Принят
 на семнадцатом пленарном
 заседании Межпарламентской
 Ассамблеи государств - участников СНГ
 (постановление N 17-7
 от 19 апреля 2001 года
)

МОДЕЛЬНЫЙ ЗАКОН

О детско-юношеском спорте



Настоящий Закон устанавливает основы для разработки и реализации общегосударственной политики в области детско-юношеского спорта и призван способствовать созданию в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (далее - государства-участники) эффективной системы всестороннего развития физической культуры и спорта среди девочек и мальчиков, девушек и юношей как средства утверждения здорового образа жизни, эффективной системы непрерывного образования и развития личности. Физическое воспитание и спорт являются составной частью системы образования.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Основные понятия, используемые в
настоящем Законе

Физическое воспитание - процесс обучения в интересах подготовки детей и юношей к службе обществу, государству, плодотворной трудовой деятельности, сохранения и передачи знаний новым поколениям в целях обеспечения здоровья, постоянного совершенствования физического, нравственного, интеллектуального, эстетического воспитания личности, включающий в себя все виды и формы организационной, целенаправленной и систематической деятельности, осуществляемой государственными, общественными и частными учреждениями в целях приобретения жизненно важных физических качеств и спортивного совершенствования детей и юношей.

Детско-юношеский спорт - спортивные занятия девочек и мальчиков (лица, не достигшие возраста 14 лет) (далее - дети), девушек и юношей (лица, не достигшие возраста 18 лет) (далее - юноши).

Государственный, региональный и местный орган физической культуры и спорта - специально уполномоченный орган исполнительной власти, осуществляющий обеспечение государственной политики в области физической культуры и спорта.

Автономия физкультурно-спортивных учебных заведений - самостоятельность в подборе и расстановке кадров, осуществление учебной, финансово-хозяйственной и иной деятельности в соответствии с законодательством и уставом учебного заведения.

Образовательные учреждения - школьные, профессиональные, средние специальные и высшие учебные заведения, независимо от форм собственности.

Учреждения дополнительного образования - дошкольные учреждения, детско-юношеские спортивные школы (далее - ДЮСШ), детско-юношеские спортивно-технические школы (далее - ДЮСТШ), специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва (далее - СДЮШОР), школы высшего спортивного мастерства (далее - ШВСМ), училища олимпийского резерва (далее - УОР), центры олимпийской подготовки (далее - ЦОП).

Общественные объединения - спортивные клубы, коллективы физической культуры, спортивные и оздоровительные секции, спортивные команды.

Подготовка кадров - обеспечение получения профессионального среднего и высшего спортивного образования соответствующего уровня и педагогической квалификации.

Переподготовка кадров - образование в пределах соответствующих уровней профессионального образования, осуществляемое в целях усовершенствования компетентности или повышения уровня квалификации имеющейся профессии.

Стратегия физического воспитания детей и юношей - концепция, заложенная в основу политики физического образования. Определяет основные направления и принципы развития системы как целостного социального института; формируется исходя из внутренних и международных представлений о целях всестороннего развития личности.

Система физического воспитания - совокупность учебно-тренировочного процесса по программам и государственным образовательным стандартам различного уровня и направленности, сети реализующих учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов органов и организаций.

Статья 2. Цели и задачи модельного Закона


Модельный Закон, учитывая специфику национальных систем постановки физической культуры и спорта в государствах-участниках, определяет общие цели и задачи.

1. Настоящий Закон направлен на обеспечение конституционных прав граждан на всестороннее развитие подрастающего поколения, утверждение здорового образа жизни, создание условий для занятий физической культурой и спортом, а также профилактику заболеваний, вредных привычек и правонарушений.

2. Задачами настоящего Закона являются:

- обеспечение и защита прав детей и юношей на занятия физической культурой и спортом;

- создание правовых гарантий для функционирования и развития детско-юношеского спорта;

- определение прав и правовое регулирование обязанностей и ответственности физических и юридических лиц в области развития детско-юношеского спорта;

- поддержка предприятий и организаций всех форм собственности, создающих условия для занятий спортом детей и юношей;

- подготовка, переподготовка и повышение профессиональной квалификации тренерско-преподавательских, медицинских кадров, работающих в этой сфере;

- согласование подходов к государственным стандартам в дошкольном, школьном и профессиональном образовании, в представляемых общественными объединениями и внешкольными учреждениями и организациями оздоровительных и спортивных услуг детям и юношам;

- правовое и организационное обеспечение взаимного признания документов, выдаваемых выпускникам детско-юношескими спортивными школами, спортивными школами олимпийского резерва (спортивные разряды, спортивные звания) государств-участников;

- расширение межгосударственного пространства для проведения спортивно-массовых мероприятий среди детей и юношей;

- расширение информационного пространства, обмена опытом работы по подготовке спортсменов высокого класса, проведения совместных учебно-спортивных мероприятий.

