Недействующий

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством финансов СССР
24 января 1983 года N 12

Госпланом СССР
24 января 1983 года N 12

Госкомцен СССР
24 января 1983 года N 12

ЦСУ СССР
24 января 1983 года N 12



ТИПОВЫЕ УКАЗАНИЯ
по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ)

____________________________________________________________________
Не действуют на территории Российской Федерации на основании
совместного приказа Минфина России, Минэкономразвития России и Росстата
от 28.12.2020 N 1158/868/854

____________________________________________________________________

     

I. Общие положения

1.1. Настоящие Типовые указания по применению нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ) разработаны Минфином СССР, Госпланом СССР, Госкомцен СССР и ЦСУ СССР во исполнение постановления Совета Министров СССР от 26 июля 1982 года N 695 "Об улучшении учета и отчетности по расходованию и экономии материальных ресурсов".

1.2. Основными задачами нормативного метода учета затрат на производство являются своевременное предупреждение нерационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов в хозяйстве, содействие выявлению имеющихся в производстве резервов и результатов внутризаводского хозрасчета.

1.3. Нормативный метод как совокупность способов и приемов учета и контроля за выполнением заданий по снижению себестоимости продукции является важным средством управления формированием затрат на производство. Он предусматривает создание системы действующих прогрессивных норм и нормативов и на ее основе калькуляции нормативной себестоимости; выявление и учет затрат, связанных с отклонениями от действующих норм и нормативов; исчисление фактической себестоимости продукции (работ) на основе предварительно составленных калькуляций нормативной себестоимости.

1.4. Для внесения изменений в калькуляции нормативной себестоимости, а также для осуществления контроля за выполнением плана внедрения новой техники, прогрессивной технологии, совершенствования организации производства и труда и расчета экономической эффективности проведенных организационно-технических мероприятий необходимо учитывать изменения норм.

1.5. Учет фактических затрат при нормативном методе должен вестись раздельно в части затрат по нормам и в части затрат, представляющих собой отклонения от норм. Это достигается путем повседневного документирования затрат по основным их видам, вызванных отклонениями от норм, либо расчетным путем за сравнительно короткие периоды времени, что позволяет своевременно принимать меры по предотвращению перерасходов и повышать уровень технологической, организационной и плановой дисциплины.

1.6. Оперативное выявление и текущий учет отклонений от действующих норм затрат по видам продукции (работ), причинам, лицам, от которых зависят отклонения, должны применяться и при других существующих методах производственного учета и калькулирования себестоимости продукции, внося в учет затрат новую группировку, направленную на осуществление оперативного текущего контроля за соблюдением норм и нормативов. Отклонения от норм во всех отраслях должны отражаться в ведомостях (машинограммах) сводного учета затрат на производство.

1.7. Исчисление фактической себестоимости отдельных видов продукции с использованием нормативных калькуляций и данных учета отклонений от норм и изменений норм наиболее целесообразно применять в массовых и крупносерийных производствах, в которых продукция изготовляется из большого количества деталей и узлов или носит многономенклатурный характер (предприятия машиностроения и металлообработки, трикотажной, обувной, швейной, мебельной, шинной и т.п. отраслей промышленности).

1.8. В тех отраслях, где действующие (текущие) и плановые нормы близки по своим величинам (при выпуске более или менее однородной и простой по конструкции продукции с коротким производственным циклом, стабильности условий производства, небольших остатках незавершенного производства и относительно нечастых и незначительных по размерам изменениях норм) объединения (предприятия) и организации по согласованию с министерствами и ведомствами вместо нормативных могут использовать плановые калькуляции.

1.9. Сводный учет затрат на производство при нормативном методе учета ведется по статьям затрат, учитываемых по конкретным видам или группам однородных видов продукции, в соответствии с Основными положениями по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции и отраслевыми инструкциями министерств и ведомств по указанным вопросам.

________________
В дальнейшем именуются "Основные положения по планированию и учету себестоимости".


При этом учет затрат на производство может вестись по бесполуфабрикатному варианту, т.е. без системного учета себестоимости полуфабрикатов своего производства, или по полуфабрикатному варианту - с отражением себестоимости в системе счетов бухгалтерского учета при передаче их из цеха в цех.

1.10. Объединения (предприятия) и организации не должны допускать обезличенного учета затрат на производство, при котором отсутствует повседневный учет отклонений от действующих норм в разрезе конкретных видов или однородных групп продукции и текущий контроль за затратами, а калькулирование фактической себестоимости производится путем распределения фактических затрат между товарным выпуском и незавершенным производством, а также между отдельными видами продукции (работ) пропорционально их плановой или нормативной себестоимости.

