Недействующий


Проект N 86722-3

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в статьи 20 и 40 части первой
Налогового кодекса Российской Федерации


Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3824; 1999, N 28, ст.3487; 2000, N 2, ст.134; N 32, ст.3341; 2001, N 13, ст.1147) следующие изменения и дополнения:

1. Статью 20 изложить в следующей редакции:

"Статья 20. Взаимозависимые лица

1. Взаимозависимыми лицами для целей налогообложения признаются физические лица и (или) организации, отношения между которыми могут оказывать влияние на условия или экономические результаты их деятельности или деятельности представляемых ими лиц.

Взаимозависимыми лицами признаются:

1) лица, когда одно лицо признается аффилированным лицом другого лица;

2) лица, когда одна организация непосредственно и (или) косвенно участвует в другой организации либо физическое лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в организации и суммарная доля непосредственного и (или) косвенного участия одного лица в организации составляет более 20 процентов;

3) организации, когда одно и то же лицо непосредственно и (или) косвенно участвует в этих организациях, суммарная доля непосредственного и (или) косвенного участия этого лица в каждой такой организации составляет более 20 процентов;

4) лица, являющиеся участниками простого товарищества;

5) участники простых товариществ, когда одно лицо является участником этих простых товариществ, если ему по соответствующим договорам простого товарищества принадлежит более 20 процентов общего размера всех вкладов товарищей в каждом таком товариществе (подлежит распределению более 20 процентов общей прибыли каждого такого товарищества);

6) организация и участники простого товарищества, когда хотя бы один из участников простого товарищества непосредственно и (или) косвенно участвует в этой организации, доля такого участия в этой организации составляет более 20 процентов, размер вклада указанного товарища составляет более 20 процентов общего размера всех вкладов товарищей или доля прибыли простого товарищества, подлежащей распределению в пользу этого товарища, составляет более 20 процентов общей прибыли такого простого товарищества;

7) лица, когда одно лицо является учредителем доверительного управления, а другое лицо является доверительным управляющим по договору доверительного управления имуществом;

8) лица, когда два лица являются доверительными управляющими, если одно и то же третье лицо является учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом;

9) лица, когда одно лицо является доверительным управляющим, а другое лицо является выгодоприобретателем по договору доверительного управления имуществом;

10) лица, когда одно лицо является доверительным управляющим по одному договору доверительного управления имуществом, а другое лицо является выгодоприобретателем по другому договору доверительного управления имуществом, если учредителем доверительного управления по обоим договорам доверительного управления имуществом является одно и то же лицо;

11) доверительный управляющий и организация, когда одно лицо является доверительным управляющим, а учредитель соответствующего доверительного управления имуществом непосредственно или косвенно участвует в организации, если доля такого участия в этой организации составляет более 20 процентов;

12) лица, когда одно лицо является собственником имущества и передает другому лицу одно или несколько прав собственника имущества в отношении этого имущества;

13) лица, когда одно физическое лицо состоит с другим физическим лицом либо организацией в отношениях работника и работодателя;

14) лица, когда одно физическое лицо подчиняется другому физическому лицу по должностному положению;

15) лица, которые состоят в брачных отношениях, отношениях родства или свойства, усыновителя и усыновленного, а также опекуна (попечителя) и подопечного.

2. Суд вправе признать лица взаимозависимыми по иным основаниям, не предусмотренным пунктом 1 настоящей статьи, если отношения между этими лицами оказывают влияние на условия и (или) результаты их деятельности, в том числе результаты совершаемых ими сделок по реализации товаров (работ, услуг), либо на условия и (или) результаты деятельности представляемых ими лиц.".

2. Статью 40 изложить в следующей редакции:

"Статья 40. Принципы определения цены товаров, работ или услуг для целей налогообложения

1. Для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), указанная сторонами сделки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

2. В случае, когда цена товара (работы, услуги) регулируется (в том числе посредством установления минимальных и (или) максимальных предельных цен, надбавок к ценам или скидок с цен) уполномоченными на то государственными либо иными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимается цена товара (работы, услуги), указанная сторонами сделки, если она соответствует регулируемой цене (находится в установленных пределах цен).

При отклонении цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки, от цены товара (работы, услуги), регулируемой уполномоченными на то государственными либо иными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это отклонение повлекло занижение налоговой базы и суммы налога (авансовых платежей), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога (авансовых платежей) и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой сделки на основе этой регулируемой цены товара (работы, услуги), направить налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога (авансовых платежей) и пеней, а также вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

3. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, для целей налогообложения принимается рыночная цена товара (работы, услуги) в случаях, предусмотренных настоящим пунктом:

1) при совершении сделок между взаимозависимыми лицами.

