Недействующий

     

     Проект N 116471-4  

Вносится депутатами
Государственной Думы

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный конституционный
 закон "О порядке принятия в Российскую Федерацию
 и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации"



Статья 1. Внести в Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 года N 6-ФКЗ "О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта российской Федерации" (Собрание законодательства РФ, 2001, N 52, ст. 4916) следующие изменения и дополнения:

1. В статье 1:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Принятие в Российскую Федерацию нового субъекта - процедура, предусматривающая изменение состава субъектов Российской Федерации в результате присоединения к Российской Федерации иностранного государства или его части, или автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.".

2. В статье 4:

1) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. В качестве нового субъекта в Российскую Федерацию может быть принято иностранное государство или его часть, или автономная республика, автономная область, автономный округ союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.";

2) дополнить статью 6 пунктом 2N следующего содержания:

"2N. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик осуществляется принятием федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Принятие в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик осуществляется на основе волеизъявления народа, проживающего на территории данной автономии союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик при условии, что по итогам референдума, проводимого в данной автономии в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР от 16 января 1991 года N 1910-I "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик", принято решение о сохранении в составе СССР данной автономии и при выходе союзной республики (в составе которой находилась данная автономия) из СССР в порядке, установленном законом СССР от 3 апреля 1990 года N 1409-1 "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" данной автономией решение о выходе из СССР в составе союзной республики принято не было.";

3) дополнить статью 6 пунктом 5 следующего содержания:

"6. В случае принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик этому субъекту предоставляется статус республики, края, области, автономной области или автономного округа в соответствии с указанным в пункте 2N настоящей статьи федеральным конституционным законом.".

3. В статье 6 изложить название статьи в следующей редакции:

"Статья 6. Предложение о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта иностранного государства или его части".

4. Дополнить закон статьей 6N следующего содержания:

"Статья 6N. Предложение о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик

1. Инициатором предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик, является народ, проживающий на территории данной автономии. Предложение должно быть оформлено решением всенародного референдума о присоединении к Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации после поступления указанного в пункте 1 настоящей статьи предложения уведомляет о нем Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Государственная Дума), Правительство Российской Федерации и при необходимости проводит с ними соответствующие консультации.

3. Совет Федерации, Государственная Дума вправе вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации рекомендации по вопросу принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик.

Президент Российской Федерации в месячный срок дает ответ на внесенную рекомендацию.

4. Президент Российской Федерации после рассмотрения предложения о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик, но не ранее чем по истечении трехмесячного срока с момента его поступления принимает решение о предложении о принятии в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза Советских Социалистических Республик и в случае его одобрения вносит проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта.

5. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации.".

6. В статье 8:

изложить пункт 3 в следующей редакции:

"3. Проект федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта должен содержать положения, определяющие наименование, статус и границы нового субъекта, порядок приобретения гражданства Российской Федерации, а также заключительные и переходные положения, устанавливающие сроки, в течение которых новый субъект должен быть интегрирован в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, а также в систему органов государственной власти Российской Федерации. Проект указанного федерального конституционного закона может содержать и другие положения, вытекающие из международного договора и протоколов к нему.".

     Статья 2. Настоящий Федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
Российской Федерации
В. Путин

     

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального конституционного закона "О внесении
 изменений в Федеральный конституционный закон "О порядке
принятия в Российскую Федерацию и образования
в ее составе нового субъекта российской Федерации"


В связи с усилившимися в последнее время попытками некоторых государств - бывших союзных республик (Грузии, Азербайджана, Молдавии) распространения своего суверенитета на территории непризнанных республик - Абхазии, Аджарии, Южной Осетии, Нагорно-Карабахской и Приднестровской Молдавской Республики, особую актуальность приобретает вопрос о правомерности и юридической обоснованности таких претензий и позиции Российской Федерации по этому вопросу. Острота данного вопроса усугубляется тем, что со стороны правительств перечисленных государств нередко звучат обвинения в адрес России в поддержке "сепаратизма" непризнанных республик.

Российская Федерация, являясь государством-правопреемником Союза Советских Социалистических Республик, по настоящий момент не выразила своей позиции по вопросу о статусе автономий союзных республик бывшего Союза Советских Социалистических Республик, принявших решение по итогам референдума, проводимого в данных автономиях в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР N 1910-I от 16 января 1991 года "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик" (Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1991г., N 4, Ст. 275), о сохранении Союза Советских Социалистических Республик.

