Бишкекская Международная конференция на тему "Укрепление безопасности и стабильности в Центральной Азии: наращивание всесторонних усилий по противодействию терроризму"

13-14 декабря 2001 года

ПРОГРАММА ДЕЙСТВИЙ

     

I. Рамочная основа сотрудничества

1. В работе Бишкекской международной конференции "Усиление безопасности и стабильности в Центральной Азии: укрепление всеобъемлющих усилий в борьбе с терроризмом", организованной УКНПП ООН и ОБСЕ в духе Устава ООН и Платформы коллективной безопасности ОБСЕ, приняли участие представители стран ОБСЕ, а также официальные представители международных организаций, наблюдатели и эксперты.

2. Дискуссии проводились на основе резолюций ООН, в частности, резолюций 1373 и 1377 Совета Безопасности, Плана действий ООН по реализации Венской декларации ООН по вопросам преступности и правосудия: решение задач 21-го столетия (апрель 2000 года) и Бухарестского плана действий ОБСЕ по борьбе с терроризмом (4 декабря 2001 года). Поскольку Бишкекская конференция стала продолжением Международной конференции по укреплению безопасности и стабильности в Центральной Азии (Ташкент, октябрь 2000 года), в ее работе были учтены итоги Ташкентской конференции.

3. Бишкекская конференция укрепила решимость ее участников объединиться в борьбе с терроризмом и поддержать ключевую роль Организации Объединенных Наций в этом деле.

4. Участники конференции призвали международные и региональные организации к укреплению сотрудничества и координации путем осуществления следующих шагов:

- Всецелого использования таких форумов, как Бишкекская конференция, для взаимодействия в целях достижения максимальной эффективности оказываемой ими помощи. В связи с этим участники конференции приветствовали намерение УКНПП и ОБСЕ и дальше развивать рабочие контакты между собой для укрепления своих взаимодополняющих возможностей.

- Развития позитивного опыта, приобретенного в ходе разработки программы УКНПП для Центральной Азии при содействии донорского сообщества.

II. Меры по борьбе с терроризмом и его предотвращению


Принимая во внимание обязательства стран-участниц ОБСЕ, нашедшие свое отражение в Бухарестском плане действий, а также в разделе VII Плана действий по реализации Венской декларации, участники конференции назвали и определили следующие меры:

1. Поручить ОБСЕ и УКНПП усилить взаимодействие и координацию в деле необходимой помощи. В этой связи будут активно поощряться такие инициативы УКНПП ООН и БДИПЧ/ОБСЕ, как организация региональных и субрегиональных семинаров по вопросам содействия ратификации и реализации международных конвенций. Следует принимать во внимание важнейшую роль парламентов, в частности, с точки зрения процесса ратификации, равно как и роль Парламентской Ассамблеи ОБСЕ в развитии дальнейшего диалога между парламентариями.

2. Усилить сотрудничество на национальном уровне между антитеррористическими структурами и структурами, ведущими борьбу с преступностью, в том числе с незаконным оборотом наркотиков, путем обмена оперативной информацией между такими структурами и правоохранительными органами, выполняющими  задачи по борьбе с терроризмом.

3. Развивать региональное и международное сотрудничество между антитеррористическими структурами и структурами ведущими борьбу с преступностью, в том числе с незаконным оборотом оружия и наркотиков, например, в форме установления каналов связи между ними; рекомендовать Постоянному совету ОБСЕ рассмотреть вопрос о созыве в Вене под руководством ОБСЕ и при организационной поддержке ООН специального совещания экспертов с участием представителей правоохранительных органов.

4. Принять национальное законодательство о борьбе с легализацией незаконно полученных доходов и сформировать соответствующие структуры, например, подразделения финансовой разведки, которые могли бы быть использованы в плане предотвращения и пресечения финансирования терроризма, а также других видов преступной деятельности. В этой связи участники конференции обратили внимание международного сообщества на необходимость помощи странам-участницам по их просьбе в вопросах разработки соответствующего национального законодательства и создания соответствующих административных инструментов.

5. Содействовать скорейшей ратификации и реализации соответствующих международных инструментов, в том числе Международной конвенции ООН 1999 года по пресечению финансирования терроризма, а также рассмотреть вопрос о применении стандартов финансовой отчетности и транспарентности, сформулированных в 40 рекомендациях Специальной группы по борьбе с финансовыми преступлениями (ФАТФ), касающихся легализации незаконно полученных доходов, и восьми специальных рекомендациях, касающихся борьбы с финансированием терроризма; предпринять неотложные шаги в соответствии с резолюцией 1373 (2001) Совета Безопасности ООН к блокированию активов частных лиц и организаций, имеющих отношение к финансированию терроризма.

