Недействующий

     

Проект N 98102315-2

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О судах общей юрисдикции в Российской Федерации



Раздел 1. Общие положения



Статья 1. Система судов общей юрисдикции в Российской Федерации

1. Систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации (далее именуются - суды общей юрисдикции) составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

2. К федеральным судам общей юрисдикции относятся:

Верховный Суд Российской Федерации;

верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов;

районные суды;

военные суды;

специализированные суды.

3. К судам общей юрисдикции субъектов Российской Федерации относятся мировые судьи.

Статья 2. Законодательство о судах общей юрисдикции

1. Полномочия, порядок образования и деятельности судов общей юрисдикции устанавливаются Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", настоящим Федеральным конституционным законом, иными федеральными конституционными законами.

2. Порядок осуществления правосудия в судах общей юрисдикции устанавливается федеральным процессуальным законодательством, а в части, касающейся осуществления правосудия по делам об административных правонарушениях, может устанавливаться также законодательством субъекта Российской Федерации.

Статья 3. Осуществление правосудия судами общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции в Российской Федерации осуществляют правосудие, разрешая споры и рассматривая дела, подсудные им, посредством гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Статья 4. Подсудность дел судам общей юрисдикции

1. Судам общей юрисдикции подсудны:

все гражданские и административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов, кроме дел, отнесенных Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российском Федерации", Федеральным конституционным законом "О Конституционном Суде Российской Федерации", Федеральным конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" только к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации или арбитражных судов;

все уголовные дела;

иные дела, отнесенные к их ведению Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами.

2. Территориальная подсудность, а также иные правила распределения дел по подсудности судам общей юрисдикции устанавливаются федеральным законом.

Статья 5. Основные задачи судов общей юрисдикции

Основными задачами судов общей юрисдикции при разрешении ими споров и рассмотрении дел являются обеспечение и защита:

прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, юридических лиц и иных объединений;

прав и охраняемых законом интересов Российской Федерации, ее субъектов, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

прав и охраняемых законом интересов местного самоуправления.

Статья 6. Основные принципы организации и деятельности судов общей юрисдикции

1. Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом.

2. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела о том суде общей юрисдикции и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено настоящим Федеральным конституционным законом и федеральными процессуальными законами.

3. Все равны перед судом. Судьи не отдают предпочтения каким-либо лицам, участвующим в процессе, по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности, имущественного или должностного положения, места жительства или рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

4. Суды общей юрисдикции осуществляют судебную власть независимо от законодательных и исполнительных органов государственной власти. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, а равно осуществляться действия (бездействие), отменяющие или умаляющие независимость судов и судей.

5. Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие каких-либо актов или действий (бездействия) Конституции Российской Федерации и (или) федеральному закону, принимает решение в соответствии с Конституцией Российской Федерации и (или) федеральным законом.

Решение суда о признании нормативного правового акта или его отдельной части не соответствующими федеральному закону влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части. Такое решение суда незамедлительно публикуется в печатном органе, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт,

Решение суда о признании нормативного правового акта недействительным не может быть преодолено повторным принятием такого же акта.

6. Разбирательство дел в судах общей юрисдикции открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

7. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции очное. Заочное разбирательство дел допускается только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

8. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

9. Рассмотрение дел в судах общей юрисдикции осуществляется судьей единолично либо коллегией в составе трех судей или в составе судьи и присяжных, народных заседателей.

10. Решения судов общей юрисдикции должны быть мотивированы.

11. Все вступившие в силу решения судов общей юрисдикции, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, объединений, их должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Статья 7. Язык судопроизводства и делопроизводства в судах общей юрисдикции

1. Судопроизводство и делопроизводство в Верховном Суде Российской Федерации, иных федеральных судах общей юрисдикции ведутся на русском языке - государственном языке Российской Федерации.

2. Судопроизводство и делопроизводство в верховных судах республик, краевых, областных судах, судах городов федерального значения, суде автономной области и судах автономных округов, районных судах, у мировых судей могут также вестись и на государственном языке республики, языке большинства населения, проживающего на соответствующей территории.

3. Участвующим в деле лицам, не владеющим языком судопроизводства, обеспечивается право выступать и давать объяснения на родном языке либо на любом другом свободно избранном языке, а также пользоваться услугами переводчика.