1.11. Настоящие Типовые указания должны быть использованы при подготовке министерствами и ведомствами и утверждении в установленные порядки и сроки соответствующих отраслевых методических указаний по применению в подведомственных объединениях, на предприятиях и в организациях нормативного метода учета затрат на производство и калькулированию нормативной (плановой) и фактической себестоимости продукции (работ).

1.12. В условиях механизации и автоматизации обработки информации разработка нормативных и фактических калькуляций, систематизация и корректировка норм и нормативов, систематизация и обобщение информации по учету движения полуфабрикатов, узлов и деталей, систематизация и обобщение информации по отклонениям, незавершенному производству, сводному учету затрат на производство осуществляется с использованием средств вычислительной и другой организационной техники.

Порядок ведения нормативного метода учета в условиях механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ регламентирован соответствующими типовыми проектными решениями (пакетами прикладных программ).

1.13. С изданием настоящих Типовых указаний утрачивают силу письма Министерства финансов СССР от 3 октября 1960 года N 346 "Об основных положениях по нормативному методу учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции", от 4 февраля 1963 года N 34 "О широком распространении нормативного метода учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях и стройках", от 26 мая 1964 года N 128 "О внедрении нормативного метода учета и калькулирования себестоимости продукции на промышленных предприятиях и стройках".

     

2. Нормы затрат и нормативные калькуляции

2.1. Основой нормативного метода учета являются нормативная база, представляющая собой комплекс прогрессивных научно обоснованных трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, порядок и методы их формирования, обновления и использования при разработке перспективных и текущих планов, а также организации подготовки и контроля норм и нормативов на всех уровнях планирования.

2.2. Разработка норм и нормативов затрат на производство должна осуществляться в соответствии с Системой прогрессивных технико-экономических норм и нормативов, одобренной постановлением Госплана СССР от 11 января 1980 года N 7 "О системе прогрессивных технико-экономических норм и нормативов и мерах по ее внедрению в планирование" и отраслевыми указаниями министерств и ведомств, изданными на ее основе.

2.3. Формирование прогрессивных технико-экономических норм и нормативов является важнейшим условием не только повышения эффективности производства и качества работы, но и совершенствования планирования, учета и калькулирования себестоимости продукции. Их внедрение предполагает реализацию мероприятий, направленных на улучшение первичного учета и отчетности, применение нормативного метода учета на предприятиях и в объединениях и усиление контроля за фактическим использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

В связи с этим бухгалтерия и другие службы объединения (предприятия) должны осуществлять контроль за качеством норм и нормативов и своевременно вносить руководству предложения по пересмотру завышенных и устаревших норм и нормативов.

2.4. Нормы затрат планируемого периода (плановые нормы) на производство конкретной продукции (работы) должны быть, как правило, ниже уровня норм и фактических удельных затрат за истекший год. В основу их расчета принимаются действующие нормы и задания по их снижению, формируемые на базе мероприятий по плану технического развития и совершенствования организации производства и управления.

Действующие нормы разрабатываются на каждый вид полуфабриката, узла, детали, продукции (работы) в условиях достигнутого в объединении (предприятии) уровня технологии и организации производства и труда и служат для непосредственного отпуска материальных ресурсов на производственные нужды и расчета заработной платы.

Они должны систематизироваться в спецификациях норм расхода материалов и в картах норм времени и расценок.

Изменение действующих норм в результате проведения оргтехмероприятий обеспечивает в среднем за календарный период достижение плановых норм.

2.5. Индивидуальные нормы определяют расход нормируемого вида сырья и материалов на производство единицы продукции (работы) - деталь, узел, изделие и т.д. в единицах массы или объема.

В отличие от индивидуальных групповые нормы рассчитываются как средневзвешенные величины затрат на планируемые объемы производства одноименных видов продукции.

По степени укрупнения индивидуальные нормы разрабатываются в специфицированном и сводном виде на все изделия и виды продукции (работ), предусмотренные в плане производства.

Специфицированные нормы - это расход на производство единицы продукции (работы) конкретных видов сырья и материалов в ассортименте, т.е. по типосорторазмерам, маркам, профилям, составу.

В течение года специфицированные нормы оперативно корректируются в результате текущих изменений конструкции изделия, рецептуры продукции, технологии производства, которые учитываются при обеспечении текущей потребности цехов и участков в сырье и материалах, а также при организации контроля за их расходом.