В случае, когда налоговым органом установлено, что взаимозависимые лица выступали в качестве противоположных сторон в двух или более последовательных сделках по реализации одних и тех же товаров (работ, услуг) с участием одного и того же третьего лица или нескольких лиц, такие сделки также признаются сделками, совершенными непосредственно между этими взаимозависимыми лицами, в частности, если одно из двух взаимозависимых лиц выступало в качестве продавца в сделке купли-продажи товаров с третьим лицом, а это третье лицо выступало в качестве продавца в сделке купли-продажи тех же самых товаров со вторым из двух взаимозависимых лиц;

2) при совершении товарообменных (бартерных) операций;

3)при исполнении обязательств по сделкам путем зачета встречного однородного требования (включая зачет при уступке требования);

4) при совершении сделок с лицами, находящимися (проживающими) в иностранных государствах, законодательство которых не предусматривает раскрытия и представления информации при осуществлении финансовых операций, либо по месту нахождения (месту жительства) которых применяется специальный (льготный) налоговый режим, включая лиц, находящихся (проживающих) в свободных экономических зонах, закрытых административно-территориальных образованиях в Российской Федерации, а также с организациями, освобожденными от уплаты налога на доходы на определенный период своей деятельности, или с организациями, имеющими убыток за два последних года, предшествующих году совершения сделки;

5) при совершении внешнеторговых сделок.

Внешнеторговыми сделками для целей настоящего Кодекса признаются сделки, в результате которых осуществляется экспорт или импорт товаров, а также сделки, совершенные с лицом, не являющимся налоговым резидентом Российской Федерации;

6) при отклонении цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки, более чем на 15 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от рыночной цены идентичных (однородных) товаров (работ, услуг).

В случаях, предусмотренных настоящим пунктом, при отклонении цены товара (работы, услуги), примененной сторонами сделки, в сторону повышения или в сторону понижения от рыночной цены товара (работы, услуги), если это отклонение повлекло занижение налоговой базы и суммы налога (авансовых платежей), налоговый орган вправе вынести мотивированное решение о доначислении налога и пеней, рассчитанных исходя из оценки результатов такой сделки на основе рыночной цены на идентичные (однородные) товары (работы, услуги), направить налогоплательщику требование об уплате соответствующей суммы налога и пеней, а также вынести решение о привлечении налогоплательщика к ответственности в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

4. Рыночной ценой товара (работы, услуги) признается цена, сложившаяся при взаимодействии спроса и предложения на рынке идентичных (а при их отсутствии - однородных) товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических (коммерческих) условиях.

5. При определении рыночных цен товаров (работ, услуг) принимаются во внимание сделки между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Сделки между взаимозависимыми лицами могут приниматься во внимание только в тех случаях, когда взаимозависимость сторон указанных сделок не повлияла на примененные ими цены.

6. Рынком товаров (работ, услуг) признается сфера обращения этих товаров (работ, услуг), определяемая исходя из возможности покупателя (продавца) приобрести (реализовать) товар (работу, услугу) на ближайшей по отношению к покупателю (продавцу) территории.

7. Идентичными признаются товары, имеющие одинаковые характерные для них основные признаки.

При определении идентичности товаров учитываются, в частности, их физические характеристики, качество и репутация на рынке, страна происхождения и производитель. При определении идентичности товаров незначительные различия в их внешнем виде могут не учитываться.

8. Однородными признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми.

При определении однородности товаров учитываются, в частности, их качество, наличие товарного знака, репутация на рынке, страна происхождения.

9. При определении рыночной цены товара (работы, услуги) учитывается информация о совершенных на момент реализации этого товара (работы, услуги) сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях.

При отсутствии указанной информации учитывается информация о совершенных на момент, ближайший (предыдущий или последующий) к моменту реализации этого товара (работы, услуги), сделках с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами) в сопоставимых условиях.

При оценке сопоставимости условий сделок на рынке идентичных (однородных) товаров (работ, услуг), в частности, учитываются следующие условия сделок:

количество (объем) поставляемых товаров (например, объем товарной партии);

сроки исполнения обязательств;

условия платежей, обычно применяемые в сделках данного вида;

инфляция и курс рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам;

применяемые при совершении сделок между невзаимозависимыми лицами обычные скидки с цены или надбавки к цене. В частности, учитываются скидки и надбавки, вызванные:

сезонными колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);

потерей товарами качества или иных потребительских свойств;

истечением (приближением даты истечения) сроков годности или реализации товаров;

маркетинговой политикой, в том числе при продвижении на рынки новых товаров (работ, услуг), не имеющих аналогов, а также при продвижении товаров (работ, услуг) на новые рынки;

реализацией опытных моделей и образцов товаров в целях ознакомления с ними потребителей.

