Принят
на восемнадцатом пленарном
заседании Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 18-9
от 24 ноября 2001 года)
Настоящий Закон устанавливает принципы осуществления государственной политики, правовые основы деятельности органов государственной власти в области экспортного контроля, а также определяет права, обязанности и ответственность участников внешнеэкономической деятельности.
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
внешнеэкономическая деятельность - внешнеторговая, инвестиционная и иная деятельность, включая производственную кооперацию, в области международного обмена товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность);
экспортный контроль - комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
внутрифирменная программа экспортного контроля - мероприятия организационного, административного, информационного и иного характера, осуществляемые организациями в целях соблюдения правил экспортного контроля;
оружие массового поражения - ядерное, химическое, бактериологическое (биологическое) и токсинное оружие;
средства доставки - ракеты и беспилотные летательные аппараты, способные доставлять оружие массового поражения;
контролируемые товары и технологии - сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, которые в силу своих особенностей и свойств могут внести существенный вклад в создание оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
участники внешнеэкономической деятельности государства (национальные лица) - юридические лица, созданные в соответствии с национальным законодательством, имеющие постоянное местонахождение на его территории, а также индивидуальные предприниматели, зарегистрированные на территории государства в порядке, установленном законодательством государства, физические лица, имеющие постоянное или преимущественное место жительства на территории государства, обладающие правом осуществления внешнеэкономической деятельности в соответствии с законодательством государства;
иностранные лица - юридические лица и организации в иной организационно-правовой форме, гражданская правоспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором они учреждены; физические лица, гражданская правоспособность и гражданская дееспособность которых определяются по праву иностранного государства, гражданами которого они являются, и лица без гражданства, гражданская дееспособность которых определяется по праву иностранного государства, в котором данные лица имеют постоянное место жительства.
Настоящий Закон регулирует отношения органов государственной власти и национальных участников внешнеэкономической деятельности при осуществлении экспортного контроля.
Действие настоящего Закона распространяется на внешнеэкономическую деятельность в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, в части осуществления экспортного контроля в целях, установленных настоящим Законом.
Экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (интеллектуальной собственности), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с национальным законодательством в области военно-технического сотрудничества.
Законодательство в области экспортного контроля основывается на конституции государства и состоит из настоящего Закона, других законов и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов государства.
Основными целями экспортного контроля являются:
- защита интересов государства;
- реализация требований международных договоров государства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- создание условий для интеграции национальной экономики в мировую экономику.
1. Государственная политика в области экспортного контроля является составной частью его внутренней и внешней политики и осуществляется исключительно в целях обеспечения безопасности государства, его политических, экономических и военных интересов.
2. Государственная политика в области экспортного контроля формируется в соответствии со следующими основными принципами:
- добросовестность выполнения международных обязательств государства в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области контроля за экспортом продукции военного и двойного назначения;
- законность, гласность и доступность информации по вопросам экспортного контроля;
- приоритет интересов безопасности государства;
- осуществление экспортного контроля только в той мере, в какой это необходимо для достижения его целей;
- единство таможенной территории государства;
- гармонизация процедур и правил экспортного контроля с общепризнанными международными нормами и практикой;
- взаимодействие с международными организациями и иностранными государствами в области экспортного контроля в целях укрепления международной безопасности и стабильности, предотвращения распространения оружия массового поражения и средств его доставки.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются указами президента государства по представлению правительства или правительством. Указы президента об утверждении списков (перечней) контролируемых товаров и технологий вступают в силу не ранее чем через три месяца со дня их официального опубликования.
Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий разрабатываются органами исполнительной власти государства с привлечением представителей парламента, промышленных и научных организаций, их ассоциаций и союзов.
Экспортный контроль в государстве осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:
- идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных сырья, материалов, оборудования, научно-технической информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Закона;
- разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;
- таможенный контроль и таможенное оформление вывоза из государства контролируемых товаров и технологий в соответствии с национальным законодательством о таможенном деле;
- валютный контроль за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе за своевременностью и полнотой поступления валютной выручки на счета в уполномоченные банки;
- применение мер государственного принуждения (санкций) в отношении лиц, нарушивших установленный настоящим Законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами государства порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, или предпринявших попытку совершить такие действия.
Президент государства:
- определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля;
- обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти в области экспортного контроля;
- утверждает списки (перечни) контролируемых товаров и технологий.
Правительство государства:
- организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля;
- определяет на основании и во исполнение настоящего Закона, других законов и указов президента государства порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники;
- принимает в пределах своей компетенции решения о проведении переговоров и подписании международных договоров в области экспортного контроля;
- осуществляет на основании конституции, конституционных законов, законов и указов президента государства иные полномочия в области экспортного контроля.
В целях обеспечения реализации государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, а также в целях координации деятельности органов исполнительной власти и организационно-методического руководства работами по экспортному контролю образуется межведомственный координационный орган по экспортному контролю.
Положение о межведомственном координационном органе по экспортному контролю и его персональный состав утверждаются президентом государства.
В заседаниях межведомственного координационного органа по экспортному контролю могут участвовать представители парламента государства.
Органы исполнительной власти обеспечивают исполнение настоящего Закона, других законодательных актов государства и международных обязательств государства в области экспортного контроля в соответствии с полномочиями, возложенными на них национальным законодательством.
Реализация государственной политики, функциональное регулирование и организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля в государстве возлагаются на специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, определенный правительством государства.
Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля является органом валютного контроля. Полномочия указанного органа исполнительной власти в области валютного контроля устанавливаются правительством.
Вносимые на рассмотрение правительства предложения органов исполнительной власти, затрагивающие вопросы экспортного контроля, подлежат согласованию со специально уполномоченным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.
Специально уполномоченный орган исполнительной власти в области экспортного контроля совместно с другими органами исполнительной власти организует работу по информированию национальных участников внешнеэкономической деятельности о целях, процедурах и правилах экспортного контроля.
На основании и во исполнение настоящего Закона, других законов, указов президента государства и постановлений правительства органы исполнительной власти могут издавать в пределах своей компетенции нормативные правовые акты в области экспортного контроля.
Нормативные правовые акты, издаваемые органами исполнительной власти, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном национальным законодательством.
Органы законодательной власти, а также органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия в области экспортного контроля, имеют право запрашивать и получать документы и информацию, необходимые для целей экспортного контроля.
Национальные участники внешнеэкономической деятельности обязаны по требованию органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области экспортного контроля, предоставлять документы, объяснения в письменной и устной форме, иную информацию, необходимые для выполнения указанными органами задач и функций, предусмотренных настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами государства в области экспортного контроля.
Национальные участники внешнеэкономической деятельности несут ответственность за достоверность информации, предоставляемой для целей экспортного контроля органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля.
Статья 15. Обязанности органов исполнительной власти в отношении предоставленной информации
Информация, предоставленная органам исполнительной власти, осуществляющим полномочия в области экспортного контроля, участниками внешнеэкономической деятельности в соответствии с настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами в области экспортного контроля, используется исключительно в целях экспортного контроля.