6. Обеспечить сбор информации странами-участницами и проведение ими анализа преступной деятельности, осуществляемой в поддержку терроризма, а также сбор и постоянное обновление информации о терроризме и связанной с ним деятельности. В зависимости от условий двусторонних или многосторонних соглашений, такая информация может быть предметом обмена между соответствующими международными органами и странами.

7. Увеличить финансирование исследовательской деятельности соответствующих институтов, в том числе университетов, неправительственных и правительственных организаций.

8. Препятствовать дестабилизирующему накоплению и неконтролируемому распространению и незаконному обороту стрелкового оружия и легких вооружений (СОЛВ). В этом контексте следует учитывать опыт, полученный в ходе реализации документа ОБСЕ по стрелковому оружию и легким вооружениям, а также опыт, полученный в результате проведения во всех пяти участниках ОБСЕ странах Центральной Азии серии национальных учебных семинаров по вопросам борьбы с незаконным оборотом СОЛВ и контроля над их запасами. Кроме того, государства должны принять активное участие в региональном семинаре, который будет проведен весной 2002 года в Алма-Ате. Более того, Центр ОБСЕ по предотвращению конфликтов должен разработать дальнейшие мероприятия по реализации упомянутого выше документа ОБСЕ.

9. Предотвращать терроризм и вести борьбу с ним путем укрепления сотрудничества в деле обеспечения прав человека и основополагающих свобод, а также путем укрепления власти закона и построения демократических институтов, в том числе за счет финансирования соответствующих программ ООН и ОБСЕ.

10. Укреплять потенциал судебных органов в борьбе со всеми формами терроризма и связанной с ним преступной деятельностью, в том числе путем предоставления соответствующего опыта и проведения соответствующей подготовки в целях дальнейшего укрепления принципа независимости и беспристрастности судебных органов.

11. Обеспечивать решение межэтнических проблем на самой ранней стадии их возникновения и тем самым вносить вклад в комплекс мер по предотвращению терроризма; поддерживать усилия Управления Верховного комиссара ОБСЕ по делам меньшинств в решении проблем, относящихся к его мандату; развивать диалог и атмосферу терпимости в отношениях между этническими большинством и меньшинством.

12. Способствовать активному участию гражданского общества в борьбе с терроризмом: предоставлять молодым людям возможность учиться терпимости и применять этот принцип на практике с тем, чтобы они могли активно участвовать в делах гражданского общества; обучать их методам мирного разрешения конфликтов.

13. Подчеркивать важное значение терпимости во всех аспектах социальных отношений, а также важную роль диалога между цивилизациями в качестве средства взаимопонимания и устранения угроз миру в духе резолюции 53/22 Генеральной Ассамблеи ООН; способствовать продолжению диалога между всеми сегментами общества (включая политических и религиозных лидеров, парламентариев и НПО) с целью предотвращения маргинализации любого сегмента общества; рекомендовать к рассмотрению Постоянным советом ОБСЕ в 2002 году вопроса об организации диалога между ОБСЕ и Организацией "Исламская Конференция".

14. Содействовать укреплению свободных СМИ, в том числе тех, которые обслуживают легитимные информационные потребности общества, не предоставляя при этом трибуну для террористов; поддерживать проект УКНПП "Обучение СМИ освещению вопросов, касающихся борьбы с наркотиками и преступностью", который осуществляется в настоящее время в сотрудничестве с ОБСЕ, а также вести работу в развитие итогов конференции по вопросам свободы СМИ в условиях борьбы с терроризмом, которая была организована в Алма-Ате представителем ОБСЕ по вопросам свободы СМИ; разрабатывать дальнейшие программы в этой области; содействовать расширению свободы выражения мнений и не оставлять без внимания высказывания и призывы, способствующие разжиганию ненависти.

15. Оказывать психологическую и социальную помощь жертвам терроризма и их близким.

16. Обеспечивать решение экономических и социальных проблем, эксплуатируемых террористами в своих целях, путем фокусирования внимания конкретных стран на необходимости проводить политику устойчивого развития, принимая при этом во внимание первоочередные задачи, стоящие перед донорским сообществом.

III. Дополнительные задачи


Учитывая тот факт, что Центральноазиатский регион находится по соседству с Афганистаном и нуждается в поддержке, в том числе и в связи с угрозами, исходящими из Афганистана, участники конференции из стран Центральной Азии и других стран высказались за специальные усилия международного сообщества по предоставлению технической и финансовой помощи на основе комплексных национальных и региональных программ действий в следующих областях:

1. Укреплять возможности стран Центральной Азии в вопросах пограничного контроля и предотвращения проникновения через их границы террористов и организованных преступных групп путем учета специфики ситуации в Афганистане, связанной с незаконным оборотом наркотиков, не препятствуя при этом нормальному процессу торговли и свободного передвижения людей.

