Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 марта 2003 года N 70


Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество

(с изменениями на 19 января 2005 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу на основании
приказа Минюста России от 27 января 2016 года N 16
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________
Документ не нуждается в госрегистрации
Министерства юстиции Российской Федерации

Письмо Минюста России от 03.04.2003 N 07/3154-ЮД.

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

приказом Минюста России от 12 ноября 2003 года N 288;

приказом Минюста России от 19 января 2005 года N 4.

____________________________________________________________________



В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пунктом 4 раздела 6 Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 "Об утверждении Федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним",

приказываю:

Утвердить Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество.

Министр
Ю.Я.Чайка

     

УТВЕРЖДЕНЫ
приказом Министерства юстиции
Российской Федерации
от 25 марта 2003 года N 70

     

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество

(с изменениями на 19 января 2005 года)


Методические рекомендации о порядке государственной регистрации права общей собственности на недвижимое имущество (далее - Рекомендации) разработаны на основании и в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"* (далее - Закон), постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 "Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним"**, Федеральной программой поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2001 года N 273 "Об утверждении федеральной программы поэтапного развития системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"***.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3594; 2001, N 11, ст.997; 2001, N 16, ст.1533; 2002, N 15, ст.1377; 2003, N 24, 2244; 2004, N 27, ст.2711; 2004, N 30, ст.3081; 2004, N 35, ст.3607; 2004, N 45, ст.4377, Российская газета, 30.12.2004, N 290; 31.12.2004, N 292 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).


** Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 8, ст.963; 1999, N 52, ст.6416; 2002, N 41, ст.3983; 2003, N 37, ст.3584; 2004, N 47, ст.4652 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

*** Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 16, ст.1602.


Настоящие Рекомендации направлены на оказание практической помощи Федеральной регистрационной службой и территориальными органами Федеральной регистрационной службы (далее - органы, осуществляющие государственную регистрацию прав) при осуществлении ими государственной регистрации права общей собственности на объекты недвижимого имущества (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

В настоящих Рекомендациях рассматриваются вопросы, касающиеся особенностей проведения органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, государственной регистрации права общей долевой и общей совместной собственности на недвижимое имущество, в том числе доли в праве (перехода доли в праве) общей долевой собственности на недвижимое имущество (абзац в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

В настоящих Рекомендациях не рассматриваются вопросы, нашедшие отражение в иных актах Министерства юстиции Российской Федерации, в том числе в Методических рекомендациях по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 1 июля 2002 года N 184 "Об утверждении Методических рекомендаций по порядку проведения государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"*.

________________

* Бюллетень Министерства юстиции Российской Федерации, 2002, N 11.

I. Общие положения

1. Государственная регистрация права общей собственности на объекты недвижимого имущества проводится органами, осуществляющими государственную регистрацию прав, в порядке, установленном Законом, Правилами ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 февраля 1998 года N 219 (далее - Правила ведения ЕГРП), иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Законом (пункт в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

2. На основании статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации* (далее - Кодекс) имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301; 1996, N 5, ст.410; 2001, N 49, ст.4552.


Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из участников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (пункт 2 статьи 244 Кодекса).

Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество (пункт 3 статьи 244 Кодекса).

В соответствии с законом совместная собственность возникает:

у супругов - на имущество, приобретенное во время брака за счет общих доходов супругов, вне зависимости от того, на имя кого из супругов оно приобретено (статья 256 Кодекса, статья 34 Семейного кодекса Российской Федерации*);

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст.16; 1997, N 46, ст.5243; 1998, N 26, ст.3014; 2000, N 2, ст.153; 2004, N 35, ст.3607 (сноска в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).


у членов крестьянского (фермерского) хозяйства - на предоставленный в собственность крестьянскому (фермерскому) хозяйству или приобретенный им земельный участок, насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения и другое имущество, приобретенное для хозяйства на общие средства его членов, если договором между членами хозяйства не установлено иное (статья 257 Кодекса);

у членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан - на земельный участок, предоставленный для размещения садоводческого, огороднического и дачного некоммерческого объединения, на земельные участки общего пользования, а также на имущество общего пользования, приобретенное или созданное таким объединением за счет целевых взносов (пункт 2 статьи 4, пункт 4 статьи 14, пункт 2 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан"*);

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 16, ст.1801; 2000, N 48, ст.4632; 2002, N 12, ст.1093.


в иных случаях, предусмотренных законом.

3. Право общей собственности на недвижимое имущество приобретается субъектами права по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (например, статьи 8, 218 Кодекса).

Право общей собственности на недвижимое имущество (его возникновение, переход, прекращение, ограничение) подлежит государственной регистрации (статья 131 Кодекса) и возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 8 Кодекса).

Например, согласно Кодексу:

право общей собственности на недвижимое имущество, приобретаемое на основании договора, возникает с момента государственной регистрации, если иное не установлено законом (статья 223 Кодекса);

право общей собственности на здание, сооружение и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 Кодекса);

право общей собственности на недвижимое имущество возникает у лиц, приобретших это имущество в силу приобретательной давности, с момента такой регистрации (статья 234 Кодекса);

право общей долевой собственности на унаследованное недвижимое имущество возникает у наследников с момента открытия наследства, независимо от момента его государственной регистрации (пункт 4 статьи 1152, статья 1164 Кодекса).

