание законодательства Российской Федерации, N 18, 01.05.2006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 338 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 30, 24.07.2006);

постановлением Правительства Российской Федерации от 9 июля 2007 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 16.07.2007);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 апреля 2008 года N 258 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 17, 28.04.2008);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 377 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 29, 21.07.2008) (вступило в силу с 1 января 2010 года);

постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2009 года N 236 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 30.03.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2009 года N 864 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 46, 16.11.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2009 года N 1035 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 52, 28.12.2009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2010 года N 278 (Российская газета, N 93, 30.04.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2010 года N 828 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 44, 01.11.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2010 года N 1076 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 3, 17.01.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2010 года N 1088 (Российская газета, N 295, 29.12.2010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 апреля 2011 года N 293 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  17, 25.04.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2011 года N 886 (Собрание законодательства Российской Федерации, N  46, 14.11.2011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1201 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 26.03.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2012 года N 988 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 40, 01.10.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года N 1224 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 49, 03.12.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2012 года N 1273 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 51, 17.12.2012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2012 года N 1426 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1, 07.01.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.05.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года N 489 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 14.06.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2013 года N 985 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.11.2013);

постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 445 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 23.05.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 990 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 01.10.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 года N 995 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.10.2014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 16 декабря 2014 года N 1363 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 18.12.2014, N 0001201412180014);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года N 1579 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.01.2015, N 0001201501040012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 409 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 30.04.2015, N 0001201504300018);

постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 532 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 05.06.2015, N 0001201506050032);

постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июня 2015 года N 606 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 22.06.2015, N 0001201506220005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1068 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 09.10.2015, N 0001201510090009);

постановлением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 года N 464 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 06.06.2016, N 0001201606060038);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 485 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.06.2016, N 0001201606100035);

постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2016 года N 725 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2016, N 0001201608040005);

постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2016 года N 1038 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 17.10.2016, N 0001201610170011);

постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 года N 155 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 10.02.2017, N 0001201702100012);

постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 233 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 03.03.2017, N 0001201703030010);

постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 29.09.2017, N 0001201709290007).       

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 377; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию.

         

Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" (далее именуется - Программа), представленную Министерством транспорта Российской Федерации и Министерством путей сообщения Российской Федерации.

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2010 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 мая 2008 года N 377; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

2. Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации ежегодно, начиная с 2002 года, включать Программу в перечень федеральных целевых программ, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Установить, что финансирование отдельных мероприятий Программы подлежит ежегодно уточнению с учетом возможностей федерального бюджета.

3. Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации предусматривать ежегодно, начиная с 2002 года, выделение средств на реализацию Программы, в том числе на обеспечение деятельности органов текущего управления реализацией Программы (пункт в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 31 мая 2006 года N 338 - см. предыдущую редакцию).

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации принять участие в реализации Программы с осуществлением расходов на эти цели в пределах средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

     

 УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 декабря 2001 года N 848
(В редакции, введенной в действие
 с 1 января 2010 года
 постановлением Правительства
 Российской Федерации
 от 20 мая 2008 года N 377
)

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)" *

(с изменениями на 20 сентября 2017 года)

____________________________________________________________________

Реализация Федеральной целевой программы
"Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)"

 досрочно прекращена с 1 января 2018 года -
постановление Правительства Российской Федерации от 12 октября 2017 года N 1243

____________________________________________________________________

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию.

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)" *

(В редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 года N 1201. - См. предыдущую редакцию)

________________

* Наименование в редакции, введенной в действие с 13 июня 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2015 года N 532. - См. предыдущую редакцию.