2. Способствовать устойчивому экономическому развитию, в том числе путем развития сотрудничества между национальными банками стран региона, а также между международными банковскими структурами с тем, чтобы, с одной стороны, поддержать экономические процессы, в том числе процесс привлечения иностранных инвестиций, а, с другой, - усилить контроль над легализацией незаконно полученных доходов и обеспечить пресечение финансирования терроризма.

3. Обеспечить проведение совместных мероприятий учебного и оперативного характера в различных областях, в том числе подготовку специалистов и планирование поставок соответствующего оборудования и технологий.

4. Укреплять возможности государственных институтов в борьбе с терроризмом, организованной преступностью и незаконным оборотом наркотиков.

5. Рассмотреть вопрос о предоставлении финансовой и другой помощи, в том числе для содействия ратификации и реализации соответствующих международных конвенций. Меры в этих областях должны вырабатываться на основе комплексных рамочных соглашений. Для выработки таких соглашений, а также поддержки подобных мер следует обратить внимание - не забывая о последующих действиях и эффективной реализации - на необходимость диалога между заинтересованными странами при содействии УКНПП и ОБСЕ.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВ ЗА МЕЖДУНАРОДНО-ПРОТИВОПРАВНЫЕ ДЕЯНИЯ

     

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

МЕЖДУНАРОДНО-ПРОТИВОПРАВНОЕ ДЕЯНИЕ ГОСУДАРСТВА

ГЛАВА I

Общие принципы

     
Статья 1

Ответственность государства за его международно-противоправные деяния


Каждое международно-противоправное деяние государства влечет за собой международную ответственность этого государства.

Статья 2

Элементы международно-противоправного деяния государства


Международно-противоправное деяние государства имеет место, когда какое-либо поведение, состоящее в действии или бездействии:

а) присваивается государству по международному праву; и

b) представляет собой нарушение международно-правового обязательства этого государства.

Статья 3

Квалификация деяния государства как международно-противоправного


Квалификация деяния государства как международно-противоправного определяется международным правом. На такую квалификацию не влияет квалификация этого деяния как правомерного по внутригосударственному праву.

ГЛАВА II

Присвоение поведения государству


Статья 4

Поведение органов государства

1. Поведение любого органа государства рассматривается как деяние данного государства по международному праву независимо от того, осуществляет ли этот орган законодательные, исполнительные, судебные или какие-либо иные функции, независимо от положения, которое он занимает в системе государства, и независимо от того, является ли он органом центральной власти или административно-территориальной единицы государства.

2. Понятие "орган" включает любое лицо или любое образование, которое имеет такой статус по внутригосударственному праву.

Статья 5

Поведение лиц или образований, осуществляющих элементы государственной власти


Поведение лица или образования, не являющегося органом государства в соответствии со статьей 4, но уполномоченного правом этого государства осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, при условии, что в данном случае это лицо или образование действует в этом качестве.

Статья 6

Поведение органов, предоставленных в распоряжение государства другим государством


Поведение органа, предоставленного в распоряжение государства другим государством, рассматривается как деяние первого государства по международному праву, если этот орган действует в осуществление элементов государственной власти того государства, в распоряжение которого он предоставлен.


Статья 7

Превышение полномочий или нарушение указаний

Поведение органа государства либо лица или образования, уполномоченных осуществлять элементы государственной власти, рассматривается как деяние этого государства по международному праву, если этот орган, лицо или образование действуют в этом качестве, даже если они превышают свои полномочия или нарушают указания.

Статья 8

Поведение под руководством или контролем государства


Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически действует по указаниям либо под руководством или контролем этого государства при осуществлении такого поведения.

Статья 9

Поведение в отсутствие или при несостоятельности официальных властей


Поведение лица или группы лиц рассматривается как деяние государства по международному праву, если это лицо или группа лиц фактически осуществляет элементы государственной власти в отсутствие или при несостоятельности официальных властей и в условиях, требующих осуществления таких элементов власти.

Статья 10

Поведение повстанческого или иного движения

1. Поведение повстанческого движения, которое становится новым правительством государства, рассматривается как деяние данного государства по международному праву.

2. Поведение движения, повстанческого или иного, которому удается создать новое государство на части территории уже существовавшего государства или на какой-либо территории под его управлением, рассматривается как деяние этого нового государства по международному праву.

3. Настоящая статья не затрагивает присвоения государству какого-либо поведения, - как бы то ни было связанного с поведением данного движения, - которое рассматривается как деяние такого государства в силу статей 4-9.

Статья 11

Поведение, которое признается и принимается государством в качестве собственного


Поведение, которое не присваивается государству на основании предшествующих статей, тем не менее рассматривается как деяние данного государства по международному праву, если и в той мере, в какой это государство признает и принимает данное поведение в качестве собственного.

ГЛАВА III

Нарушение международно-правового обязательства


Статья 12

Наличие нарушения международно-правового обязательства


Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»