ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 2003 года N 756


О подписании Соглашения о сотрудничестве
государств - участников Содружества Независимых Государств в
сфере регулирования рекламной деятельности

Правительство Российской Федерации

постановляет:

Одобрить представленный Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства согласованный с Министерством иностранных дел Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект Соглашения о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых Государств в сфере регулирования рекламной деятельности (прилагается).

Поручить Заместителю Председателя Правительства Российской Федерации Христенко В.Б. подписать указанное Соглашение от имени Правительства Российской Федерации, разрешив вносить в прилагаемый проект изменения, не имеющие принципиального характера.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Касьянов

Проект

СОГЛАШЕНИЕ
о сотрудничестве государств - участников Содружества Независимых
Государств в сфере регулирования рекламной деятельности

Правительства государств - участников настоящего Соглашения, именуемые далее Сторонами,

учитывая необходимость активизации торговых связей между государствами - участниками Содружества Независимых Государств и принимая во внимание важность рекламы как средства свободного обмена информацией между продавцами и потребителями, способствующего распространению и перемещению товаров, работ и услуг (далее - товары) через границы,

исходя из задач обеспечения реализации Договора о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г. и Соглашения об основных направлениях сотрудничества государств - участников Содружества Независимых Государств в области защиты прав потребителей от 25 января 2000 г.,

признавая ответственность перед обществом и потребителями за достоверность рекламы,

учитывая особенности рынка рекламы и культурно-исторические традиции государств Сторон,

намереваясь способствовать дальнейшему развитию рекламной деятельности в государствах - участниках Содружества Независимых Государств,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

В настоящем Соглашении применяются следующие основные понятия:

"реклама" - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях или начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга потребителей и призвана формировать или поддерживать интерес к физическому или юридическому лицу, товарам, идеям или начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний;

"ненадлежащая реклама" - недобросовестная, недостоверная, неэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных национальным законодательством государств Сторон;

"рекламная деятельность" - отношения по производству, размещению и распространению рекламы;

"рекламодатель" - физическое или юридическое лицо, являющееся источником информации для производства, размещения и последующего распространения рекламы;

"рекламопроизводитель" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее полное или частичное приведение информации в готовую для распространения форму рекламы;

"рекламораспространитель" - физическое или юридическое лицо, осуществляющее размещение и (или) распространение рекламы путем предоставления и (или) использования имущества, в том числе технических средств радиовещания и телевизионного вещания, а также каналов связи, эфирного времени и иными способами;

"потребители рекламы" - физические или юридические лица, до сведения которых доводится или может быть доведена реклама.

Статья 2

Предметом настоящего Соглашения является регулирование отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках государств - участников Содружества Независимых Государств, включая рынки банковских, страховых и иных услуг, связанных с пользованием денежными средствами физических и юридических лиц, а также рынки ценных бумаг.

Статья 3

Целью регулирования отношений по производству, размещению и распространению рекламы является обеспечение интересов как предпринимателей, участников конкурентных отношений на рынке, так и потребителей рекламы.

Статья 4

Настоящее Соглашение определяет основные направления сотрудничества Сторон в сфере регулирования рекламной деятельности, устанавливает требования к рекламе, обеспечивающие формирование цивилизованного рынка рекламы, соответствующего потребностям общества.

Статья 5

1. Действие настоящего Соглашения распространяется на все виды и формы рекламы, за исключением политической рекламы.

2. Действие настоящего Соглашения распространяется на юридические лица и на граждан государств Сторон, иностранные юридические лица, а также на иностранных граждан и лиц без гражданства, которые производят, размещают и распространяют рекламу на территории государств Сторон.

3. Действие настоящего Соглашения не распространяется на объявления физических лиц, в том числе в средствах массовой информации, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.

4. Язык, на котором распространяется реклама, определяется национальным законодательством государства Стороны.

Статья 6

Стороны осуществляют сотрудничество в сфере рекламной деятельности с учетом национального законодательства государств Сторон, норм международного права в этой сфере по следующим основным направлениям:

обеспечение потребителей рекламы достоверной информацией о товарах и изготовителях (продавцах, исполнителях);

принятие мер по предотвращению и пресечению ненадлежащей рекламы;

сближение национального законодательства государств Сторон о рекламе;

обеспечение эффективного взаимодействия и координации действий участников рекламной деятельности;

разработка и реализация мер, направленных на формирование механизмов общественного регулирования рекламной деятельности;

создание условий для добросовестной конкуренции между субъектами рекламной деятельности;

проведение мониторинга, маркетинговых исследований и анализа рынка рекламных услуг государств - участников настоящего Соглашения;

создание информационной базы нормативных правовых актов по регулированию рекламной деятельности в государствах - участниках настоящего Соглашения;

обеспечение взаимодействия органов, осуществляющих государственный контроль за соблюдением национального законодательства государств Сторон о рекламе.

Статья 7

Стороны содействуют созданию организационных и правовых условий для осуществления деятельности общественных объединений в области рекламной деятельности, а также для их участия в формировании политики в области рекламы, в том числе в разработке проектов законов и иных нормативных актов, проведении независимой экспертизы и создании органов саморегулирования рекламы.