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)"

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Основание для разработки Программы

-

распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 июня 2007 года N 781-р

Государственный заказчик - координатор Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации

Государственные заказчики Программы

-

Министерство транспорта Российской Федерации, Федеральное агентство железнодорожного транспорта, Федеральное дорожное агентство, Федеральное агентство воздушного транспорта, Федеральное агентство морского и речного транспорта, Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

(Позиция в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Основные разработчики Программы

-

головной разработчик - федеральное государственное унитарное предприятие "Научный центр по комплексным транспортным проблемам";

соисполнители - автономная некоммерческая организация "Центр стратегии и совершенствования управления транспортным комплексом", закрытое акционерное общество "Научно-исследовательский и проектный институт территориального развития и транспортной инфраструктуры", федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт гражданской авиации "Аэропроект", открытое акционерное общество "Проектно-изыскательский и научно-исследовательский институт морского транспорта "Союзморниипроект", федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций", федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный научно-исследовательский институт аэронавигации", автономная некоммерческая организация "Агентство Росгидромета по специализированному гидрометобеспечению", федеральное бюджетное учреждение "Служба единой системы авиационно-космического поиска и спасания"

(Позиция в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Цели и задачи Программы

-

целями Программы являются:
развитие современной и эффективной транспортной инфраструктуры, обеспечивающей ускорение товародвижения и снижение транспортных издержек в экономике;
повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения;
повышение конкурентоспособности транспортной системы России и реализация транзитного потенциала страны;
повышение комплексной безопасности и устойчивости транспортной системы;
улучшение инвестиционного климата и развитие рыночных отношений на транспорте;
повышение безопасности полетов и эффективности использования воздушного пространства за счет модернизации Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, ее объектов и взаимодействующих с ней систем путем создания и развития Аэронавигационной системы России на основе использования новых технических средств и технологий в соответствии со стандартами и рекомендуемой практикой Международной организации гражданской авиации;

Для реализации этих целей необходимо решение следующих задач:
развитие путей сообщения (автомобильные дороги общего пользования, железнодорожные линии, внутренние водные пути);
строительство железнодорожных линий для организации скоростного пассажирского движения;
формирование единой дорожной сети круглогодичной доступности для населения;
развитие аэропортовой сети (аэропорты-хабы, внутрироссийские узловые и местные аэропорты); увеличение пропускной способности российских морских портов;
комплексное развитие транспортных узлов, включая терминально-логистические центры;
развитие сети автомагистралей и скоростных автомобильных дорог общего пользования федерального значения;

повышение конкурентоспособности международных транспортных коридоров;
обновление парков транспортных средств, состава морского и речного флота;
обеспечение транспортной безопасности;
развитие интегрированной системы контроля безопасности на транспорте;
модернизация системы организации воздушного движения;     
развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания;
создание единого радиолокационного поля России;
развитие метеорологического обеспечения аэронавигации;

формирование и отработка механизмов проектного управления инвестициями

(Позиция в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Важнейшие целевые индикаторы Программы

-

В 2021 году:

транспортная подвижность населения Российской Федерации достигнет 3621,8 км на 1 человека в год;

объем экспорта транспортных услуг достигнет 16,8 млрд. долларов США;

объем транзитных перевозок достигнет 2 млн. тонн в год;

прирост количества сельских населенных пунктов, обеспеченных постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием, составит 0,81 тыс. единиц;

объем перевалки грузов в морских портах достигнет 966,1

млн. тонн в год;

доля протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, сократится до 12 процента;

доля протяженности автомобильных дорог общего пользования федерального значения, соответствующих нормативным требованиям, возрастет до 85,3 процента;

доля протяженности внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится до 24,6 процента

повышение оправдываемости прогнозов погоды по аэродромам Российской Федерации составит 88,5 процента;

рост числа полетов, обслуженных аэронавигационной системой, составит 2,05x10

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 445; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 409; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 485; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2016 года N 725; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Сроки реализации Программы

-

2010-2020 годы

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401. - См. предыдущую редакцию)

Перечень подпрограмм Программы

-

"Развитие экспорта транспортных услуг"
 "Железнодорожный транспорт"
"Автомобильные дороги"
"Морской транспорт"
"Внутренний водный транспорт"
"Гражданская авиация"
"Государственный контроль и надзор в сфере транспорта"

