Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ СССР

ПИСЬМО

от 29 сентября 1978 года N К-8-524


О применении Методических рекомендаций об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях

____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации на основании
приказа Минюста России от 30 апреля 2020 года N 112
____________________________________________________________________


Министерство юстиции СССР направляет для применения в практической деятельности Методические рекомендации об участии юридических служб в организации договорной работы на предприятиях, в производственных объединениях и организациях. Рекомендации разработаны Управлением правовой работы в народном хозяйстве Министерства юстиции СССР с участием Всесоюзного научно-исследовательского института советского законодательства. В ходе работы над рекомендациями были учтены мнения Госарбитража СССР, юридических отделов ряда министерств и юридических служб отдельных производственных объединений, предприятий.

Укрепление законности в хозяйственных отношениях, улучшение использования правовых средств в развитии экономики предприятий, колхозов, межхозяйственных и иных организаций, и в первую очередь в отраслях, входящих в агропромышленный комплекс, необходимо проводить с учетом решении июльского (1978 год) Пленума ЦК КПСС "О дальнейшем развитии сельского хозяйства СССР". Этому способствует и введенный с 1 января 1978 года порядок оценки производственной деятельности предприятий с учетом выполнения договорных обязательств в количестве, в сроки и по номенклатуре (в ассортименте). Определенное значение имеет также установление ЦСУ СССР 10 мая 1977 года статистической отчетности по договорной работе, в связи с чем повысилась роль правовых служб в народном хозяйстве, в том числе и в организации договорной работы.

Исходя из требований, вытекающих из постановления ЦК КПСС "О работе партийных и советских органов Иркутской области по повышению роли правовой службы на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и строительства в свете решений XXV съезда КПСС", юридическая служба должна активно участвовать в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров, а руководители предприятий, производственных объединений и организаций обязаны обеспечить такое участие юристов в договорной работе.

Указанные вопросы нашли свое отражение в настоящих Рекомендациях, которые имеют целью оказать необходимую методическую помощь юридическим службам производственных объединений, предприятий, колхозов, межхозяйственных и иных организаций в работе по заключению и контролю за исполнением хозяйственных договоров.

Министерство юстиции СССР полагает, что Методические рекомендации могут быть использованы при разработке отраслевых (ведомственных) рекомендаций (указаний) с учетом специфики правовой работы в системе (там, где они не разработаны) или учтены при переработке ранее изданных рекомендаций (указаний).

В связи с настоящими Рекомендациями считать утратившими силу разделы рекомендаций Министерства юстиции СССР "Об основных формах и методах работы юридической службы в народном хозяйстве по укреплению государственной, плановой и договорной дисциплины, обеспечению сохранности социалистической собственности и соблюдению законодательства о труде" от 8 августа 1974 года и "Методических рекомендаций об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате)" от 19 февраля 1976 года в части, относящейся к договорной работе на предприятии и в производственном объединении.

Приложение  



МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
об участии юридических служб в организации договорной работы
на предприятиях, в производственных объединениях
и организациях

     

1. Общие положения

1.1. В соответствии с Общим положением о юридическом отделе (бюро), главном (старшем) юрисконсульте, юрисконсульте министерства, ведомства, исполнительного комитета Совета депутатов трудящихся, предприятия, организации, учреждения, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 22 июня 1972 года N 467, обеспечение правовыми средствами выполнения заданий, обязательств по поставкам, договорам подряда на капитальное строительство и другим договорам является одним из основных направлений деятельности юридической службы.

В настоящих Методических рекомендациях освещаются формы и методы проведения этой работы.

1.2. Юридический отдел (бюро), главный (старший) юрисконсульт, юрисконсульт* предприятия, производственного объединения, организации** в целях правового обеспечения выполнения договорных обязательств должен, в частности:

________________

* В дальнейшем для краткости употребляются термины "юридический отдел" или "юридическая служба".

** В дальнейшем для краткости используется термин "предприятие".

1. обеспечивать законность документов правового характера по вопросам договорной работы;

2. организовывать совместно с другими структурными подразделениями договорную и претензионную работу;

3. участвовать в заключении хозяйственных договоров;

4. принимать участие в обеспечении правовыми средствами контроля за исполнением договоров;

5. разъяснять действующее законодательство по вопросам заключения и исполнения договоров;

6. анализировать практику договорно-претензионной работы.

1.3. При разработке Положения о юридическом отделе необходимо отражать в нем особенности участия юридической службы в договорной и претензионной работе.

Порядок использования правовых средств в целях обеспечения выполнения договорных обязательств следует устанавливать в приказе, инструкции или другом документе о ведении договорной и претензионной работы на предприятии.

Вопросы, связанные с заключением и исполнением договоров на предприятии, необходимо отражать в планах работы юридической службы.

