Принят
на двадцать втором
Пленарном заседании
Межпарламентской Ассамблеи
государств - участников СНГ
(постановление N 22-14
от 15 ноября 2003 года)
МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН
Настоящий Закон устанавливает правовые основы деятельности в области телекоммуникаций, компетенцию и ответственность ее участников, а также нормы по защите прав пользователей услуг телекоммуникаций.
Отношения в области телевидения и радио регулируются настоящим Законом.
Если международными договорами установлены иные нормы, чем те, которые установлены настоящим Законом, то применяются нормы международных договоров.
Телекоммуникацией является передача и прием звука, знака, сигнала, письменного текста, изображения по проводной, кабельной, оптической, магнитной, радио- и другим электромагнитным системам.
Сетью телекоммуникаций является система технических средств, посредством которой осуществляется телекоммуникация.
Техническими средствами телекоммуникаций являются машины и оборудование, используемые для приема, обработки и передачи сообщений телекоммуникаций.
Оконечным оборудованием являются технические средства телекоммуникаций, установленные на территории пользователя услуг телекоммуникаций.
Спутником телекоммуникаций является техническое средство телекоммуникаций, находящееся на орбите Земли в целях оказания услуг телекоммуникаций.
Участниками деятельности в области телекоммуникаций (далее - участники телекоммуникаций) являются:
а) уполномоченный орган - орган, который регулирует деятельность, осуществляемую в области телекоммуникаций;
б) физические и юридические лица государства и иностранные физические и юридические лица, оказывающие услуги в области телекоммуникаций (далее - операторы телекоммуникаций);
в) пользователи услуг телекоммуникаций.
Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций - это сеть телекоммуникаций, составляющая взаимоувязанную и единую систему различных средств передачи и сопряжения, которая включает прежние государственные сети телекоммуникаций и используется для оказания населению основных телефонных и прочих услуг телекоммуникаций.
Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций функционирует на основе технологического единства сетей и технических средств телекоммуникаций исходя из фактора обеспечения их взаимоувязанного использования, совершенствования и стабильного функционирования системы.
Прочая сеть телекоммуникации общего пользования - это система технических средств, способная оказывать услуги телекоммуникаций как самостоятельно, так и при сопряжении с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций.
Сопряжение прочих сетей телекоммуникаций общего пользования с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций производится на договорной основе с соблюдением технических условий сопряжения.
Общая взаимоувязанная сеть телекоммуникаций и прочая сеть телекоммуникаций общего пользования не включает в себя ведомственные и внутрипроизводственные сети телекоммуникаций.
Ведомственная сеть телекоммуникаций - это созданная для обеспечения деятельности государственных органов сеть телекоммуникаций, имеющая выход на общую взаимоувязанную сеть телекоммуникаций. Ведомственные сети телекоммуникаций создают, ими распоряжаются и их эксплуатируют государственные органы. Сопряжение ведомственных сетей телекоммуникаций с общей взаимоувязанной сетью телекоммуникаций производится на договорной основе с соблюдением технических условий сопряжения.
Внутрипроизводственная сеть телекоммуникаций - это система, созданная для управления внутрипроизводственной деятельностью и технологическими процессами организаций. Внутрипроизводственные сети телекоммуникаций создают и ими распоряжаются предприятия и организации.
Сети телекоммуникаций государственного управления и национальной безопасности - это ведомственные сети специального типа; распоряжение ими и их эксплуатация осуществляются в порядке, установленном правительством государства.
В целях обеспечения государственного управления и национальной безопасности предоставление линий и каналов телекоммуникаций из общей взаимоувязанной сети телекоммуникаций осуществляется в приоритетном порядке на арендной основе на основании соответствующего договора.
Операторы телекоммуникаций (независимо от формы собственности) предоставляют линии и каналы телекоммуникаций для нужд государственного управления и национальной безопасности на основании соответствующих договоров, а в случае их повреждения в приоритетном порядке осуществляют их ремонт.
Порядок пользования сетью и техническими средствами телекоммуникаций для осуществления оперативных действий в целях обеспечения государственного управления национальной безопасности устанавливается законом.
На территории государства адреса письменных сообщений, принимаемых и передаваемых операторами телекоммуникаций, оформляются на национальном языке, а тексты, при наличии технических возможностей, - на любом языке и буквами любого алфавита.
Сообщения, передаваемые за пределы государства, при наличии технических возможностей оформляются на любом языке и буквами любого алфавита.
При осуществлении технологической деятельности в области телекоммуникаций за учетное принимается местное время.
В международной области телекоммуникаций учетное время устанавливается по Всемирному систематизированному времени, если международными договорами не предусмотрено иное.
