Недействующий

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации ..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи
с принятием Федерального закона "Об общих принципах регулирования
тарифов организаций коммунального комплекса"

Действующий Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за завышение или занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и т.п.), а также завышение или занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), равно как и за иное нарушение установленного порядка ценообразования (статья 14.6). Однако данная норма устанавливает в первую очередь ответственность субъектов регулирования, не конкретизируя понятие "иное нарушение установленного порядка ценообразования", ответственность за которое может наступать как для субъектов регулирования, так и для регулирующих органов. Предлагаемые изменения направлены на уточнение действующей нормы с целью усиления ответственности прежде всего регулирующих органов за нарушение установленных методик и процедур тарифного регулирования, в результате чего нарушаются интересы как самих субъектов регулирования, так и потребителей производимой данными организациями продукции (товаров, работ и услуг).

Органы местного самоуправления, самостоятельно осуществляющие решение вопросов местного значения, в том числе организующие в границах муниципальных образований электро-, тепло-, газо- и водоснабжение, водоотведение, утилизацию и переработку бытовых отходов, в соответствии с действующим законодательством лишены полномочий по регулированию тарифов организаций, непосредственно осуществляющих данную деятельность в границах соответствующих муниципальных образований, если данные организации не являются муниципальными унитарными предприятиями, действующими в сфере водоснабжения и переработки бытовых отходов. Установленное разграничение уровней регулирования в зависимости от организационно-правовой формы регулируемых субъектов приводит к тому, что на сегодняшний день, например, частные предприятия водоснабжения или теплоснабжения подлежат регулированию только на региональном уровне. В результате этого из-за различных методик регулирования для одних и тех же потребителей, расположенных в одном и том же муниципальном образовании, могут устанавливаться разные тарифы по идентичным по своим техническим возможностям предприятиям, предоставляющим свои услуги в границах этого же муниципального образования.

Кроме того, становится высокорискованным привлечение инвестиций в объекты муниципальной инженерной инфраструктуры, поскольку тарифы для организаций-инвесторов подлежат регулированию на региональном уровне. Следовательно, муниципальное образование, являясь собственником данных объектов, не может предоставить инвестору никаких гарантий возврата инвестиций, так как само муниципальное образование не может влиять на тарифную политику, реализуемую на вышестоящем уровне. Таким образом, предлагаемые изменения в федеральные законы "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" и "Об электроэнергетике" направлены на соотнесение уровня ответственности с уровнем регулирования. Органы местного самоуправления, на которых лежат обязанности по обеспечению и организации в границах муниципальных образований тепло- и электроснабжения, и должны осуществлять регулирование соответствующих субъектов хозяйственной деятельности. Действующая редакция Федерального закона "Об электроэнергетике" устанавливает возможность передачи полномочий по регулированию соответствующих тарифов с уровня субъекта Российской Федерации на уровень муниципальных образований. Но данная передача может осуществляться только в отношении тарифов на тепловую энергию для потребителей, расположенных в границах муниципального образования, и только по желанию органов власти субъектов Российской Федерации.

Изменения, вносимые в Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации", также направлены на предоставление муниципалитетам возможности регулировать тарифы на транспортировку газа конечным потребителям в границах одного муниципального образования. Сети низкого давления, обслуживаемые местной газоснабжающей организацией, включают в себя в том числе и оконечные газовые устройства. Сегодня муниципалитеты, в рамках своих полномочий отвечая за газоснабжение населения и сохранность жилищного фонда, не имеют никаких полномочий по взаимодействию с газоснабжающими организациями, что приводит к взрывам бытового газа в жилых помещениях, так как расходы на содержание внутридомовых сетей зачастую не учитываются в полном объеме при установлении тарифов на региональном уровне.

В целом, предлагаемый законопроект устраняет различные подходы к общим принципам государственного регулирования тарифов на электрическую и тепловую энергию и газоснабжение, как это предусматривается проектом федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", в связи с принятием которого и требуется внесение изменений в вышеуказанные федеральные законы.


Текст документа сверен по:

рассылка