Недействующий


Проект N 117605-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О государственном стандарте общего образования

     

Настоящий Федеральный закон конкретизирует правовые основы государственных гарантий обеспечения прав граждан на бесплатное общее образование, определяет понятие, назначение, статус, структуру государственного образовательного стандарта общего образования, включающего в себя государственные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее - государственный стандарт общего образования), порядок его разработки, утверждения и исполнения, основные принципы и порядок нормативного бюджетного финансирования общего образования.

Глава 1. Общие положения


Статья 1. Понятие государственного стандарта общего образования

1. Государственный стандарт общего образования - совокупность норм и требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, требования к уровню подготовки выпускников.

2. Государственный стандарт общего образования устанавливает права и обязанности участников образовательного процесса в отношении содержания общего образования и его результатов, сроков освоения образовательных программ.



Статья 2. Законодательство Российской Федерации о государственном стандарте
общего образования

Законодательство Российской Федерации о государственном стандарте общего образования основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации “Об образовании” и включает настоящий Федеральный закон и принимаемые в соответствии с ним нормативно-правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Назначение государственного стандарта общего образования


Государственный стандарт общего образования призван обеспечивать:

- равные возможности для всех граждан в получении качественного общего образования;

- единство образовательного пространства в Российской Федерации;

- академические свободы обучающихся и педагогических работников;

- академическую мобильность обучающихся, право выбора образовательного учреждения;

- защиту обучающихся от перегрузок и сохранение их психического и физического здоровья;

- преемственность образовательных программ общего образования, возможность продолжения обучения на всех ступенях  общего образования, возможность получения профессионального образования;

- социальную и профессиональную защищенность обучающихся и педагогов;

- право граждан на получение полной и достоверной информации о государственных нормах и требованиях к содержанию общего образования и уровню подготовки выпускников.

Статья 4. Статус государственного стандарта общего образования

1. Государственный стандарт общего образования обязателен для всех государственных, муниципальных и негосударственных образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих основные образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию (далее - аккредитованные образовательные учреждения).

2. Аккредитованное образовательное учреждение обязано обеспечить содержание своей образовательной программы на уровне не ниже требований государственного стандарта общего образования.

3. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность общего образования в аккредитованных образовательных учреждениях в пределах, определяемых государственным стандартом общего образования.

4. Государственный стандарт общего образования является основой для:

- разработки федерального базисного учебного плана, образовательных программ начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, базисных учебных планов субъектов Российской Федерации, учебных планов аккредитованных образовательных учреждений, примерных программ образовательных областей и учебных предметов;

- объективной оценки уровня подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений;

- объективной оценки деятельности аккредитованных образовательных учреждений;

- определения объемов бюджетного финансирования образовательных услуг, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах гарантируется государством на всей территории Российской Федерации;

- установления эквивалентности (нострификации) документов об общем образовании на территории Российской Федерации;

- установление федеральных требований к оснащению образовательного процесса, оборудованию учебных помещений аккредитованных образовательных учреждений.

Статья 5. Компоненты государственного стандарта общего образования

1. Государственный стандарт общего образования состоит из федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения.

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования устанавливает единые и обязательные для всех аккредитованных образовательных учреждений :

- обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования;

- максимальный объем учебной нагрузки обучающихся и нормативы учебного времени;

- требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений.

3. Федеральный компонент государственного стандарта среднего (полного) общего образования включает базовый и профильный уровни.

4. Региональный (национально-региональный) компонент государственного стандарта общего образования устанавливается субъектом Российской Федерации.

5. Различия в содержании региональных (национально-региональных) компонентов государственного стандарта общего образования не могут являться основанием для отказа в переводе (приеме) обучающегося из аккредитованного образовательного учреждения, реализующие программы соответствующего уровня одного субъекта Российской Федерации в аналогичное учреждение другого субъекта Российской Федерации

6. Компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования устанавливается образовательным учреждением в соответствии с интересами и потребностями обучающихся, их родителей (иных законных представителей) и с учетом возможностей общеобразовательного учреждения. Порядок реализации компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования определяется администрацией данного учреждения по согласованию с органами самоуправления образовательного учреждения, при их наличии.

Глава 2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования


Статья 6. Требования к содержанию общего образования

1. Содержание общего образования определяется образовательными программами.

2. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ общего образования определяется федеральным компонентом государственного стандарта общего образования и включает в себя следующий минимальный перечень образовательных областей и учебных предметов:

- русский язык и литература;

- иностранные языки;

- математика (включая предметы: алгебра и геометрия);

- информатика;

- история;

- обществознание (включая основы культурологии, политологии, правоведения, психологии, социологии философии, экономики);

- география;

- естествознание (включая предметы: физика, химия, биология);

- искусство (включая предметы: изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура);

- технология (включая трудовое обучение и информационные технологии);

- физическая культура;

- основы безопасности жизнедеятельности.

Статья 7. Нормативные сроки освоения основных образовательных программ
общего образования

1. Для освоения образовательных программ общего образования устанавливаются следующие нормативные сроки:

- для начального общего образования - 4 года;

- для основного общего образования - 5 лет;

- для среднего (полного) общего - 2 года.

Для отдельных категорий обучающихся, а также временно в порядке эксперимента, Правительством Российской Федерации могут устанавливаться иные нормативные сроки освоения образовательных программ общего образования.

2. Продолжительность учебного года может составлять от 34 до 37 учебных недель. Фактическая продолжительность учебного года в аккредитованных образовательных учреждениях устанавливается в порядке, определяемом учредителем.

Статья 8. Нормативы и максимальный объем учебной нагрузки обучающихся

1. Максимальный объем ежедневной и еженедельной учебной нагрузки обучающихся устанавливается в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

2. Объем аудиторной учебной нагрузки обучающихся включает время, необходимое для освоения федерального, регионального (национально-регионального) компонентов и компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования и составляет не менее 10500 часов при 5-дневной неделе-, не менее 11500 часов при 6-дневной неделе.

3. На освоение федерального компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 75% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.

4. На освоение регионального (национально-регионального) компонента государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.

5. На освоение компонента образовательного учреждения государственного стандарта общего образования выделяется не менее 10% от общего количества учебного времени, отводимого на реализацию государственного стандарта общего образования при очной форме обучения.

6. Аккредитованное образовательное учреждение может работать в режиме пятидневной или шестидневной учебной недели. Порядок установления режима работы аккредитованного образовательного учреждения определяется его уставом, при этом обязательно согласование режима работы с органом самоуправления данного учреждения, при его наличии.

7. Объем учебной нагрузки, включая организацию индивидуальной, групповой поисково-исследовательской работы, проектной и активно-двигательной деятельности обучающихся с учетом деления на подгруппы может превышать объемы, указанные в пункте 2 настоящей статьи и составлять при пятидневной неделе - до 12900 часов, при шестидневной неделе - до 13900 часов.

Статья 9. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных
образовательных учреждений

1. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений - нормативный правовой акт, устанавливающий перечень учебных предметов и еженедельный объем учебного времени, отводимого на их изучение по ступеням общего образования, учебным годам и классам.

2. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений разрабатывается на основе государственного стандарта общего образования.

3. Федеральный базисный учебный план для аккредитованных образовательных учреждений является основой для разработки учебных планов аккредитованных образовательных учреждений.

4. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой и учебным планом, разрабатываемыми, принимаемыми и реализуемыми данным учреждением самостоятельно.

Статья 10. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных
 образовательных учреждений

1. Требования к уровню подготовки выпускников аккредитованных образовательных учреждений устанавливаются государственным стандартом общего образования по образовательным областям и учебным предметам на всех ступенях общего образования.

2. Требования к уровню подготовки выпускников представляются в форме, позволяющей реализовывать объективные процедуры оценки уровня подготовки выпускников.

Глава 3. Контроль за исполнением государственного стандарта общего образования


Статья 11. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта
общего образования

 

1. Государственный контроль за исполнением государственного стандарта общего образования является обязательным, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами, и осуществляется в форме государственной (итоговой) аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений на ступенях основного общего и среднего (полного) общего образования.

2. Государственная (итоговая) аттестация выпускников осуществляется бесплатно для обучающихся, их родителей (законных представителей).

3. Государственная (итоговая) аттестация выпускников аккредитованных образовательных учреждений, реализующих программы основного общего образования и среднего (полного) общего образования, является обязательным условием для продолжения обучения в аккредитованных образовательных учреждениях последующего уровня образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»