На основании пункта 2 статьи 251 Кодекса момент перехода доли в праве общей собственности по договору, подлежащему государственной регистрации, определяется в соответствии с пунктом 2 статьи 223 Кодекса, согласно которому в случае, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

4. Право общей собственности на недвижимое имущество у участников общей собственности прекращается по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации. Согласно статье 235 Кодекса право собственности прекращается при отчуждении собственником этого имущества, отказе от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на недвижимое имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

При проведении государственной регистрации прекращения права общей собственности рекомендуется учитывать, что основания и порядок прекращения права общей собственности устанавливаются не только Кодексом, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Например. Согласно статье 38 Семейного кодекса Российской Федерации как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов, может быть произведен раздел общего имущества супругов. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению, которое по желанию супругов может быть нотариально удостоверено. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке. Статьей 41 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака может быть заключен брачный договор, который подлежит нотариальному удостоверению. В соответствии со статьей 42 Семейного кодекса Российской Федерации брачным договором, который может быть заключен как в отношении имеющегося, так и в отношении будущего имущества супругов, супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности, установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.

5. При приобретении двумя и более лицами недвижимого имущества в порядке наследования рекомендуется принимать во внимание, что в соответствии со статьей 1165 Кодекса наследственное имущество, которое находится в общей долевой собственности двух или нескольких наследников, может быть разделено по соглашению между ними.

Соглашение о разделе наследства, в состав которого входит недвижимое имущество, в том числе соглашение о выделении из наследства доли одного или нескольких наследников, может быть заключено наследниками после выдачи им свидетельства о праве на наследство. Государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество, в отношении которого заключено соглашение о разделе наследства, осуществляется на основании соглашения о разделе наследства и ранее выданного свидетельства о праве на наследство, а в случае, когда государственная регистрация прав наследников на недвижимое имущество была осуществлена до заключения ими соглашения о разделе наследства, на основании соглашения о разделе наследства (пункт 2 статьи 1165 Кодекса).

Несоответствие раздела наследства, осуществленного наследниками в заключенном ими соглашении, причитающимся наследникам долям, указанным в свидетельстве о праве на наследство, не может повлечь за собой отказ в государственной регистрации их прав на недвижимое имущество, полученное в результате раздела наследства (пункт 3 статьи 1165 Кодекса).

6. Распоряжение имуществом, находящимся в общей долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников (пункт 1 статьи 246 Кодекса).

Участник общей долевой собственности вправе по своему усмотрению распорядиться принадлежащей ему долей с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, установленных статьей 250 Кодекса (пункт 2 статьи 246 Кодекса).

7. Распоряжение имуществом, находящимся в совместной собственности, осуществляется по согласию всех участников, которое предполагается независимо от того, кем из участников совершается сделка по распоряжению имуществом (статья 253 Кодекса).

При проведении государственной регистрации сделки с недвижимым имуществом, находящимся или приобретаемым в общую совместную собственность, перехода, ограничения (обременения) права на недвижимое имущество, находящееся в совместной собственности, рекомендуется принимать во внимание, что правила гражданского оборота такого имущества могут устанавливаться не только Кодексом, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Например:

ипотека на недвижимое имущество, находящееся в совместной собственности, может быть установлена при наличии согласия на это всех собственников, которое должно быть дано в письменной форме, если иное не установлено федеральным законом (пункт 1 статьи 7 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"*);

________________

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 29, ст.3400; 2001, N 46, ст.4308; 2002, N 7, ст.629; 2002, N 52, ст.5135.


для совершения одним из супругов сделки по распоряжению недвижимостью и сделки, требующей нотариального удостоверения и (или) регистрации в установленном законом порядке, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие другого супруга (статья 35 Семейного кодекса Российской Федерации).

II. Особенности проведения государственной регистрации права общей собственности

8. При государственной регистрации права общей долевой собственности в представляемых заявлениях рекомендуется дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации права общей долевой собственности, а также указывать размеры долей в праве общей долевой собственности, принадлежащих участникам общей долевой собственности.

При государственной регистрации права общей совместной собственности в представляемых заявлениях рекомендуется дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации права общей совместной собственности, указывать реквизиты документов, свидетельствующих о наличии брачных отношений, иных условий, с которыми закон связывает возникновение права общей совместной собственности, а в случаях, когда заявление подается одним из правообладателей, - предусмотренные пунктом 18 Правил ведения ЕГРП данные о другом (других) правообладателе (правообладателях).

При государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности (например, при ее отчуждении на основании договора, в случаях, когда право общей долевой собственности возникло до введения в действие Закона (пункт 1 статьи 6 Закона), при ее приобретении в порядке наследования) в представляемом заявлении рекомендуется дополнительно уточнять, что целью обращения является проведение государственной регистрации доли в праве общей долевой собственности, а также указывать размер доли в праве общей долевой собственности.

9. Для проведения государственной регистрации права общей долевой собственности, возникшего (возникающего) не с момента государственной регистрации (например, в случаях, когда право общей долевой собственности возникло до введения в действие Закона (пункт 1 статьи 6 Закона), при приобретении двумя и более лицами недвижимого имущества в порядке наследования), каждый из участников общей долевой собственности может обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности на недвижимое имущество независимо от того, обращаются ли за государственной регистрацией другие участники общей долевой собственности (пункт в редакции приказа Минюста России от 19 января 2005 года N 4 - см. предыдущую редакцию).

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»