Недействующий

     

 Проект N 125055-4*
__________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект внесен на рассмотрение
 в Государственную Думу.-
Примечание "КОДЕКС".

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений и дополнений в Федеральный
 конституционный закон "О судебной системе
Российской Федерации"


    Статья 1. Внести в Федеральный Конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N1 ст. 1; 2001, N 51 ст.4825; 2003, N 27 (часть I) ст. 2698) следующие изменения и дополнения:

1) В статье 4 пункт 3 после слов: "Верховный суд Российской Федерации" добавить слова "федеральные окружные суды общей юрисдикции,",

2) В статье 13 пункт 2 дополнить перед словами "верховных судов республик" словами: "федеральных окружных судов общей юрисдикции,",

3) В статье 19 пункт 4 перед словами "к верховным судам республик, краевым (областным) судам, добавить слова: "к федеральным окружным судам общей юрисдикции,",

4) Дополнить закон статьей 19' после статьи 19:

Статья 19' . Федеральный окружной суд общей юрисдикции.

1. Федеральный окружной суд общей юрисдикции в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции, а также по вновь открывшимся обстоятельствам. В Российской Федерации действуют 10 федеральных окружных судов общей юрисдикции:

1) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Волго-Вятского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Владимирской области, Ивановской области, Кировской области, Республики Коми, Костромской области, Республики Марий Эл, Республики Мордовия, Нижегородской области, Чувашской Республики - Чувашии, Ярославской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

2) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Восточно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Республики Бурятия, Иркутской области, Красноярского края, Республики Саха (Якутия), Республики Тыва, Республики Хакасия, Читинской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

3) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Дальневосточного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Амурской области, Еврейской автономной области, Камчатской области, Магаданской области, Приморского края, Сахалинской области, Хабаровского края, Чукотского автономного округа, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

4) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Западно-Сибирского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Республики Алтай, Алтайского края, Кемеровской области, Новосибирской области, Омской области, Томской области, Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа, Ямало-Ненецкого автономного округа, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

5) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Московского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции города Москвы и Московской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

6) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Поволжского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Астраханской области, Волгоградской области, Пензенской области, Самарской области, Саратовской области, Республики Татарстан (Татарстан), Ульяновской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

7) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Северо-Западного округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Архангельской области, Вологодской области, Калининградской области, Республики Карелия, Мурманской области, Новгородской области, Псковской области, города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Тверской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

8) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Северо-Кавказского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Республики Адыгея (Адыгея), Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Краснодарского края, Ростовской области, Республики Северная Осетия - Алания, Ставропольского края, Чеченской Республики, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

9) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Уральского округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Республики Башкортостан, Коми-Пермяцкого автономного округа, Курганской области, Оренбургской области, Пермской области, Свердловской области, Удмуртской Республики, Челябинской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам;

10) Федеральный окружной суд общей юрисдикции Центрального округа, осуществляющий проверку судебных актов, принятых судами общей юрисдикции первой инстанции Белгородской области, Брянской области, Воронежской области, Калужской области, Курской области, Липецкой области, Орловской области, Рязанской области, Смоленской области, Тамбовской области, Тульской области, а также по вновь открывшимся обстоятельствам.

2. Федеральный окружной суд общей юрисдикции является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории судебного округа верховным судам республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения, судам автономной области и автономных округов.

3. Полномочия, порядок образования и деятельности федерального окружного суда общей юрисдикции устанавливается федеральным конституционным законом.

Статья 2. Настоящий федеральный конституционный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент
     Российской Федерации
     В. Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
 к проекту федерального конституционного
закона "О внесении изменений и дополнений
в Федеральный конституционный закон "О судебной
системе Российской Федерации"

В настоящее время в системе судов общей юрисдикции России - три звена: высшее звено, среднее звено и основное звено. Высшее звено составляет Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ (коллегии по гражданским делам, по уголовным делам и военная) и Высший арбитражный суд РФ. Среднее звено - Конституционные (уставные) суды субъектов РФ, общие суды (верховные суды республик, краевые, областные, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономных областей и автономных округов), военные суды видов Вооруженных сил, групп войск, флотов, военных округов и федеральные арбитражные суды округов. Основное звено составляют районные суды и мировые судьи по гражданским и уголовным делам, а также военные суды гарнизона, армии, соединения и флотилии и Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские арбитражные суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды. Каждое из звеньев судебной системы представляет суды, наделенные однородными полномочиями.

