Недействующий

О минимальном часовом размере оплаты труда

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона "О минимальном часовом
размере оплаты труда"


Минимальный размер оплаты труда является одним из важнейших социальных нормативов, влияющих на стоимость рабочей силы и уровень жизни работающего населения.

По данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации за 2000 год в России возросла дифференциация в уровнях оплаты труда работников различных отраслей экономики, которая увеличилась с 3,2 раза в 1991 году до 13 раз в 1999 году. За последние два года эта дифференциация не уменьшилась.

Очевидно, что в такой ситуации необходимо принятие решений, способствующих предотвращению потерь из Федерального бюджета, усилению налогового администрирования, повышению ответственности работодателей за выплату заработной платы наличными деньгами без ведомости, созданию условий, не позволяющих уходить от налогообложения и ряд других мер.

Частично такие меры уже предусмотрены в принятых в 2001 году законах - в частности, 25-й главой Налогового кодекса и нового Трудового кодекса Российской Федерации. Однако законодательная деятельность в этом направлении должна быть продолжена.

В число таких мер входит и разработка Федерального закона "О минимальном часовом размере оплаты труда", в соответствии с которым вводится гарантированный государством минимальный часовой размер оплаты труда работников.

Задачей указанного закона является создание экономических и социальных условий для повышения мотивации трудовой деятельности, улучшения использования рабочего времени, обеспечения роста реальной заработной платы работников в увязке с результатами их работы, в целом обеспечение гибкого регулирования трудовых отношений.

Введение минимального часового размера оплаты труда не приведет к усложнению расчетов по заработной плате. На предприятиях и в организациях, в том числе и бюджетных, применяемые месячные ставки и оклады по-прежнему могут использоваться для оплаты труда работников. В этом случае наименьшие месячные ставки и оклады, в том числе тарифные ставки 1 разряда рабочих, с учетом доплат, надбавок, премий и других поощрительных выплат, а также выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, не должны быть ниже размера минимальной часовой оплаты труда, установленной законом, умноженной на среднемесячное количество рабочих часов в данном году.

Введение минимального часового размера оплаты труда при повременной и сдельной оплате труда также не вызовет особых трудностей.

Увеличение зарплаты работников внебюджетной сферы будет произведено за счет средств работодателей.

Введение в 2003 году минимальной часовой оплаты труда в размере 5 рублей составит для работников с сокращенной продолжительностью рабочей недели:

при 36 часовой рабочей неделе - 5,56 рубля;

при 30 часовой рабочей неделе - 6,67 рубля.

Введение минимального часового размера оплаты труда должно осуществляться комплексно для всех организаций, независимо от их организационно-правовых форм и для всех категорий работающих (повременщиков, сдельщиков, работников бюджетной сферы), в противном случае возникающая дифференциация в оплате труда различных категорий работников вызовет социальную напряженность.

Минимальный часовой размер оплаты труда устанавливается федеральным законом с учетом мнения общероссийских объединений профессиональных союзов и общероссийских объединений работодателей.

Реализация проекта указанного Федерального закона, предполагающего переход на минимальный часовой размер оплаты труда, как новый социальный норматив, позволит приблизить трудовое законодательство в этой части к принятой в развитых странах практике и минимальные нормы оплаты труда к размерам, позволяющим компенсировать трудовые затраты работника низкой квалификации.

Введение нового социального норматива не потребует дополнительных расходов из средств Федерального бюджета, т.к. величина минимального часового размера оплаты труда, включает в себя доплаты, надбавки, премии и другие поощрительные выплаты и рассчитан исходя из прогнозируемой величины средней заработной платы работников организаций бюджетной сферы, оплачиваемых по 1 разряду Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы на конец 2002 года.


Текст документа сверен по:

рассылка