Недействующий

 

Проект N 218732-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


КОДЕКС
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НЕДРАХ

   

Настоящий Кодекс содержит правовые, экономические и организационные основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Понятия и определения

    

В целях настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

недра - часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;

полезные ископаемые - содержащиеся в недрах природные минеральные образования, углеводороды и подземные воды, химический состав и физические свойства которых позволяют использовать их в сфере материального производства и потребления непосредственно или после переработки. К полезным ископаемым относятся также находящиеся в недрах окаменевшие биологические остатки;

минеральное сырье - добытые и прошедшие первичную обработку полезные ископаемые.

     

Статья 2. Законодательство о недрах

    

1. Законодательство о недрах в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Законодательство о недрах состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

3. Нормы законодательства о недрах, содержащиеся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

4. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Кодексу.

5. В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям настоящего Кодекса и иных федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Кодекс и иные федеральные законы.

     

Статья 3. Цели и задачи законодательства о недрах

       

1. Целью законодательства о недрах является закрепление правовых, экономических и организационных основ рационального использования и охраны недр, направленных на обеспечение удовлетворения потребностей государства и граждан Российской Федерации.

2. Основными задачами законодательства о недрах является создание правовых основ рационального использования недр, соблюдения природоохранных норм и безопасности недропользования.

     

Статья 4. Отношения недропользования

         

1. Законодательство о недрах регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей (отношения недропользования).

2. К отношениям по использованию и охране земель, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно земельное законодательство, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об охране атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

3. К отношениям недропользования нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы законодательством о недрах.

4. Правовое регулирование отношений недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации, в пределах территориальных вод Российской Федерации, внутреннего моря Российской Федерации, исключительной экономической зоны Российской Федерации регулируются соответствующими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом и нормами международного права.

5. Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Кодексом.

6. Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом "О соглашениях о разделе продукции".

    

Статья 5. Применение международных договоров Российской Федерации

     

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Кодексом, применяются правила международного договора.

     

Статья 6. Объекты отношений недропользования

    

1. Объектами отношений недропользования являются государственный фонд недр, участки недр и права пользования ими, а также добытые из недр полезные ископаемые и минеральное сырье.

2. Отходы горнодобывающих производств и связанных с ними перерабатывающих производств выступают в качестве объектов отношений недропользования в случаях, установленных настоящим Кодексом.

 

     

Статья 7. Государственный фонд недр

1. Государственный фонд недр составляют используемые и неиспользуемые участки недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.

2. Государственный фонд недр состоит из распределенного и нераспределенного фонда недр.

Участки недр, право пользования которыми предоставлено в порядке, предусмотренном законодательством о недрах, образуют распределенный фонд недр.

Нераспределенный фонд недр составляют все иные участки недр, за исключением участков, указанных в части второй настоящего пункта.

3. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в интересах народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.

     

Статья 8. Субъекты отношений недропользования

1. Субъектами отношений недропользования являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, субъекты предпринимательской деятельности.

2. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в отношениях недропользования соответственно участвуют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

3. От имени городских, сельских поселений и других муниципальных образований в отношениях недропользования участвуют органы местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Глава 2. Собственность на недра


Статья 9. Собственность на недра

1. Недра являются публичным достоянием народа России, используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.

2. Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются единой государственной собственностью.

3. Участки недр не могут быть предметом гражданско-правовых сделок, в том числе договоров купли-продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме.

Права пользования участками недр могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается настоящим Кодексом.

     

Статья 10. Собственность на добытые из недр полезные ископаемые

1. Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии и иным предусмотренным настоящим Кодексом основаниям могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.

2. Перечень стратегических видов минерального сырья устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В отношении стратегических видов минерального сырья федеральными законами может быть установлено приоритетное право Российской Федерации на покупку таких видов минерального сырья.

Глава 3. Основы государственного регулирования отношений недропользования


Статья 11. Цели государственного регулирования отношений недропользования

    

Основными целями государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений.

   

Статья 12. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

     

В задачи государственного регулирования отношений недропользования входят:

1) определение порядка и объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам, а также порядка и масштабов освоения иных ресурсов недр;

2) обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

4) определение мер по рациональному и комплексному использованию и сохранению недр;

5) осуществление контроля и надзора в области использования и охраны недр и окружающей среды, а также безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами;

6) введение платежей, связанных с пользованием недрами;

7) установление стандартов, норм, правил в области геологического изучения, рационального использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Статья 13. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования

    

1. В компетенцию органов государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования входят:

1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;

2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;

3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов, норм, правил, в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

4) формирование и ведение единой системы федеральных и территориальных фондов геологической и иной информации о недрах;

5) владение, пользование и распоряжение геологической и иной информацией о недрах, полученной и накапливаемой за счет средств федерального бюджета, в том числе полученной и накопленной за счет средств фонда воспроизводства минерально-сырьевой базы, республиканского бюджета РСФСР и государственного бюджета СССР;

6) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

7) определение совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр местного значения, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;

8) установление порядка ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых и государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, государственного учета участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, государственной регистрации работ по геологическому изучению недр;

9) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;

10) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей природной среды;

11) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;

12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;

13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;

14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;

15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;

16) государственный контроль и надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, а также установление порядка их проведения;

17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»