Статья 3. Система физического воспитания детей и юношей

1. Система физического воспитания предусматривает организацию среди детей и юношей учебно-тренировочного процесса, проведение массовых спортивных мероприятий, соревнований в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования, в общественных объединениях, а также участие детей и юношей в международных чемпионатах и турнирах.

2. В системе физического воспитания могут создаваться и действовать детско-юношеские спортивные школы, детские и подростковые клубы, школы высшего спортивного мастерства, учебные заведения для подготовки специалистов физической культуры и спорта, научно-исследовательские институты, спортивно-медицинские учреждения, конструкторские бюро, заводы и фабрики по производству спортивного оборудования и спортивной формы, спортивные сооружения, общественные объединения, иные организации и учреждения, которые ставят целью физическое воспитание детей и юношей.

3. Система физического воспитания включает в себя обязательное преподавание физической культуры в дошкольных и школьных, средних специальных и высших учебных заведениях, необходимое для приобретения навыков, укрепляющих здоровье, повышающих физическое развитие, удовлетворение потребности в двигательной активности, а также совершенствования и повышения спортивного уровня детей и юношей.

4. Для детей с физическими недостатками или испытывающих по тем или иным причинам определенные физические трудности организуется специальное обучение, которое осуществляется в образовательных или специальных учреждениях инвалидов.

5. Общее физкультурно-спортивное пространство государств-участников характеризуется общностью принципов государственной политики в сфере физического воспитания, согласованностью государственных образовательных стандартов, программ, нормативных сроков обучения и наполняемости учебно-тренировочных групп, перечней классификационных спортивных разрядов, стандартов, требований и программ по подготовке тренерско-преподавательских кадров для работы по физическому воспитанию детей и юношей, равными возможностями и свободой в реализации прав юных граждан на обучение в физкультурно-спортивных учебных заведениях и участие в спортивно-массовых мероприятиях на территории государств-участников.

6. Формирование общего детско-юношеского физкультурно-спортивного пространства является одним из приоритетных направлений политики государств-участников.

Статья 4. Государственная политика в области
детско-юношеского спорта

1. Государственная политика в области детско-юношеского спорта определяется в порядке, предусмотренном законодательством государства, и призвана обеспечивать удовлетворение потребностей детей и юношей в физическом развитии личности, создание условий для полной реализации возможностей в получении спортивного образования.

2. Государственная политика в области физического воспитания и спорта - направляющая и регулирующая деятельность государства в области физической культуры и спорта, осуществляемая им с целью эффективного использования возможностей в достижении вполне определенных стратегических целей и решения задач общегосударственного и глобального значения. Она реализуется посредством законов, общегосударственных программ, правительственных постановлений, международных договоров и программ, других актов, а также путем привлечения общественных организаций и движений для реализации обнародованных мероприятий имеющимися у них средствами.

3. Государство принимает необходимые организационные и законодательные меры для обеспечения:

- доступа всем детям и юношам к занятиям спортом в образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования всех форм собственности, к поступлению в спортивные учебные заведения на равных условиях;

- координации научных исследований по наиболее актуальным проблемам вовлечения детей и юношей в систематические спортивные занятия, подготовки спортсменов высокого класса, медико-биологического обеспечения и допингового контроля;

- совершенствования спортивной статистики на базе единых сопоставимых показателей и индикаторов спортивного образования, разрабатываемых с учетом как национальных интересов, так и требований международных спортивных федераций;

- сохранения и дальнейшего развития исторически сложившейся спортивной и духовной общности народов государства;

- создания условий и возможностей для совместного использования в государствах спортивной базы, научных достижений и тренерских кадров в подготовке спортивного резерва.

Глава 2. Управление системой детско-юношеского спорта и
сфера действия

Статья 5. Законодательство о детско-юношеском спорте

1. Законодательство государства о детско-юношеском спорте формируется в соответствии с изложенными в статье 4 настоящего Закона принципами государственной политики в этой области и включает комплекс нормативных актов и нормативных решений органов исполнительной власти. В его состав входят правовые нормы общегосударственного, регионального и местного действия.

2. Законодательство о детско-юношеском спорте определяет совокупность правоотношений между лицами (детьми и юношами), учреждениями и организациями, причастными к функционированию и развитию этой сферы образования, организации здорового досуга.

Статья 6. Управление физическим воспитанием детей и юношей

1. Управление физическим воспитанием детей и юношей имеет государственно-общественный характер и осуществляется высшими органами государственной власти, органами управления образованием, физической культурой и спортом, органами регионального, местного управления, общественными объединениями.

