COUNCIL DE L'EUROPE

     
COUNCIL OF EUROPE

     
PARLIAMENTARY ASSEMBILY

ASSEMBLE PARLEMENTAIRE

СОВЕТ ЕВРОПЫ
ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ



Предварительное издание

РЕЗОЛЮЦИЯ 1154 (1998)*


О демократическом функционировании
национальных парламентов

________________

* Обсуждение в Ассамблее 20 апреля 1998 года (9-е заседание). См. док. 7961 -доклад Комиссии по парламентским и общественным связям (докладчик: г-н Мозер). Текст, принятый Ассамблеей 20 апреля 1998 года (9-е заседание).

1. Парламент является выразителем воли народа и общественных интересов. Выполняя эту роль, парламент осуществляет функции, составляющие суть европейского парламентаризма: он творит законы, устанавливает позитивные нормы права и создает правовые нормы, которые управляют нашим обществом; с помощью целого ряда процедур он осуществляет контроль за исполнительной властью, в силу чего правительство должно дорожить доверием палаты, избранной всеобщим голосованием.

2. Базируясь на общей основе, национальные парламентские системы, тем не менее, отличаются друг от друга по способам функционирования, предопределяемым традициями, выкованными историей тех стран, в которых они возникли и существуют.

3. Как это ни парадоксально, хотя эти системы и различны, они сталкиваются с общими проблемами. Эти проблемы в целом проистекают из разочарования населения в политике, а также неосведомленности о работе парламентов. К тому же, все более доминирующая роль правительств в ущерб равновесию между исполнительной и законодательной ветвями власти, с одной стороны, и роль, которую играет бюрократический аппарат - с другой, усиливают такое негативное восприятие. Наконец, в условиях представительной демократии население хотело бы принимать гораздо более активное участие в общественных делах, далеко выходящее за рамки простого участия в выборах.

4. Избранные народом, чтобы представлять его интересы и чаяния, парламентарии не могут заниматься текущими проблемами, не возвращаясь вновь и вновь к рассмотрению вопроса о функционировании парламента как института.

5. В свете дискуссий на семинаре о демократическом функционировании парламентов, проведенном ею 21 и 22 ноября 1996 года, Ассамблея отмечает, что:

i. нельзя укрепить легитимность политического представительства без более сбалансированного представительства мужчин и женщин и большего участия граждан в принятии политических решений;

Резолюция 1154 (1998)

ii. укрепление политической легитимности поможет отрегулировать взаимоотношения между исполнительными и законодательными органами на основе более выверенного баланса между ветвями власти;

iii. принцип разделения властей является неотъемлемым слагаемым демократической государственной системы;

iv. отношения между большинством и оппозицией в парламентах регулируются правилами и процедурами, которые иногда приводят к сбоям в работе;

v. доверие избирателей к своим избранникам может страдать, среди прочего, из-за слишком жесткого влияния на них партий или политических группировок, которые заставляют парламентариев занимать позиции, порой слишком далеко отстоящие от их предвыборных обещаний;

vi. эффективная законотворческая работа, в чем состоит одна из главных задач парламента, зависит от того, как парламентарии будут обеспечены ресурсами (например, службами информации, юридической помощью, штатом сотрудников);

vii. действенность процедур парламентского контроля зависит от многих факторов: политических и правовых реалий и соотношения между ними, доступа к информации и ее использования, роли средств массовой информации, а также полномочий и позиции других государственных органов;

6. Парламентская Ассамблея считает, что представленные в ней парламенты во всех случаях, когда они сталкиваются с подобными проблемами, должны:

i. устанавливать контроль над своей собственной повесткой дня;

ii. получать такие же средства информации, как те, которые имеются в распоряжении администрации, обслуживающей правительство;

iii. обеспечить, чтобы функционирование парламентских комиссий по расследованию основывалось на таких критериях - как в отношении их состава, так и методов проведения расследования, - которые позволяли бы им выполнять свои задачи объективно и беспристрастно;

iv. придать оппозиции такой статус, который помогал бы ей играть конструктивную и ответственную роль, в том числе предоставив возможность настоять на создании комитета по расследованию и проведении консультаций с ней до принятия какого бы то ни было решения, ведущего к роспуску парламента;

v. покончить с ситуацией, когда депутат занимает одновременно более одной должности в нескольких выборных органах, или свести ее до минимума с тем, чтобы избранные представители были более доступны для своих избирателей и могли повысить эффективность своей работы в парламенте;

vi. совершенствовать избирательную систему:

а. обеспечивая, если это возможно, территориальную связь между парламентариями и избирателями, чтобы последние не попадали в ситуацию, когда они мало или ничего не знают о кандидатах;

b. предоставляя возможность избирателям отдавать предпочтение кандидатам по своему собственному усмотрению;

vii. открыть дорогу более широкому участию граждан в принятии политических решений - с учетом возрастающей роли женщин, - используя различные формы референдумов в соответствии с принципами, изложенными в Резолюции 1121 (1997);



Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»