2. Работа по обеспечению законности документов правового
характера по вопросам договорной работы

2.1. Юридическому отделу в необходимых случаях следует принимать участие в подготовке проектов приказов, инструкций, положений, договоров и других правовых документов по вопросам договорной работы. При разработке указанных документов надо руководствоваться действующим законодательством, соответствующими ведомственными методическими указаниями и рекомендациями.

2.2. В тех случаях, когда юридическая служба не принимает участия в подготовке документов правового характера по вопросам заключения и исполнения договоров, она должна проверять соответствие требованиям законодательства проектов таких документов*.

________________

* Подробно об этом см. в подразделе 1.3 "Работа по обеспечению законности документов правового характера" Методических рекомендаций об организации работы юридической службы на предприятии и в производственном объединении (комбинате), утвержденных Министерством юстиции СССР 19 февраля 1977 года (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1976, N 5, с.34).


При проверке проектов этих документов или участии в их составлении юридической службе следует обращать внимание на то, чтобы в них не устанавливались незаконные положения и условия (например условия, ограничивающие ответственность контрагентов, указания о освобождении от ответственности нарушителя договорной дисциплины). Только после такой проверки проекты указанных документов могут быть завизированы юридической службой.

3. Организация договорной работы

3.1. Для обеспечения надлежащего порядка заключения и исполнения договоров юридическому отделу совместно с другими структурными подразделениями необходимо участвовать в разработке специального приказа (инструкции) по данному вопросу, если такой приказ отсутствует на предприятии. Такую работу следует проводить в соответствии с методическими рекомендациями (указаниями) органа юстиции и вышестоящих организаций. Перед разработкой указанного документа рекомендуется изучить имеющиеся материалы по договорной и претензионной работе на предприятии.

3.2. В приказе (инструкции) о ведении договорной и претензионной работы необходимо определить четкий порядок заключения договоров и контроля за их исполнением, а также предъявления и рассмотрения претензий.

По вопросам, касающимся договорной работы, в приказе целесообразно предусмотреть, в частности:

- структурные подразделения (службы), отвечающие за оформление, регистрацию и учет договоров;

- подразделения, с которыми проекты договоров должны быть согласованы, очередность и сроки согласования;

- структурные подразделения, которые должны принимать меры к урегулированию разногласий по проектам договоров;

- службы, оформляющие протоколы разногласий;

- порядок согласования протоколов разногласий;

- порядок рассмотрения и принятия к исполнению поступающих нарядов и других заменяющих их документов;

- систему контроля за исполнением договорных обязательств предприятием и его контрагентами с учетом действующего порядка оценки производственной деятельности предприятий по выполнению заданий и обязательств в соответствии с заключенными договорами;

- формы участия юридической службы в работе по заключению договоров, рассмотрении преддоговорных споров и контроля за состоянием договорной дисциплины на предприятии (с помощью правовых средств);

- учет и хранение договоров, а также всей договорной документации.

По вопросам претензионной работы в приказе (инструкции) рекомендуется определить:

- подразделения, которые ведут претензионную работу, регистрируют и учитывают претензии;

- порядок и сроки представления материалов для предъявления претензий и подготовки ответов на поступающие претензии к предприятию; порядок и сроки подготовки претензий или ответов на предъявляемые к предприятию претензии (в пределах сроков, установленных действующем законодательством*).

________________

* Положение о порядке предъявления и рассмотрения претензий предприятиями, организациями и учреждениями и урегулирования разногласий по хозяйственным договорам (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1974, N 3, с.3). Устав железных дорог Союза ССР и другие нормативные акты по данному вопросу.


В приказе (инструкции) производственного объединения надо также определить перечень и виды хозяйственных договоров, которые от имени объединения могут заключаться производственными единицами (если в этом есть необходимость). Целесообразно также решить вопрос о необходимости предоставления производственным единицам права ведения претензионной работы от имени объединения. Формы и методы этой работы определяются с учетом специфики производства.

Необходимо принять меры к приведению в соответствие с этим приказом действующих положений о подразделениях и должностных инструкций для работников, занимающихся договорной и претензионной работой, если на предприятии до этого существовал иной порядок ведения договорной работы.

3.3. Юридический отдел совместно с другими подразделениями разрабатывает формы правовых документов (договоров, актов приемки продукции (товаров) по количеству и качеству, претензий, исковых заявлений и др.), используемых на предприятии в работе по заключению и исполнению договоров, а также предъявлению претензий и исков. При подготовке таких форм необходимо руководствоваться нормативными актами, типовыми, примерными договорами, методическими указаниями (рекомендациями) вышестоящих организаций и органов юстиции.

Для оказания помощи целесообразно также подготавливать для каждого подразделения (производственной единицы) образцы правовых документов, наиболее часто применяемых ими в договорно-претензионной работе. Необходимо принимать меры, чтобы соответствующие подразделения использовали в своей практической деятельности указанные формы (бланки) и образцы правовых документов.