Деятельность в области телекоммуникаций осуществляется на основе следующих принципов:
а) равенства прав пользователей телекоммуникаций;
б) обеспечения свободы и тайны передачи сообщений по сетям и техническим средствам телекоммуникаций;
в) государственной защиты сетей и технических средств телекоммуникаций, радиочастотного спектра и орбитальных позиций спутников связи.
Сети и технические средства телекоммуникаций на праве собственности могут находиться в государственной и частной собственности.
Технические средства телекоммуникаций, используемые в общей взаимоувязанной сети телекоммуникаций, прочих сетях телекоммуникаций общего пользования и ведомственных сетях телекоммуникаций, в том числе оконечное оборудование, подлежат обязательной сертификации.
Сертификация технических средств телекоммуникаций осуществляется в порядке, установленном законом и международными договорами государства.
В сертификации технических средств телекоммуникаций не может быть отказано без оснований.
Регулирование распределения выделенного для услуг телекоммуникаций радиочастотного спектра и использования орбитальных позиций спутников связи, а также утверждение порядка и условий их использования являются исключительным правом государства.
В целях обеспечения электромагнитной совместимости и защиты от помех радиоэлектронных средств правительство устанавливает условия выделения радиочастот, приобретения, ввоза и эксплуатации радиоэлектронных средств и высокочастотного оборудования, а также их разработки, проектирования и производства.
Средства телекоммуникаций, являющиеся источниками электромагнитного излучения, подлежат регистрации в порядке, установленном правительством. Предоставление и изменение радиочастот в целях обеспечения государственного управления и национальной безопасности производятся в порядке, установленном правительством.
Право пользования сетями и техническими средствами телекоммуникаций, а также прекращения их функционирования в чрезвычайных ситуациях закреплено за уполномоченным органом.
Убытки, нанесенные вследствие использования сетей и технических средств телекоммуникаций в чрезвычайных ситуациях, возмещается из государственного бюджета.
Государственные органы и органы местного самоуправления содействуют операторам телекоммуникаций в ликвидации последствий аварий в сетях телекоммуникаций.
Работы по ликвидации последствий аварий в сетях телекоммуникаций, подлежащие осуществлению на земельном участке собственника, производятся в соответствии с проектом оператора телекоммуникаций по согласованию с собственником. В случае несогласия эти работы производятся в порядке, установленном правительством.
Работы по ликвидации последствий аварии в сетях телекоммуникаций включают восстановление поврежденных в ее результате технических средств, проведение необходимых природоохранных мероприятий, а также восстановление или равноценное возмещение имущества, принадлежащего другим лицам, в течение одного месяца с начала работ.
Тарифы на услуги телекоммуникаций, оказываемые на основе исключительного права, утверждаются уполномоченным органом в порядке, установленном правительством государства, и фиксируются в лицензии на осуществление деятельности в области телекоммуникаций. Тарифы устанавливаются исходя из покрытия расходов, связанных с эксплуатацией, обслуживанием, модернизацией и развитием сетей телекоммуникаций, компенсации капитальных вложений, обеспечения рентабельности, а также других рыночных требований хозяйствования, зафиксированных в лицензии на осуществление деятельности в области телекоммуникаций.
Тарифы на услуги телекоммуникаций, оказываемые на основе неисключительного права, устанавливают операторы телекоммуникаций.
Плата за оперативные и экстренные услуги телекоммуникаций (пожарная охрана - 01, милиция (полиция) - 02, скорая медицинская помощь - 03, аварийная газовая служба - 04, служба спасения) не взимается. Невзимаемая плата исчисляется в тарифах на другие услуги телекоммуникаций.
Деятельность в области телекоммуникаций, за исключением сетей телекоммуникаций государственного управления, национальной безопасности, ведомственной и внутрипроизводственной сети телекоммуникаций, подлежит лицензированию. Лицензирование осуществляется в целях регулирования и контроля за оказанием услуг телекоммуникаций.
Лицензию на осуществление деятельности в области телекоммуникаций (далее - лицензия) выдает уполномоченный орган. Лицензией не могут предусматриваться исключительные права.
Запрещается передача лицензии другим лицам без разрешения уполномоченного органа, за исключением случаев, когда передача осуществляется в соответствии с условиями лицензии.
За выдачу лицензии взимается государственная пошлина - в размере, установленном законом.
Для получения лицензии представляются следующие документы:
а) заявление по форме, утвержденной уполномоченным органом;
б) предлагаемый заявителем проект по осуществлению деятельности в области телекоммуникаций, который должен включать: перечень технических средств и характеризующих их материалов, сведения об источниках их приобретения и о финансово-экономических возможностях, квалификации персонала;
в) копия свидетельства о государственной регистрации.
Требования в отношении указанных документов устанавливает и публикует уполномоченный орган.
Решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии принимается в течение 60 дней с момента получения необходимых документов.