Недействующий

   Проект N 273623-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


Об участии граждан Российской Федерации, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка  

  

Настоящий Федеральный закон регулирует общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка, определяет правовую основу, задачи и принципы, формы и порядок участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка, устанавливает гарантии их правовой и социальной защиты.

Глава I. Общие положения

     

Статья 1. Правовая основа участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка


Правовую основу участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции и регулирующие общественные отношения, касающиеся участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка.

     

Статья 2. Цель и задачи участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка


Целью участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций является оказание содействия правоохранительным и иным государственным органам в решении ими задач по защите личности, общества и государства от противоправных посягательств.

Достижение указанной цели обеспечивается решением следующих задач:

оказание гражданами, общественными и государственно-общественными объединениями и организациями содействия правоохранительным органам и иным государственным органам в выявлении правонарушений, причин и условий, способствовавших их совершению;

выявление лиц, поведение которых указывает на возможность совершения ими правонарушений;

предупреждение и пресечение правонарушений.

Статья 3. Принципы участия граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка преступлений


Участие граждан, общественных и государственно-общественных объединений и организаций в обеспечении правопорядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Статья 4. Субъекты обеспечения правопорядка

Основным субъектом обеспечения правопорядка является государство, осуществляющее функции в этой сфере через органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Граждане, общественные и государственно-общественные объединения и организации являются субъектами обеспечения правопорядка и обладают при этом правами и обязанностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

     

Статья 5. Основные понятия


внештатный сотрудник правоохранительных органов - гражданин Российской Федерации, не состоящий в штате соответствующего правоохранительного органа, и добровольно участвующий в его деятельности по обеспечению правопорядка;

народная дружина - государственно-общественное объединение на добровольной основе граждан, создаваемое с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в целях оказания содействия органам государственной власти субъекта Российской Федерации, органам местного самоуправления, правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка;

народный дружинник - гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет, принятый в состав народной дружины в установленном порядке и непосредственно оказывающий содействие правоохранительным и иным государственным органам в обеспечении правопорядка;

штаб народной дружины - государственное учреждение, создаваемое органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления для осуществления непосредственного государственного управления деятельностью народных дружин.

Глава II. Формы участия граждан в обеспечении правопорядка

     

Статья 6. Индивидуальное участие граждан в обеспечении правопорядка

Индивидуальное участие граждан в обеспечении правопорядка может осуществляться путем:

реализации ими права на необходимую оборону, крайнюю необходимость, задержание лиц, совершивших преступление, для доставления их в органы власти и пресечения возможности совершения ими новых преступлений;

пропаганды правовых знаний;

защиты всеми средствами и способами, не запрещенными законом, своих прав и законных интересов, прав и законных интересов других граждан;

сообщения в правоохранительные органы о ставших им известными фактах готовящихся, совершаемых или совершенных правонарушений, причинах и условиях, способствующих их совершению;

оказания содействия правоохранительным органам в профилактической работе с лицами, склонными к совершению правонарушений, в предупреждении безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

оказания содействия органам, осуществляющим борьбу с терроризмом;

участия совместно с сотрудниками правоохранительных органов в обеспечении правопорядка в общественных местах;

внештатного сотрудничества с правоохранительными органами;

оказания иной помощи правоохранительным и иным государственным органам в формах, не запрещенных законодательством.

Статья 7. Коллективное участие граждан в обеспечении правопорядка

Формой коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка являются общественные и государственно-общественные объединения.

Статья 8. Общественные объединения

Общественные объединения, уставные цели которых предусматривают оказание содействия правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, создаются и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Статья 9. Государственно-общественные объединения


Государственно-общественным объединением коллективного участия граждан в обеспечении правопорядка являются народные дружины, создаваемые с участием государства на основании Федерального закона "Об общественных объединениях" и в соответствии с настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Глава III. Организация и деятельность народных дружин

     

Статья 10. Создание и ликвидация народных дружин

1. Народные дружины создаются в форме государственно-общественной организации по инициативе федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, действуют в соответствии с настоящим Федеральным законом, принимаемыми на его основе положениями о народных дружинах и осуществляют свою деятельность в пределах территории, указанной в соответствующем положении о народной дружине.