Объемы и источники финансирования Программы

-

общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 9085,5 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе:
за счет средств федерального бюджета - 3859,5 млрд. рублей;

за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации - 81,1 млрд. рублей;
за счет средств внебюджетных источников - 5144,9 млрд. рублей.
По целевому назначению общая потребность в ресурсном обеспечении распределяется следующим образом - капитальные вложения составляют 7408,4 млрд. рублей, в том числе:
субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию территориальных автомобильных дорог и реконструкцию аэродромов - 288,7 млрд. рублей;
расходы на прикладные научные исследования и экспериментальные разработки, выполняемые по договорам на проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, - 20,9 млрд. рублей;
расходы на прочие нужды - 1656,2 млрд. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 445; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 409; в редакции, введенной в действие с 17 октября 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2015 года N 1068; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 485; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты реализации Программы и

-

реализация мероприятий Программы позволит:

показатели социально-экономической эффективности

увеличить транспортную подвижность населения в 1,1 раза по сравнению с 2009 годом, в том числе на воздушном транспорте - в 1,6 раза;

увеличить объем экспорта транспортных услуг в 1,4 раза и транзит грузов по территории Российской Федерации в 2 раза;

обеспечить 0,81 тыс. сельских населенных пунктов постоянной круглогодичной связью с сетью автомобильных дорог общего пользования по дорогам с твердым покрытием;

увеличить объем перевалки грузов в российских морских торговых портах в 2 раза;

сократить долю протяженности участков сети железных дорог, на которых имеются ограничения пропускной и провозной способности, на 12 процентов;

сократить протяженность участков внутренних водных путей, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, в 1,6 раза.

На железнодорожном транспорте будут введены в эксплуатацию 0,4 тыс.км новых линий, 0,3 тыс.км дополнительных главных путей, электрифицированы 0,6 тыс.км линий, скорость доставки грузовых отправок в 2020 году достигнет 340 км в сутки, в том числе контейнеров в транзитном сообщении - 900 км в сутки.

За время реализации Программы будут устранены ограничения по пропускной способности на 5,4 тыс.км автомобильных дорог федерального значения, построены и реконструированы почти 5,9 тыс.км автомобильных дорог федерального значения, включая строительство 1,9 тыс.км автомагистралей и скоростных дорог Государственной компанией "Российские автомобильные дороги", реконструированы 2,7 тыс.км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.

На морском транспорте суммарная производственная мощность отечественных портов увеличится на 387,9 млн.тонн.

На внутреннем водном транспорте протяженность участков, ограничивающих пропускную способность Единой глубоководной системы европейской части Российской Федерации, сократится на 3,3 тыс.км, будут повышены безопасность и надежность функционирования судоходных гидротехнических сооружений (доля судоходных гидротехнических сооружений, имеющих неудовлетворительный уровень безопасности, снизится с 22,2 процента до 8,8 процентов, опасный уровень - с 3,6 процента до 0 процентов).

Развитие объектов инфраструктуры воздушного транспорта обеспечит формирование опорной сети аэропортов, будут построены и реконструированы 40 взлетно-посадочных полос, в том числе 10 - в крупных международных узловых аэропортах. Количество пассажиров, перевезенных в год на местных авиалиниях, возрастет в 1,5 раза, трансферных пассажиров - в 20,8 раза, обновление парка самолетов составит 777 единиц.

Общественная эффективность реализации проектов Программы (интегральный эффект за период до 2040 года в ценах соответствующих лет) оценивается в 63,7 трлн. рублей, коммерческая - в 26,9 трлн. рублей, бюджетная - в 23,4 трлн. рублей

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2013 года N 401; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 15 мая 2014 года N 445; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2014 года N 990; в редакции, введенной в действие с 8 мая 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года N 409; в редакции, введенной в действие с 18 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 30 мая 2016 года N 485; в редакции, введенной в действие с 12 августа 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2016 года N 725; в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

I. Характеристика проблемы, на решение которой направлена Программа


Развитие транспортной системы страны становится в настоящее время необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста Российской Федерации и улучшения качества жизни населения.

