КОНСУЛЬСКАЯ КОНВЕНЦИЯ
между Российской Федерацией и Португальской Республикой  



Ратифицирована
 Федеральным законом РФ
 N 94-ФЗ от 22 июля 2002 года


Российская Федерация и Португальская Республика, именуемые в дальнейшем Сторонами,

стремясь к развитию дружественных отношений между двумя государствами,

в целях более эффективной защиты прав и интересов своих граждан,

руководствуясь желанием укреплять консульские отношения между ними,

подтверждая, что по вопросам, которые не оговорены в настоящей Конвенции, будут применяться положения, зафиксированные в Венской конвенции о консульских сношениях от 24 апреля 1963 года,

решили заключить настоящую Конвенцию и с этой целью договорились о нижеследующем:

Глава I

Общие положения

     

Статья 1

Определения

1. В настоящей Конвенции приводимые ниже термины имеют следующее значение:

a) "консульское учреждение" означает любое генеральное консульство, консульство, вице-консульство или консульское агентство;

b) "консульский округ" означает район, отведенный консульскому учреждению для выполнения консульских функций;

c) "глава консульского учреждения" означает лицо, которому поручено действовать в этом качестве;

d) "консульское должностное лицо" означает любое лицо, включая главу консульского учреждения, которому поручено в этом качестве выполнение консульских функций;

e) "консульский служащий" означает любое лицо, выполняющее административные или технические обязанности в консульском учреждении;

f) "работник обслуживающего персонала" означает любое лицо, выполняющее обязанности по обслуживанию консульского учреждения;

g) "работники консульского учреждения" означает консульские должностные лица, консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

h) "работники консульского персонала" означает консульские должностные лица (за исключением главы консульского учреждения), а также консульские служащие и работники обслуживающего персонала;

i) "частный домашний работник" означает лицо, состоящее исключительно на частной службе у работника консульского учреждения;

j) "консульские помещения" означает используемые исключительно для целей консульского учреждения здания или части зданий и обслуживающий данное здание или части зданий земельный участок, кому бы ни принадлежало право собственности на них;

k) "консульские архивы" включают все бумаги, документы, корреспонденцию, книги, фильмы, электронные носители информации, звукозаписи, видеозаписи и реестры консульского учреждения вместе с шифрами и кодами, картотеками и любыми предметами обстановки, предназначенными для обеспечения их сохранности или хранения;

l) "судно представляемого государства" означает любое судно, за исключением военных кораблей, имеющее право плавания под флагом представляемого государства и зарегистрированное в этом государстве;

m) "воздушное судно представляемого государства" означает любой летательный аппарат, за исключением военных летательных аппаратов, зарегистрированный в представляемом государстве и имеющий право нести опознавательные знаки этого государства.

2. Существуют две категории консульских должностных лиц, а именно: штатные консульские должностные лица и почетные консульские должностные лица. Положения главы III настоящей Конвенции распространяются на консульские учреждения, возглавляемые штатными консульскими должностными лицами; положения главы V распространяются на консульские учреждения, возглавляемые почетными консульскими должностными лицами.

Глава II

Открытие консульского учреждения, назначение
консульских должностных лиц

     

Статья 2

Открытие консульского учреждения

1. Консульское учреждение представляемого государства не может быть открыто на территории государства пребывания без согласия государства пребывания.

2. Местонахождение консульского учреждения, его класс и консульский округ определяются по соглашению между представляемым государством и государством пребывания.

3. Дальнейшие изменения местонахождения консульского учреждения, его класса и консульского округа могут осуществляться представляемым государством только с согласия государства пребывания.

4. Согласие государства пребывания также требуется, если какое-либо генеральное консульство или консульство желает открыть вице-консульство или консульское агентство не в том населенном пункте, где они сами находятся.

5. Предварительное определенно выраженное согласие государства пребывания необходимо также для открытия канцелярии, составляющей часть существующего консульского учреждения, вне местонахождения последнего.