Сводные нормы - это расход однородных видов сырья и материалов на изготовление изделия или номенклатурной группы изделий, по которым ведется расчет потребности и составляются балансы при разработке планов экономического и социального развития.

2.6. Нормы должны быть обоснованными, напряженными, прогрессивными. Ответственность за достоверность норм и нормативов и своевременное уточнение их несут руководители организаций (предприятий), утвердившие эти нормы и нормативы.

2.7. Координацию работ отделов и цехов по подготовке, внедрению и систематическому обновлению норм и нормативов в объединениях (предприятиях) и организациях должны осуществлять планово-экономические отделы. Организацию всей работы по созданию и обновлению норм и нормативов в составе планово-экономических отделов целесообразно возлагать на нормативные группы (бюро), в функции которых должны входить: систематизация всех поступающих от соответствующих подразделений норм и нормативов; создание фондов нормативной информации; составление нормативных калькуляций и обеспечение ими цехов и служб; учет изменений норм и их внесение в нормативные калькуляции; контроль за своевременностью изменений норм; составление отчетов об изменениях норм по изделиям и причинам; расчет и анализ эффективности организационно-технических мероприятий и отклонений от норм затрат. При механизации и автоматизации учетно-вычислительных работ значительная часть этих функций выполняется с помощью вычислительных установок.

2.8. При нормативном методе наряду с калькуляциями плановой и фактической себестоимости продукции (работ) применяется также калькуляция нормативной себестоимости.

Плановая калькуляция составляется до начала планируемого периода на основании плановых норм и нормативов, исходя из заданий по снижению себестоимости товарной продукции и лимита (предельного уровня) материальных затрат, устанавливаемых вышестоящей организацией. Плановые нормы определяют среднегодовую плановую величину расходов на производство единицы продукции (работы). При ее исчислении не должны учитываться расходы, не предусмотренные технологическим процессом, потери от брака (если они не предусмотрены планом), непроизводительные расходы.

В отличие от плановой нормативная калькуляция разрабатывается на основании действующих на начало отчетного периода индивидуальных, специфицированных норм. Если плановая калькуляция является неизменной в течение определенного периода (квартала, года), то нормативная изменяется по мере внедрения организационно-технических мероприятий и обновления норм и нормативов. Нормативные калькуляции отражают нормативные затраты, соответствующие организационно-техническому уровню производства в данный момент. Они составляются на все изделия, на которые утверждены нормы затрат. Сопоставлением нормативной себестоимости на начало планируемого периода с планом по себестоимости определяется степень напряженности плана.

Взаимосвязь плановой и нормативной себестоимости выражается в том, что выполнение заданий по снижению норм должно в среднем за отчетный период обеспечить достижение плановой себестоимости. На начало планируемого периода нормативная себестоимость, как правило, может быть выше плановой, а на конец - ниже плановой себестоимости.

Калькуляция фактической себестоимости продукции (работ) составляется периодически на основании данных бухгалтерского учета о затратах на производство для осуществления контроля за выполнением плана по себестоимости отдельных видов продукции (работ).

При составлении нормативных, плановых и отчетных калькуляций должна применяться единая номенклатура статей расходов.

2.9. Разработка нормативных калькуляций на изделие в целом и его составные части (узлы, детали, полуфабрикаты) - один из основных элементов нормативного метода учета. В условиях массового и крупносерийного производства, где выпускается многономенклатурная продукция и она является результатом сборки большого числа деталей, нормативные калькуляции служат основой для исчисления фактической себестоимости конкретных видов продукции. Их данные используются также для оценки незавершенного производства и брака.

2.10. Нормативные калькуляции на детали и узлы составляются только по прямым затратам материалов и заработной платы, а на изделие в целом, как правило, по всем статьям производственной себестоимости. В отдельных производствах, в которых незначителен удельный вес расходов по обслуживанию и управлению, допускается составление в порядке исключения нормативных калькуляций и на изделие в целом только по прямым затратам материалов и заработной платы.

2.11. Номенклатура статей расходов в нормативных калькуляциях на продукцию (работы) должна соответствовать типовой номенклатуре, предусмотренной в отраслевых инструкциях по планированию и учету себестоимости. В этих целях должны быть разработаны нормы и нормативы по всем статьям расходов, включенным в нормативные калькуляции.

При отсутствии норм и нормативов по некоторым статьям допускается исходить из сумм, предусмотренных в плановых калькуляциях.