Указанные формы (бланки) и образцы документов должны своевременно уточняться при изменении законодательства, условий договора и в других необходимых случаях.

3.4. Перед началом заключения хозяйственных договоров на предстоящий год рекомендуется провести совещание (семинар) с участием руководителей подразделений (производственных единиц) и работников, непосредственно участвующих в договорной работе. Желательно приглашать для участия в нем работников арбитража, если имеется такая возможность. Юридическая служба должна быть инициатором такого мероприятия и принимать активное участие в организации и проведении указанного совещания (семинара). На этом совещании по материалам обобщения практики договорной и претензионной работы за прошлый период рекомендуется рассмотреть недостатки и ошибки, допущенные отдельными подразделениями (должностными лицами).

Материалы совещания должны быть использованы в практической работе с тем, чтобы исключить повторения ошибок в новом хозяйственном году (см.: раздел 7 "Анализ договорной работы" настоящих Методических рекомендаций).

4. Заключение договоров

4.1. Юридический отдел совместно с другими подразделениями участвует в организации работы по заключению хозяйственных договоров на предприятии.

4.2. Юридической службе следует участвовать в определении структуры договорных связей предприятия исходя из необходимости установления более рациональных договорных отношений.

При этом необходимо иметь в виду, что структура договорных отношений может зависеть от установленного для данного предприятия направления специализации и формы кооперирования, организационного построения (наличия в составе производственного объединения самостоятельных предприятий, производственных единиц, в тресте - подведомственных управлений, предприятий) и распределения функций между ее хозяйственными подразделениями, от применяемых форм планирования производственно-хозяйственной деятельности, технологических особенностей производства и др.

Кроме того, следует учитывать, что структура договорных связей может определяться нормативными актами (например, договором на комплектование строящихся и реконструируемых предприятий, обязательным участием комплектующих организаций системы Госснаба СССР), плановыми предписаниями (в большинстве случаев по выбору сторон, например, договоры подряда на капитальный ремонт).

Структура договорных отношений по поставке распределяемой в плановом порядке продукции (товаров) предприятиям и организациям-потребителям (покупателям) определяется снабженческо-сбытовыми и планово-регулирующими органами, осуществляющими прикрепление покупателей к поставщикам в соответствии со структурой договорных отношений, предусмотренной в Положении о поставках продукции производственно-технического назначения (п.17) и в Положении о поставках товаров народного потребления (п.12). Это прикрепление оформляется документом, служащим основанием для заключения договора поставки (план прикрепления, наряд или заменяющий его документ, извещение о прикреплении и др.).

Прикрепление на длительные прямые договорные связи по поставке продукции производится и оформляется в соответствии с постановлением Госснаба СССР от 15 июля 1971 года N 21*. При заключении договоров на основе прикрепления необходимо руководствоваться Положением о поставках продукции, Особыми условиями поставки соответствующих видов изделий и Примерным договором на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям, одобренным постановлением Госснаба СССР от 11 ноября 1973 года N 53 по согласованию с Госарбитражем СССР**.

________________

* Сборник нормативных актов по материально-техническому снабжению. М., Юрид. лит., 1976, том 2, с.127.

** Постановление Госснаба СССР от 11 ноября 1973 года N 53 "О примерном договоре, на поставку продукции по прямым длительным хозяйственным связям" (Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР, 1974, N 2, с.42).


Структура договорных связей по капитальному строительству охватывает систему генерального подряда (заказчик - генеральный подрядчик - субподрядчик) и систему прямых договоров, заключаемых заказчиком со специализированными строительными организациями на выполнение монтажных и иных специальных работ либо с поставщиками по монтажу оборудования.

4.3. Юридический отдел, получив проект договора для проверки и убедившись, что он составлен правильно по существу и по форме, визирует его.

При визировании проекта договора следует, кроме условий, указанных в пункте 2.2 настоящих Рекомендаций, обращать внимание также на отражение в нем всех существенных условий, необходимых для обеспечения выполнения обязательств по договору, полноту и четкость изложения текста договора, не допускающего различного толкования, а также своевременность оформления проекта договора.

В тех случаях, когда у подразделения предприятия, получившего проект договора, имеются замечания по его условиям, договор оформляется с протоколом разногласий. Юридический отдел, если он не участвовал в составлении протокола разногласий, должен при визировании проекта договора проверять законность и правильность составления протокола разногласий.

Рассматривая замечания контрагента, изложенные им в протоколе разногласий, юридический отдел должен обращать внимание на законность и мотивированность предложенных замечаний, а также возражений на них со стороны заинтересованных подразделений предприятия.

По проектам наиболее важных хозяйственных договоров рекомендуется в необходимых случаях вносить предложения о проведении совещания у руководителя предприятия.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»