Несмотря на благоприятные тенденции в работе отдельных видов транспорта, транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Российской Федерации.

Несбалансированное и несогласованное развитие отдельных видов транспорта в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов привело к их нерациональному соотношению в транспортном балансе страны. Ослаблены позиции гражданской авиации и внутреннего водного транспорта, что не позволяет в полной мере использовать конкурентные преимущества этих видов транспорта для увеличения объемов грузовых и пассажирских перевозок, наращивания и реализации транзитного потенциала страны. Значительные резервы повышения эффективности функционирования транспортной системы выявляются на стыках взаимодействия отдельных видов транспорта, где имеют место наибольшие потери и диспропорции.

Региональная неравномерность развития транспортной инфраструктуры ограничивает развитие единого экономического пространства страны и не позволяет в полной мере осваивать ресурсы регионов. Наиболее существенны различия между европейской частью Российской Федерации и регионами Сибири, Дальневосточного федерального округа, Северо-Кавказского федерального округа, Арктической зоны, Калининградской областью. Различия в транспортной обеспеченности между субъектами Российской Федерации достигают недопустимого уровня.

(Абзац в редакции, введенной в действие с 7 октября 2017 года постановлением Правительства Российской Федерации от 20 сентября 2017 года N 1138. - См. предыдущую редакцию)

5 субъектов Российской Федерации не имеют железных дорог, 40 тыс.населенных пунктов не обеспечены постоянной круглогодичной связью с транспортной сетью общего пользования по автомобильным дорогам с твердым покрытием. Из-за отсутствия транспортного железнодорожного обеспечения не осваиваются 23 разведанных крупных месторождения природных ресурсов. Различия между отдельными субъектами Российской Федерации по плотности дорог с твердым покрытием в расчете на 1000 кв.км достигают 450 раз.

Несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности. За последние 10 лет при росте уровня автомобилизации на 85 процентов увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования составило лишь 15,7 процента, то есть темпы роста автомобилизации значительно опережают темпы роста протяженности сети автомобильных дорог. По оценкам экспертов, потери Российской Федерации, обусловленные неразвитостью и низкой пропускной способностью сети автомобильных дорог, составляют 3 процента валового внутреннего продукта, что в 6 раз выше, чем в странах Европейского Союза.

Сегодня доля протяженности автомобильных дорог федерального значения, работающих в режиме перегрузки, достигла 29 процентов (14 тыс.км), а в пределах Московского транспортного узла - более 60 процентов. Около 50 процентов общего объема перевозок по автомобильным дорогам федерального значения осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к увеличению себестоимости перевозок, снижению безопасности движения.

Бездорожье и неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог являются серьезным ограничением на пути перехода к инновационной модели социально-экономического развития страны.

Российская Федерация несет значительные потери от низкой конкурентоспособности транспортной системы. Основными проблемами реализации конкурентных преимуществ Российской Федерации на мировом рынке являются:

недоиспользование транзитного потенциала;

несоответствие транспортной инфраструктуры потребностям внешней торговли;

низкая конкурентоспособность российских перевозчиков на мировом рынке.

В настоящее время транзит через территорию Российской Федерации составляет менее 1 процента товарооборота между странами Европы и Азии, то есть используется только 5-7 процентов ее транзитного потенциала. Реализация транзитного потенциала Российской Федерации возможна только при комплексном развитии крупных транспортных коридоров в направлениях "Запад - Восток" (с использованием Транссиба), "Север - Юг" (побережье Балтийского моря - Персидский залив) и Северного морского пути. Увеличение транзита требует качественно нового развития транспортных узлов, терминально-логистических комплексов и таможенных переходов. Для решения этих задач Российская Федерация имеет минимальный запас времени с учетом того, что иностранными государствами инициируется ряд крупных проектов, предусматривающих осуществление евроазиатских экономических связей в обход территории Российской Федерации. Реализация таких проектов может нанести ущерб экономике страны и ее политическим интересам.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»