2.12. Нормативная себестоимость на виды продукции определяется в соответствии с принятым в объединении (предприятии) вариантом построения сводного учета затрат (полуфабрикатным или бесполуфабрикатным). При полуфабрикатном варианте учета определению нормативной себестоимости изделия предшествует исчисление себестоимости полуфабрикатов. В этом случае в нормативных калькуляциях вводится специальная комплексная статья, по которой у цехов-потребителей отражается себестоимость полученных полуфабрикатов. При бесполуфабрикатном варианте в нормативных калькуляциях выделяются затраты отдельных цехов. На предприятиях с бесцеховой структурой управления нормативные калькуляции следует составлять в отдельных случаях по участкам.

2.13. Составление нормативных калькуляций на изделия в целом с предварительной разработкой калькуляций на детали и узлы осуществляется в следующем порядке. В первую очередь в соответствии с ходом технологического процесса составляются нормативные калькуляции на детали, затем простейшие узлы, более сложные узлы (сборочные единицы) и, наконец, на изделие в целом. В нормативной калькуляции на деталь приводится ее шифр и наименование. Кроме того, указываются узлы и изделия, в которых она применяется и в каком количестве. Расход материалов на деталь показывается по их номенклатурным номерам в натуральном и стоимостном выражении.

Нормативная себестоимость узла представляет собой итог себестоимости всех деталей (в том числе и покупных полуфабрикатов), которые входят в состав данного узла, с добавлением стоимости материальных ресурсов, расходуемых при сборке, и суммы заработной платы по сборке. Себестоимость отдельных деталей включается в нормативную калькуляцию узла на основании нормативных калькуляций деталей, а затраты по сборке узла - на основании технологических карт сборки.

Нормативная калькуляция на изделие составляется на основе калькуляций на детали и узлы, входящие в данное изделие, с добавлением затрат по его сборке.

2.14. В отдельных производствах допускается составление нормативных калькуляций на изделие в целом, без разработки их на детали и узлы. При этом стоимость материальных ресурсов, а также других прямых затрат определяется на основании сводных норм расхода, составляемых технологическим и конструкторским отделами, и действующих цен. Трудоемкость и сумма заработной платы рассчитываются по сводным данным отдела труда и заработной платы, полученным на основании технологических карт или другой технической документации, отражающих уровень норм заработной платы на начало месяца.

Расходы по обслуживанию производства и управлению, а также другие виды расходов, по которым нормы не разработаны, допускается включать в нормативные калькуляции в соответствии со сметами этих расходов и принятой в отраслевых инструкциях методикой их распределения.

2.15. При отсутствии калькуляций на детали и узлы оценка брака и незавершенного производства, так же как и выписка первичных документов осуществляются на основании технологических карт или других заменяющих их документов, содержащих необходимые данные (план операций, нормы времени и расценки по заработной плате, нормы расхода материалов, нормативы отходов и т.д.).

2.16. Общий порядок составления нормативных калькуляций регламентируется отраслевыми указаниями, а затем он конкретизируется в инструкциях, разрабатываемых непосредственно в объединениях (предприятиях) и организациях. Формы карт нормативных калькуляций и другой документации следует предусматривать в отраслевых указаниях.

2.17. При небольшой номенклатуре несложных видов продукции возможно совмещение конструкторской и технологической документации с нормативной. В этом случае технологические карты дополняются специальными графами для заполнения данных о нормах расхода материалов и описания операций технологической обработки. В результате создается новый комбинированный вид документации - технолого-нормативная.

2.18. При наличии на предприятии АСУ формирование и использование норм и нормативов осуществляется на основе автоматизированной системы сбора, накопления и обновления норм и нормативов (АСН).

В рамках АСН создаются фонды норм и нормативов, которые образуют специализированную базу данных. На основе накапливаемой информации выполняется анализ динамики и прогнозирование норм и нормативов, осуществляется контроль за их выполнением, а также проводится сопоставление фактических удельных расходов и проектных норм и нормативов с устанавливаемыми в планах нормами и нормативами.

     

3. Учет изменений норм

3.1. В объединениях (предприятиях) и организациях нормативная база должна своевременно обновляться в результате проведенных мероприятий по плану технического развития и совершенствования организации производства и управления.

3.2. Для своевременного внесения всех изменений в нормативную базу необходимо устанавливать порядок их оформления первичными документами и сообщения заинтересованным отделам, службам и цехам, а также учета изменений норм по конкретным видам продукции (работ), причинам и исполнителям.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»