Статья 8

Взаимодействие органов, осуществляющих государственное регулирование, и контроль за соблюдением национального законодательства государств Сторон о рекламе и положений настоящего Соглашения осуществляются в соответствии с Положением о взаимодействии государств по пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (приложение 1 к Договору о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г.).

Статья 9

Реклама может являться полностью или частично объектом авторского права и смежных прав. В этом случае авторское право и смежные права подлежат защите в соответствии с национальным законодательством государств Сторон и Соглашением о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав от 24 сентября 1993 г.

Статья 10

1. Реклама должна быть легко распознаваема независимо от используемой формы и средства ее распространения.

2. При производстве, размещении и распространении рекламы не допускается:

сообщать недостоверные и заведомо ложные сведения;

использовать заявления или изображения, нарушающие общепринятые нормы нравственности и морали;

злоупотреблять доверием потребителя или получать преимущества вследствие его недостаточного опыта и знаний;

злоупотреблять свойственной детям доверчивостью и отсутствием у них опыта;

использовать авторитет государственной власти и должностных лиц в целях получения конкурентных преимуществ;

побуждать граждан к насилию, агрессии и опасным действиям, способным нанести вред здоровью физических лиц или угрожающим их безопасности;

осуществлять рекламу деятельности, требующей специального разрешения, при отсутствии такого разрешения, а также рекламу товаров, запрещенных к производству и реализации в соответствии с национальным законодательством государств Сторон;

побуждать к отказу от квалифицированной медицинской помощи и внушать, что безопасность и эффективность применения рекламируемых видов медикаментов (лекарственных средств) и методов лечения гарантированы;

использовать информацию, способствующую дискриминации по половому, расовому, национальному, религиозному или иному признаку.

Статья 11

1. Ненадлежащая реклама влечет ответственность в соответствии с национальным законодательством государств Сторон. Полное или частичное заимствование из других источников содержания или формы рекламы не может служить оправданием несоблюдения требований к рекламе.

2. Рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители несут ответственность за нарушение требований к рекламе в соответствии с национальным законодательством государства Стороны, на территории которого совершено нарушение.

3. Национальное законодательство государства Стороны о рекламе, на территории которого она распространяется, применяется и в тех случаях, когда действия, совершаемые в области рекламы физическими или юридическими лицами государства другой Стороны, приводят к ограничению конкуренции, введению в заблуждение физических и юридических лиц либо влекут за собой иные отрицательные последствия на рынке товаров государства Стороны, на территории которого распространяется реклама.

4. Физическое или юридическое лицо, которому стало известно о производстве, размещении и распространении ненадлежащей рекламы, содержащей сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе обратиться в суд в порядке, установленном национальным законодательством государства Стороны, на территории которого распространяется реклама, с требованием возмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением такой рекламы, а также с требованием опровержения этой рекламы тем же способом, каким она была распространена, если рекламодатель не выполняет это требование в добровольном порядке.

Статья 12

1. Реализацию настоящего Соглашения осуществляют компетентные органы Сторон в пределах компетенции, установленной национальным законодательством государств Сторон.

2. Координацию деятельности Сторон в реализации настоящего Соглашения осуществляет Межгосударственный совет по антимонопольной политике, учрежденный Договором о проведении согласованной антимонопольной политики от 25 января 2000 г.

3. Межгосударственный совет по антимонопольной политике взаимодействует с общественными объединениями, ассоциациями и иными организациями в области рекламной деятельности в процессе реализации настоящего Соглашения.

4. Общественные объединения и ассоциации в области рекламной деятельности могут принимать участие в реализации настоящего Соглашения в соответствии со своими уставами и национальным законодательством государств Сторон.

Статья 13

Настоящее Соглашение не затрагивает прав и обязательств Сторон по другим международным договорам, участниками которых они являются.

Статья 14

В настоящее Соглашение могут быть внесены изменения с согласия Сторон, оформляемые протоколами, которые являются его неотъемлемой частью.

Протоколы вступают в силу в том же порядке, что и настоящее Соглашение, как это определено статьей 16 настоящего Соглашения.

Статья 15

Спорные вопросы, связанные с применением или толкованием настоящего Соглашения, разрешаются путем переговоров между заинтересованными Сторонами.

Статья 16

Настоящее Соглашение вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию третьего уведомления о выполнении подписавшими его Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для вступления настоящего Соглашения в силу.

Для Сторон, выполнивших необходимые процедуры позднее, оно вступает в силу с даты сдачи на хранение депозитарию соответствующих документов.

Статья 17

Настоящее Соглашение действует в течение 5 лет с даты вступления в силу. По истечении этого срока настоящее Соглашение автоматически продлевается каждый раз на 5-летний период, если Стороны не примут иного решения.

Статья 18

Настоящее Соглашение открыто для присоединения государств - участников Содружества Независимых Государств, разделяющих его цели и принципы, путем передачи депозитарию документов о присоединении, а для присоединения третьих государств - с даты последнего уведомления Сторонами депозитария о согласии на такое присоединение.

Депозитарий извещает Стороны о каждом новом присоединении.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»