Условия сделок на рынке идентичных (а при их отсутствии -однородных) товаров (работ, услуг) признаются сопоставимыми, если различие между такими условиями либо существенно не влияет на цену таких товаров (работ, услуг), либо может быть учтено с помощью поправок.

10. При отсутствии на соответствующем рынке товаров сделок по идентичным (однородным) товарам либо при невозможности определения соответствующих цен ввиду отсутствия либо недоступности информации для определения рыночной цены используется метод цены последующей реализации (метод цены последующей реализации в комбинации с затратным методом), при котором рыночная цена товаров, реализуемых продавцом, определяется как разность цены, по которой такие товары реализованы покупателем этих товаров при последующей их реализации (перепродаже), и обычных в подобных случаях затрат, произведенных этим покупателем при перепродаже таких товаров (без учета цены, по которой были приобретены указанным покупателем у продавца эти товары), а также обычной для данной сферы деятельности прибыли покупателя.

11. В случаях, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, при реализации продуктов переработки нефти и иных товаров, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, при определении рыночных цен указанных товаров, приобретенных покупателем и подвергшихся переработке до последующей их реализации, может быть использован метод цены реализации продукта переработки (вторичного продукта), при котором рыночные цены таких товаров определяются с учетом цен соответствующих конечных продуктов переработки и рыночных цен промежуточных продуктов переработки, а также с учетом обычных в подобных случаях затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли на каждой стадии переработки.

12. При невозможности использования метода цены последующей реализации (в частности, при отсутствии информации о цене товаров, в последующем реализованных покупателем), если иное не предусмотрено настоящей статьей, используется затратный метод, при котором рыночная цена товаров (работ, услуг), реализуемых продавцом, определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной сферы деятельности прибыли. При этом учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство (приобретение) и (или) реализацию товаров (работ, услуг), обычные в подобных случаях затраты на транспортировку, хранение, страхование и иные подобные затраты.

13. Правила определения цен товаров (работ, услуг) для целей налогового контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.

14. При определении и признании рыночной цены товара (работы, услуги) используются официальные источники информации о ценах (пределах колебаний цен) и биржевых котировках органов, регулирующих в соответствии с законодательством Российской Федерации ценообразование посредством установления цен, минимальных и (или) максимальных предельных цен, надбавок к ценам или скидок с цен, и других уполномоченных органов. В частности, используются публикуемые в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, справочники о ценах (пределах колебаний цен) товаров (работ, услуг), а также информация о ценах органов статистики, органов, осуществляющих регулирование цен, таможенных органов, антимонопольных органов или специализированных оценщиков.

При отсутствии указанной информации о рыночных ценах и биржевых котировках либо невозможности использования информационных ресурсов, в том числе ввиду ограниченного в соответствии с законодательством Российской Федерации доступа к ним, может быть использована информация, представляемая налогоплательщиками налоговым органам.

15. Налогоплательщик должен представить налоговому органу все имеющиеся у него документы, необходимые для осуществления налогового контроля за правильностью исчисления налога и применения цены товаров (работ, услуг), а также документы, связанные с его взаимозависимым лицом или иными лицами, являющимися сторонами сделки, учитываемой при исчислении налога.

16. При рассмотрении дела суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для определения результатов сделки, не ограничиваясь обстоятельствами, предусмотренными настоящей статьей.

При рассмотрении судом дела об обжаловании налогоплательщиком требования налогового органа об уплате налога и пеней исходя из оценки результатов сделки на основе рыночных цен товаров (работ, услуг) в порядке, предусмотренном настоящей статьей, обязанность доказывания обстоятельств, не принятых во внимание налоговым органом при оценке результатов сделки, возлагается на налогоплательщика.

17. Правила, предусмотренные настоящей статьей, при определении рыночных цен финансовых услуг, финансовых инструментов срочных сделок и ценных бумаг применяются с учетом особенностей, предусмотренных соответствующими главами о налогах и сборах части второй настоящего Кодекса.

18. Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении тарифов, а также в отношении сборов и распространяются на плательщиков сборов, сборщиков налогов и сборов, налоговых агентов и иных лиц, на которых настоящим Кодексом и (или) принятыми в соответствии с ним актами законодательства о налогах и сборах возложены обязанности по исчислению и уплате (перечислению) налогов (сборов).".

     Президент
Российской Федерации
В.Путин


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»