Статья 3

Назначение и допущение главы консульского
учреждения

1. До назначения главы консульского учреждения представляемым государством по дипломатическим каналам должно быть получено согласие государства пребывания в отношении предлагаемого лица.

2. Если государство пребывания не дает согласия на назначение какого-либо лица в качестве главы консульского учреждения, оно не обязано сообщать представляемому государству мотивы такого отказа.

3. Представляемое государство направляет по дипломатическим каналам Министерству иностранных дел государства пребывания консульский патент. В этом документе указываются полное имя, фамилия главы консульского учреждения, его гражданство, класс, консульский округ и местонахождение консульского учреждения.

4. По получении консульского патента государство пребывания в возможно короткий срок выдает ему экзекватуру.

5. За исключением случаев, предусмотренных в пункте 6 настоящей статьи и в статье 4, глава консульского учреждения не может приступить к выполнению своих функций до выдачи такой экзекватуры.

6. Государство пребывания может допустить главу консульского учреждения к выполнению его функций на временной основе до выдачи экзекватуры. В этом случае применяются положения настоящей Конвенции.

7. Как только глава консульского учреждения будет допущен, даже временно, к выполнению своих функций, государство пребывания уведомляет об этом компетентные органы консульского округа. Кроме того, оно обеспечивает принятие мер, необходимых для того, чтобы глава консульского учреждения мог исполнять обязанности по своей должности и пользоваться преимуществами, вытекающими из настоящей Конвенции.

Статья 4

Временное выполнение функций главы
консульского учреждения

1. Если глава консульского учреждения не может выполнять свои функции или если должность главы консульского учреждения вакантна, функции главы консульского учреждения могут временно выполняться исполняющим обязанности главы консульского учреждения.

2. Полное имя и фамилия исполняющего обязанности главы консульского учреждения сообщаются Министерству иностранных дел государства пребывания или указанному этим Министерством органу дипломатическим представительством представляемого государства или, если это государство не имеет такого представительства в государстве пребывания, - главой консульского учреждения, или, если он не в состоянии этого сделать, - любым компетентным органом представляемого государства. Как общее правило, это сообщение делается заранее. Государство пребывания может обусловить своим согласием допущение исполняющего обязанности главы консульского учреждения, который не является ни дипломатическим агентом, ни консульским должностным лицом представляемого государства в государстве пребывания.

3. Компетентные органы государства пребывания оказывают исполняющему обязанности главы консульского учреждения помощь и защиту. Пока он возглавляет учреждение, на него распространяются положения настоящей Конвенции на том же основании, как и на главу соответствующего консульского учреждения. Тем не менее государство пребывания не обязано предоставлять лицу, временно исполняющему обязанности главы учреждения, преимущества, привилегии и иммунитеты, которыми пользуется глава консульского учреждения лишь в силу условий, которым временно исполняющий обязанности главы консульского учреждения не отвечает.

4. Если член дипломатического персонала дипломатического представительства представляемого государства в государстве пребывания назначается представляемым государством в соответствии с положениями пункта 1 настоящей статьи временно исполняющим обязанности главы консульского учреждения, он продолжает пользоваться привилегиями и иммунитетами, которые предоставлены ему в силу его дипломатического статуса, при условии, что государство пребывания против этого не возражает.

Статья 5

Назначение работников консульского персонала

1. С исключениями, предусмотренными в положениях статей 6 и 7, представляемое государство может свободно назначать работников консульского персонала.

2. Представляемое государство заблаговременно сообщает государству пребывания полное имя и фамилию, категорию и класс всех консульских должностных лиц, помимо главы консульского учреждения, с тем чтобы государство пребывания могло, если оно это пожелает, осуществить свои права, предусмотренные в пункте 3 статьи 7.

3. Государство пребывания выдает после прибытия всем работникам консульского учреждения и членам их семей удостоверения личности, признающие их статус в качестве работников консульского учреждения и членов их семей.