2. Основными принципами управления системами физического воспитания и спорта в государствах-участниках являются признание всеми органами государственной власти автономии образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и  содействие общественным объединениям в выполнении уставных целей и задач.

3. Контроль за качеством преподавания физической культуры и спорта в образовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования осуществляется посредством государственной аккредитации образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования и общественных объединений государств-участников и их учебных программ.

4. Аккредитация образовательных учреждений, касающихся преподавания физической культуры и спорта, осуществляется на основании заключения по его аттестации, проводимой независимой государственной аттестационной службой.

Состав комиссий по аттестации учреждений дополнительного образования и общественных объединений определяет государственный орган управления образованием и физической культурой и спортом с привлечением независимых экспертов.

5. Государства-участники регулярно обмениваются списками аккредитованных образовательных спортивных профессиональных учреждений и учреждений дополнительного образования, готовящих спортсменов высокого класса.

6. Государство обеспечивает формирование государственного бюджета в части расходов на физическую культуру и спорт среди детей и юношей, определения порядка финансирования системы профессионального спортивного образования, научно-исследовательской спортивной деятельности, подготовки спортсменов высокого класса.

Глава 3. Организация физического воспитания и спорта среди
детей и юношей

Статья 7. Физическое воспитание в дошкольных учреждениях

1. С учетом потребностей и физических возможностей детей дошкольного возраста программы их физического воспитания разрабатываются и осуществляются в детских дошкольных учреждениях в целях расширения функциональных возможностей организма детей, развития основных двигательных качеств и навыков, получения знаний по гигиене физических упражнений независимо от форм собственности учреждения в виде бесплатных учебных занятий продолжительностью не менее шести часов в неделю.

2. Местные органы управления образованием и медицинскими учреждениями имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных учреждениях за счет средств местных бюджетов.

Статья 8. Физическое воспитание в общеобразовательных и
профессиональных учебных заведениях

1. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся детей и юношей в общеобразовательных и профессиональных учебных заведениях, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни являются одной из основных задач образовательных учреждений всех типов, входят в круг обязанностей администраций указанных учреждений и каждого педагогического работника.

2. Образовательные учреждения самостоятельно с учетом местных условий и интересов обучающихся определяют формы занятий физической культурой и спортом, средства и методы физического воспитания, виды спорта и продолжительность занятий (но не менее пяти часов в неделю) на основе государственных образовательных программ и нормативов физической подготовленности, а также проводят внеучебную физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с привлечением к ней учреждений дополнительного образования и общественных объединений физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности.

3. Образовательные учреждения ежегодно проводят тестирование и проверку физической подготовленности детей и юношей в соответствии с установленными государственными нормативами. По итогам учебного года каждому обучающемуся выставляется оценка его физической подготовленности, а в выпускных классах сдается экзамен.

4. Образовательные учреждения, местные органы управления физической культурой и спортом совместно с государственными органами образования, с привлечением общественных объединений, организуют спортивные соревнования среди детей и юношей по видам спорта, смотры-конкурсы физической подготовленности детей и юношей. Они имеют право поощрять победителей соревнований.

Статья 9. Физическое воспитание и реабилитация детей и
юношей - инвалидов

1. Вовлечение инвалидов в занятия физической культурой и спортом направлено на повышение их двигательной активности, восстановление функций организма, организацию здорового досуга, является непременным условием реабилитации и адаптации.

2. Организация занятий физической культурой и спортом в системе непрерывной реабилитации инвалидов, методическое, медицинское обеспечение и врачебный контроль осуществляются образовательными учреждениями и организациями здравоохранения, учреждениями социальной защиты и органами управления физической культурой и спортом.

3. Общеобразовательные учреждения, местные и государственные органы физической культуры и спорта совместно с общественными организациями инвалидов и общественными объединениями спортивной направленности обеспечивают проведение физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, подготовку спортсменов-инвалидов к международным спортивным соревнованиям и Параолимпийским играм, направляют их на эти мероприятия.

Статья 10. Физическое воспитание в оздоровительных лагерях и
санаторно-курортных учреждениях

1. Органы местного самоуправления, руководители хозяйственных субъектов всех форм собственности, в ведении которых находятся оздоровительные лагеря, создают необходимые условия для организации и проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы с детьми и юношами; обеспечивают высокий уровень проведения в режиме дня ежедневных занятий в спортивных и оздоровительных группах, создают условия для того, чтобы каждый отдыхающий научился плавать, выполнять спортивные нормативы, проводят спартакиады, олимпиады, смотры-конкурсы.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»