Представленный законопроект федерального конституционного закона предлагает упрощенный порядок принятия в состав Российской Федерации автономий бывших союзных республик СССР, обусловленный, во-первых, статусом Российской Федерации как государства-правопреемника СССР во многих видах правоотношений, в том числе и в государственно-правовых отношениях, а во-вторых - принятием Государственной Думой Российской Федерации Постановления от 15 марта 1996 года N 156-II ГД "Об углублении интеграции народов, объединявшихся в Союз ССР, и отмене постановления Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации договора об образовании СССР" (Собрание законодательства РФ, 1996, N 13, ст. 1274). Ниже приведено краткое юридическое обоснование подхода авторов представленного законопроекта к вопросу о статусе непризнанных государств-автономий союзных республик бывшего Союза ССР и возможности присоединения их к Российской Федерации в упрощенном порядке, обусловленное правопреемством Российской Федерации в сфере государственно-правовых отношений Союза ССР.

Правомерность претензий бывших союзных республик Союза ССР на распространение своей юрисдикции на непризнанные республики напрямую связана с лежащими в основе государственно-правового статуса бывших союзных республик юридическими процедурами их выхода из состава Союза Советских Социалистических Республик. Юридическое происхождение данных государств на постсоветском пространстве определяет характер их суверенитета, в том числе возможность его распространения на территории входящих в их состав автономий.

В настоящее время данные вопросы приобрели особую остроту в связи с активными действиями правительства Грузии, направленными на распространение своего политического влияния на территории Абхазии, Аджарии и Южной Осетии.

В частности, суверенитет Республики Грузия возник в результате ее выхода из состава СССР в силу решения, принятого на референдуме о восстановлении независимости Грузии 31 марта 1991 г. Выход Грузии из состава СССР произошел в нарушение требований действовавшего на тот период союзного законодательства.

Право выхода союзной республики из состава СССР было установлено ст. 72 Конституции СССР. Процедура выхода была урегулирована Законом СССР от 3 апреля 1990 г. "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" (далее - Закон СССР от 3 апреля 1990г.).

Согласно ст. 2 Закона СССР от 3 апреля 1990г. решение о выходе союзной республики из СССР принимается свободным волеизъявлением народов союзной республики путем референдума (народного голосования). Решение о проведении референдума принимается Верховным Советом союзной республики по собственной инициативе или по требованию, подписанному одной десятой частью граждан СССР, постоянно проживающих на территории республики и имеющих право голоса согласно законодательству Союза ССР.

В соответствии со ст. 85, 87 Конституции СССР в Грузинской ССР состояли Абхазская и Аджарская автономные советские социалистические республики и Юго-Осетинская автономная область.

Статьей 3 Закона СССР от 3 апреля 1990г. установлено, что в союзной республике, имеющей в своем составе автономные республики, автономные области и автономные округа, референдум проводится отдельно по каждой автономии. За народами автономных республик и автономных образований сохраняется право на самостоятельное решение вопроса о пребывании в Союзе ССР или в выходящей союзной республике, а также на постановку вопроса о своем государственно-правовом статусе.

Для установления результатов референдума по автономным республикам, автономной области Верховный Совет союзной республики, имеющей в своем составе автономные республики, автономные образования, представляет в Верховный Совет СССР итоги референдума по каждой автономной республике, по каждому автономному образованию (ст. 7 Закона СССР от 3 апреля 1990г.).

Итоги референдума в союзной республике по вопросу о выходе из СССР, а также мнения высших органов государственной власти союзных, автономных республик, органов государственной власти автономных областей и округов по этому поводу должен был рассмотреть Съезд народных депутатов СССР и установить переходный период, не превышающий пяти лет, в течение которого должны быть решены вопросы, возникающие в связи с выходом республики из СССР (ст. 9 Закона СССР от 3 апреля 1990г.). В течение данного переходного периода должны быть разрешены все вопросы между органами власти выходящей союзной республики и органами власти автономных республик и автономных образований в ее составе (ст. 14 Закона СССР от 3 апреля 1990г.).