При всем кажущемся единстве судебной системы России, она жестко централизованна, деятельность судов, действующих на территории субъектов Российской Федерации, во многом определяется политическими пристрастиями должностных лиц или же интересами бизнес групп. При такой системе, где апелляционной инстанцией мировым судьям приходится районный суд, а апелляция на действия районного суда замыкается на областном суде, являющимся, по сути, вышестоящей инстанцией по отношению к мировым и районным судам - неизбежны повсеместные нарушения закона, оказание давления на нижестоящие суды.

Для исключения коррупционности при осуществлении правосудия, в качестве одного из звеньев системы судов общей юрисдикции предлагается создать Федеральные окружные суды общей юрисдикции со следующими полномочиями:

- проверка в кассационной инстанции законности судебных актов по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции субъектов Федерации в первой инстанции;

- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых и вступивших в законную силу судебных актов по делам, рассмотренным судами общей юрисдикции субъектов Федерации;

Данное предложение о внесении изменений и дополнений в ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", по сути, не ново. Оно предусматривалось еще Концепцией судебной реформы 1991 года. Предполагалось создание этих судов на базе действующих судов субъектов Федерации, а также Верховных Судов республик в составе субъектов Федерации. Эти суды должны были действовать в качестве кассационной инстанции по отношению к судам общей юрисдикции субъектов Федерации в первой и апелляционной инстанции. Затем, эта тема возникала в 1996 и 2000 годах.

Как отмечают большинство независимых юристов, приславших свои отзывы на законопроект, введение окружного принципа судебной системы общей юрисдикции по территориальному принципу будет способствовать укреплению судебной власти, дальнейшему обеспечению независимости судей (для ограничения возможностей незаконного влияния местных властей на суд). Так, например, в большинстве демократических стран мира практикуется применение территориального принципа при организации судебных систем. Территориальная юрисдикция означает, что вся территория страны делится на судебные районы (округа, участки), таким образом, суд осуществляет судебную власть только в пределах соответствующего судебного района. Такое деление имеет место в судебных системах абсолютного большинства стран, имеет большей частью "технический характер" и преследует цели рациональной организации работы судов (распределение нагрузки между ними). Судебные районы могут как совпадать, так и не совпадать с административно-территориальным делением, причем последний вариант в известной мере является предпочтительным, поскольку создает дополнительные гарантии независимости судов от местных властей.

Предлагается создать (по образцу арбитражной системы России) десять судебных округов, несовпадающих с федеральными округами, во главе которых стоят окружные суды общей юрисдикции.

Округа федеральных окружных судов общей юрисдикции:

- Волго-Вятского округа;

Восточно-Сибирского округа;

Дальневосточного округа;

Западно-Сибирского округа;

Московского округа; Поволжского округа;

Северо-западного округа; Северо-Кавказского округа;

Уральского округа;

Центрального округа.

Для правового обеспечения предлагаемого реформирования судебной системы необходимо:

- Внести в Федеральный конституционный закон "О судебной системе в Российской Федерации" дополнение в статью 4, 13, 19 и дополнить этот закон новой статьей 19` "Федеральный окружной суд общей юрисдикции"

- Внести изменения и дополнения в уголовно-процессуальный Кодекс.

- Внести изменения и дополнения в Гражданский процессуальный Кодекс.

- Внести изменения в закон "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации".

- Внести изменения в закон "О статусе судей в Российской Федерации".

- Внести изменения в Положение о квалификационной коллегии судей от 13.05.1993 г. Пост. Верховного Совета РФ.

- Внести изменения в Федеральный закон "О судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации" от 08.01.1998 г.

- Провести парламентские слушания в Государственной Думе.

Полномочия, порядок образования и деятельности федеральных окружных судов общей юрисдикции должны быть установлены Федеральным конституционным законом "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации". Так как такого закона еще не существует - его проект N 98102315-2, внесенный в 1998 году Президентом РФ находится в Государственной Думе на рассмотрении в Комитетах, необходимо доработать законопроект в ходе процедуры второго чтения с целью устранения возможных противоречий Выполненный финансово-экономический расчет показывает, что расходы дополнительные на внедрение новой ступени в системе судопроизводства составит около 1 % от суммы, предусмотренной в бюджете на 2004 год на финансирование "органов юстиции".



Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»