2. Типовое положение о народных дружинах утверждает Правительство Российской Федерации. В соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и указанного Положения органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления соответственно принимают положения о народной дружине субъекта Российской Федерации или территории, на которой осуществляется местное самоуправление.

В положении указываются:

цели, задачи, направления деятельности народных дружин;

структура и порядок формирования народных дружин;

условия регистрации народной дружины на территории, которой будет осуществлять свою уставную деятельность народная дружина;

порядок вступления в народные дружины и отчисление из них:

реквизиты удостоверения народного дружинника;

порядок создания и ликвидации народных дружин.

3. Народные дружины ликвидируются в порядке, установленном положениями о народных дружинах.

Статья 11. Руководство деятельностью народных дружин


Общее руководство деятельностью народных дружин осуществляют в пределах своей компетенции Министерство внутренних дел Российской Федерации, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.

Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют штабы народных дружин, учреждаемые органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Штаб народной дружины является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс и смету, текущий бюджетный и иные счета в банковских учреждениях Российской Федерации, печати, штампы и бланки со своим наименованием, а также другие официальные атрибуты, необходимые для выполнения возложенных на него задач.

Штаб народной дружины возглавляет начальник штаба народной дружины, который назначается на должность и освобождается от занимаемой должности соответствующим решением органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления.

Порядок организации и деятельности штабов народных дружин определяется законодательством субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 12. Порядок приема в народную дружину и отчисления из нее

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим моральным качествам, физической подготовке и состоянию здоровья исполнять обязанности народного дружинника.

2. Прием в народную дружину, отчисление из нее и прохождение кандидатского стажа определяются положением о народных дружинах.

3. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в народную дружину, приобретает статус народного дружинника после прохождения кандидатского стажа продолжительностью до трех месяцев.

4. Гражданам, принятым в народную дружину, выдается удостоверение дружинника, подтверждающее его правовой статус. Бланки удостоверений дружинника являются документами строгой отчетности. Удостоверение дружинника выдается на календарный год и подлежит замене по результатам ежегодной аттестации дружинников. Удостоверение дружинника подлежит изъятию у гражданина в случае его выбытия (отчисления) из народной дружины.

5. В народную дружину не могут быть приняты граждане:

не достигшие возраста 18 лет;

состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма, наркомании или токсикомании, либо имеющие иное заболевание, препятствующее исполнению ими обязанностей народного дружинника и подтвержденное заключением медицинского учреждения;

имеющие судимость;

которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

совершившие повторно в течение года, предшествующего вступлению в народную дружину, административное правонарушение, посягающее на общественный порядок или порядок управления;

признанные по решению суда недееспособными или ограниченно дееспособными.

Решение штаба народной дружины об отчислении из народной дружины может быть принято в следующих случаях:

на основании личного заявления народного дружинника;

при наступлении обстоятельств, перечисленных в пункте 5 настоящей статьи;

в связи с систематическим нарушением народным дружинником требований положения о народной дружине и невыполнением без уважительных причин установленных норм выходов на дежурства, а также фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

в случае нарушения законодательства, регулирующего деятельность народных дружин, нарушения прав и законных интересов граждан при осуществлении полномочий дружинника, в том числе путем неправомерного применения народным дружинником физической силы или специальных средств.

Статья 13. Деятельность народных дружин


Народные дружины оказывают содействие правоохранительным органам и иным государственным органам в:

1) обеспечении защиты жизни и здоровья граждан, общественной безопасности, охране общественного порядка;

2) мероприятиях по предупреждению, раскрытию преступлений, пресечению административных правонарушений;

3) охране Государственной границы Российской Федерации, соблюдении правил режима Государственной границы и пограничного режима;

4) обеспечении безопасности дорожного движения;

5) проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;

6) обеспечении пожарной безопасности, охране природных ресурсов и окружающей среды;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»