Таким образом, по юридическим нормам отделяющиеся союзные республики можно было считать конституированными в государства только при консенсусе либо учете интересов всех входящих в них народов и после процедур, обеспечивавших каждому народу на территории союзной республики, заявившей о желании независимости, возможность выбора государственной принадлежности.

Общеизвестно, что данные юридические процедуры при выходе Грузии из состава СССР не соблюдались.

Согласно ст. 13 Закона СССР от 3 апреля 1990г. выходящая республика обязана соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права, а также права и свободы человека, закрепленные в международных договорах, участником которых является СССР. Между тем, при выходе Грузии из состава СССР титульная нация, провозгласив свое право на самоопределение, проявила нежелание предоставить такое же право нациям, попавшим в положение национальных меньшинств в составе ранее не существовавшего государства.

Данная ситуация является типичной для всех вышедших из состава СССР союзных республик. Тем не менее, все эти новообразования были немедленно признаны международным сообществом, а конфликты, возникшие именно по вопросу выхода из СССР и конституирования в независимые государства, возникшие до факта признания и оформления независимости, были объявлены "сепаратистскими", как если бы возникли на территории давно сформировавшихся и легитимно признанных государств.

26 февраля 1991 г. парламентом Грузии было принято решение о бойкоте референдума о сохранении СССР 17 марта 1991 г. Несмотря на это, референдум состоялся и в Абхазии, и в Южной Осетии. В обеих республиках подавляющее большинство населения высказалось за сохранение Союза ССР.

12 июня 1990 г. Верховным Советом СССР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Несмотря на существенное перераспределение полномочий между Союзом ССР и Россией в пользу последней, данная Декларация не провозгласила выхода России из состава СССР. На это прямо указывают:

- п. 5 Декларации, закрепляющий приоритет российского законодательства над союзным и устанавливающий, что разногласия между Республикой и Союзом разрешаются в порядке, устанавливаемом Союзным договором;

- п. 6, согласно которому Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика объединяется с другими республиками в Союз на основе Договора. РСФСР, признает и уважает суверенные права союзных республик и Союза ССР;

- п. 7, в соответствии с которым РСФСР сохраняет за собой право свободного выхода из СССР в порядке, устанавливаемом Союзным договором и основанным на нем законодательством;

- п. 11, согласно которому за каждым гражданином РСФСР сохраняется гражданство СССР.

Кроме того, 15 марта 1996 года Государственная Дума Российской Федерации своим Постановлением N 156-II ГД отменила Постановление Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года "О денонсации договора об образовании СССР".

Таким образом, признавая за Российской Федерацией правопреемство в государственно-правовых отношениях Союза ССР, авторы законопроекта предлагают упрощенную процедуру принятия в Российскую Федерацию в качестве нового субъекта автономий союзных республик бывшего Союза ССР, международно-правовой статус которых по настоящее время не определен. Упрощенный порядок предусматривает принятие в Российскую Федерацию нового субъекта путем принятия федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта без заключения международного договора.

В соответствии с редакцией представленного законопроекта основными условиями принятия в Российскую Федерацию нового субъекта по упрощенной процедуре являются, во-первых, факт принятия решения по итогам референдума, проводимого в данной автономии в соответствии с Постановлением Верховного Совета СССР N 1910-I от 16 января 1991 года "Об организации и мерах по обеспечению проведения референдума СССР по вопросу о сохранении Союза Советских Социалистических Республик" о сохранении в составе Союза ССР данной автономии, во-вторых, при выходе союзной республики (в составе которой находилась данная автономия) из СССР в порядке, установленном законом СССР "О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР" N 1409-1 от 3 апреля 1990 года, данной автономией решение о выходе из СССР в составе союзной республики принято не было.

Кроме того, решение о принятии нового субъекта в Российскую Федерацию по упрощенной процедуре возможно исключительно на основе волеизъявления народа, населяющего автономию союзной республики бывшего Союза ССР, оформленное решением всенародного референдума, проведенного с соблюдением общепризнанных демократичных принципов.

В соответствии с предложенной редакцией решение о принятии нового субъекта принимается федеральным конституционным законом о принятии в Российскую Федерацию нового субъекта. Законопроект закрепляет за Советом Федерации и Государственной Думой право вносить на рассмотрение Президента Российской Федерации рекомендации по вопросу принятия в состав Российской Федерации в качестве нового субъекта автономной республики, автономной области, автономного округа союзной республики бывшего Союза ССР.

     

Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»