Статья 6

Гражданство консульских должностных лиц

1. Штатным консульским должностным лицом может быть только гражданин представляемого государства.

2. Почетное консульское должностное лицо может быть как гражданином представляемого государства, так и гражданином другого государства.

Статья 7

Лица, объявленные "persona non grata"

1. Государство пребывания может в любое время уведомить представляемое государство по дипломатическим каналам о том, что то или иное консульское должностное лицо является "persona non grata", или что любой работник консульского персонала является неприемлемым. В таком случае представляемое государство должно, соответственно, отозвать это лицо или прекратить его функции в данном консульском учреждении.

2. Если представляемое государство откажется выполнить или же не выполнит в течение разумного срока свои обязательства, предусмотренные в пункте 1 настоящей статьи, государство пребывания может, соответственно, аннулировать экзекватуру, выданную такому лицу, или перестать считать его работником консульского персонала.

3. Лицо, назначенное в качестве работника консульского учреждения, может быть объявлено неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания или, если оно уже находится в государстве пребывания, до того, как оно приступит к исполнению своих обязанностей в консульском учреждении. В любом таком случае представляемое государство аннулирует его назначение.

4. В случаях, упомянутых в пунктах 1 и 3 настоящей статьи, государство пребывания не обязано сообщать мотивы своего решения представляемому государству.

Статья 8

Уведомление государства пребывания
 о назначениях, прибытии и отбытии

1. Министерство иностранных дел государства пребывания или указанный этим Министерством орган уведомляется:

a) о назначении работников консульского учреждения, их прибытии после назначения в консульское учреждение, об их окончательном отбытии или о прекращении их функций и обо всех других изменениях, влияющих на их статус, которые происходят во время их работы в консульском учреждении;

b) о прибытии или окончательном отбытии лица, являющегося членом семьи работника консульского учреждения и вместе с ним проживающего, а также, в надлежащих случаях, о том, что то или иное лицо становится или перестает быть таким членом семьи;

c) о прибытии и окончательном отбытии частных домашних работников и, в надлежащих случаях, о прекращении их службы в качестве таковых;

d) о найме и увольнении лиц, проживающих в государстве пребывания в качестве работников консульского учреждения или частных домашних работников, имеющих право на привилегии и иммунитеты.

2. Уведомление о прибытии или окончательном отбытии должно делаться по возможности заблаговременно.

Статья 9

Почетные консульские должностные лица

1. Каждая из Сторон может с согласия другой Стороны назначить для выполнения консульских функций почетное консульское должностное лицо.

2. Местонахождение консульского учреждения, которым руководит почетное консульское должностное лицо, его класс и консульский округ определяет по согласованию с государством пребывания представляемое государство.

3. Частная предпринимательская или иная деятельность почетного консульского должностного лица и его деятельность, связанная с выполнением консульских функций, ведутся отдельно. Консульские архивы учреждения, возглавляемого почетным консульским должностным лицом, хранятся отдельно от документов, не имеющих отношения к выполнению консульских функций.

Глава III

Преимущества, привилегии и иммунитеты

     

Статья 10

Приобретение консульских помещений

1. Представляемое государство имеет право от своего имени или через любое уполномоченное им физическое или юридическое лицо в соответствии с законодательством государства пребывания и с согласия этого государства приобретать в собственность, получать в пользование или вступать во владение в любой другой форме:

a) зданиями или частями зданий, используемыми для консульских помещений, резиденции главы консульского учреждения, а также жилых помещений для любого работника консульского персонала, который не является гражданином государства пребывания или не имеет постоянного местожительства в этом государстве;

b) земельными участками, предназначенными для строительства любых таких консульских и жилых помещений.

2. Государство пребывания в случае необходимости оказывает соответствующую помощь и поддержку представляемому государству при осуществлении прав, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

3. Представляемое государство должно соблюдать законодательство государства пребывания, регулирующее расположение, конструкцию зданий и городское планирование.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»