Статья 8. Финансирование и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции

1. Финансирование судов общей юрисдикции производится из федерального бюджета и осуществляется аппаратом Верховного Суда Российской Федерации в отношении этого Суда, Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации - в отношении всех других судов общей юрисдикции.

Финансирование судов общей юрисдикции осуществляется в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие в соответствии с федеральным законом, и не может быть уменьшено в текущем году или на последующий год без согласия Всероссийского съезда судей или Совета судей Российской Федерации в отношении федеральных судов общей юрисдикции и съезда судей или совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации - в отношении мировых судей этого субъекта Российской Федерации.

2. Материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции осуществляется в размере, обеспечивающем полное и независимое правосудие в соответствии с федеральным законом, и не может быть уменьшено в текущем году или на последующий год без согласия Совета судей Российской Федерации в отношении федеральных судов общей юрисдикции и совета судей соответствующего субъекта Российской Федерации - в отношении мировых судей этого субъекта Российской Федерации.

Материально-техническое обеспечение федеральных судов общей юрисдикции производится за счет средств федерального бюджета и осуществляется аппаратом Верховного Суда Российской Федерации в отношении этого Суда и Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации - в отношении иных федеральных судов общей юрисдикции.

Материально-техническое обеспечение мировых судей производится за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом этого субъекта Российской Федерации.

Раздел 2. Федеральные суды общей юрисдикции

Глава 1. Верховный Суд Российской Федерации


Статья 9. Порядок учреждения и упразднения Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации учреждается и упраздняется Конституцией Российской Федерации.

2. Количественный состав определяется федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации.

Статья 10. Компетенция Верховного Суда Российской Федерации

1. Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом Российской Федерации по гражданским, административным, уголовным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет иные полномочия, отнесенные к его компетенции Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом.

2. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой инстанции дела:

1) о преступлениях, в совершении которых обвиняется судья, если судьей заявлено соответствующее ходатайство, а также уголовные дела особой важности или особого общественного значения, которые Верховный Суд Российской Федерации вправе принять к своему производству при наличии ходатайства обвиняемого;

2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов иных федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, касающихся прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан и объединений;

3) об оспаривании постановления о приостановлении или прекращении полномочий судьи либо прекращении отставки судьи;

4) о приостановлении или прекращении деятельности общероссийских и международных общественных объединений;

5) об оспаривании решений и действий (бездействия) Центральной избирательной комиссии Российской Федерации по подготовке и проведению референдума Российской Федерации, выборов Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (за исключением решений, принимаемых по жалобам на решения и действия (бездействие) нижестоящих избирательных комиссий);

6) по разрешению разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных Верховному Суду Российской Федерации Президентом Российской Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации;

7) иные гражданские и административные дела, имеющие важное государственное или международное значение, которые Верховный Суд Российской Федерации вправе принять к своему производству по собственной инициативе.

3. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда второй инстанции дела по жалобам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, а также на решения Верховного Суда Российской Федерации, принятую им в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу.

4. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает дела по жалобам и протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу.

5. Верховный Суд Российской Федерации рассматривает по вновь открывшимся обстоятельствам дела в отношении решений Верховного Суда Российской Федерации, вступивших в силу.

Статья. 11. Состав Верховного Суда Российской Федерации при осуществлении правосудия

В Верховном Суде Российской Федерации рассматриваются:

1) в качестве суда первой инстанции гражданские и административные дела - судьей единолично либо коллегией в составе трех судей, а уголовные дела, а коллегией в составе трех судей или судьей и коллегией присяжных заседателей;

2) дела но жалобам на решения верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных военных судов, принятые ими в качестве суда первой инстанции и не вступившие в силу, - коллегией в составе трех судей;

3) жалобы на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - судьей единолично:

4) дела по постановлениям судьи Верховного Суда Российской Федерации в отношении решений судов общей юрисдикции, вступивших в силу, - коллегией в составе трех судей;

5) дела по протестам на решения судов общей юрисдикции, вступившие в силу, - Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.

Статья 12. Структура Верховного Суда Российской Федерации

В составе Верховного Суда Российской Федерации действуют Пленум Верховного Суда Российской Федерации, Президиум Верховного Суда Российской Федерации, Сенат Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации и судебные присутствия.

Статья 13. Пленум Верховного Суда Российской Федерации

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»