Недействующий

Проект N 115953-4*
 ____________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Советом Федерации.-
Примечание "КОДЕКС".



РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Закон Российской Федерации
 "О статусе судей в Российской Федерации"
, Федеральный закон
 "О мировых судьях в Российской Федерации"
, Федеральный закон
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
 "О статусе судей в Российской Федерации"
и Федеральный закон
"Об органах судейского сообщества в Российской Федерации"



Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 30, ст. 1792; 1993, N 17, ст. 606; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст. 2399; 2001, N 51, ст. 4834; 2004, N 35, ст. 3607) следующие изменения:

1) в абзаце первом пункта 8 статьи 5 слова “одного из” заменить словами “одного или нескольких”;

2) статью 6 дополнить пунктом 8 следующего содержания:

“8. Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий судьи, а в случае досрочного прекращения полномочий -

не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии судьи соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии судьи в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность судьи, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.”;

3) в статье 11:

а) абзац второй пункта 1 изложить в следующей редакции:

“Предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.”;

б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

“3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.”;

в) в пункте 6:

абзац пятый изложить в следующей редакции:

“Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого

с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.”;

дополнить абзацем следующего содержания:

“При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.”;

4) в пункте 1 статьи 14:

а) подпункт 4 изложить в следующей редакции:

“4) достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи или истечение срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком;”;

б) подпункт 12 признать утратившим силу;

5) в абзаце первом пункта 2 статьи 15 слова “подпунктами 1, 2, 4, 5, 9, 11 и 12 пункта 1” заменить словами “подпунктами 1, 2, 4, 5, 9 и 11 пункта 1”;

6) в пункте 2 статьи 16 слова “по истечении срока его полномочий” заменить словами “после прекращения его полномочий”.

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 51, ст. 6270; 2004, N 49, ст. 4841) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 7 изложить в следующей редакции:

“2. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае, если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.”;

2) пункт 1 статьи 8 изложить в следующей редакции:

“1. Полномочия мирового судьи прекращаются в случаях и порядке, которые установлены Законом Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации”.”.

Статья 3. Абзацы седьмой и восьмой пункта 11 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 169-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации “О статусе судей в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4834) признать утратившими силу.

Статья 4. Внести в Федеральный закон от 14 марта 2002 года N 30-ФЗ “Об органах судейского сообщества в Российской Федерации” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 11, ст. 1022; 2004, N 33, ст. 3369) следующие изменения:

1) подпункт 4 пункта 2 статьи 17 после слов “прекращает полномочия” дополнить словами “(за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи, или судей, у которых истекли сроки их полномочий)”;

2) подпункт 5 пункта 2 статьи 19 после слов “прекращают полномочия” дополнить словами “(за исключением прекращения полномочий судей, достигших предельного возраста пребывания в должности судьи, или судей,

у которых истекли сроки их полномочий)”.

Статья 5. Положение пункта 1 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I “О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) о предельном возрасте пребывания в должности судьи распространяется на всех судей федеральных судов, не достигших на день вступления в силу настоящего Федерального закона возраста 65 лет, за исключением судей, назначенных на должность в первый раз сроком на три года.

Статья 6.

1. С вступлением в силу настоящего Федерального закона мировые судьи сохраняют свои полномочия до истечения установленного законом соответствующего субъекта Российской Федерации срока, на который они были назначены (избраны).

2. Положения пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 года N 3132-I "О статусе судей в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) и статьи 7 Федерального закона от 17 декабря 1998 года N 188-ФЗ “О мировых судьях в Российской Федерации” (в редакции настоящего Федерального закона) о предельном возрасте пребывания в должности мирового судьи распространяются на мировых судей, назначенных (избранных) на данную должность по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи.

Статья 7. Финансирование расходов на реализацию настоящего Федерального закона осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание соответствующих судов.

Статья 8. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.



Президент
Российской Федерации
В.Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проектам федеральных конституционных законов
"О внесении изменений в Федеральный конституционный
закон "О Конституционном Суде Российской Федерации"

и "О внесении изменения в статью 14 Федерального
конституционного закона "О судебной системе
Российской Федерации"
, а также к проекту федерального
закона "О внесении изменений в Закон Российской
Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и
федеральные законы "О мировых судьях в Российской
Федерации"
и "О внесении изменений и дополнений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в
Российской Федерации"


Проектами предусматривается установление в законах, касающихся судебной системы и статуса судей, единого для всех судей в Российской Федерации предельного возраста пребывания в должности судьи - 70 лет. Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в Российской Федерации, усиление гарантий самостоятельности и независимости судебной власти.

Ограничение срока полномочий сохраняется для судей федеральных судов, которые согласно пункту 2 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в первый раз назначаются на должность сроком на три года, по истечении указанного срока они могут быть назначены на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения ими предельного возраста пребывания в должности судьи. Ограничение срока полномочий сохраняется также для мировых судей, которые согласно пункту 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и статье 7 Федерального закона "О мировых судьях в Российской Федерации" в первый раз назначаются (избираются) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. Проектами предусмотрено, что при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет, до достижения им предельного возраста  пребывания в должности мирового судьи - 70 лет.

Проектом федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" предусмотрено, что положение о предельном возрасте пребывания в должности судьи Конституционного Суда Российской Федерации распространяется на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, избранных до вступления в силу Конституции Российской Федерации или назначенных на должность Советом Федерации.

Конституцией Российской Федерации в пункте 5 раздела второго определено, что после вступления в силу Конституции судьи всех судов Российской Федерации сохраняют свои полномочия до истечения срока, на который они были избраны. Из данного переходного положения следует, что оно распространяется на всех судей, срок полномочий которых устанавливался законом, действовавшим на момент их избрания. Статьей 15 Закона РСФСР от 12 июля 1991 года "О Конституционном Суде РСФСР" предусматривалось, что полномочия судей Конституционного Суда РСФСР не ограничены определенным сроком. В связи с этим не противоречит указанному конституционному положению распространение нормы о предельном возрасте пребывания в должности на всех действующих судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе избранных до вступления в силу Конституции, что обеспечивает выравнивание их правового статуса.

Проектом федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" предлагается новая редакция пункта 4 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", согласно которой субъектам Российской Федерации предоставляется право самим решать вопрос об установлении срока полномочий или предельного возраста пребывания в должности судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проекты федеральных конституционных законов "О внесении
изменений в Федеральный конституционный закон "О Конституционном
Суде Российской Федерации"
и "О внесении изменения в статью 14
Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской
Федерации"
, проект федерального закона "О внесении изменений в
Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"
и федеральные законы "О мировых судьях в Российской Федерации" и
"О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации
"О статусе судей в Российской Федерации"
, вносимые в Государственную
Думу Президентом Российской Федерации


В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрены указанные законопроекты.

Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в части установления единого для всех судей предельного возраста пребывания в должности - 70 лет.

В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.

В то же время особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей.

Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (статья 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").

Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.

Принятие проекта устранит неравенство статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к федеральным и мировым судьям в вопросе предельного возраста нахождения в должности, обеспечит реальное единство статуса судей, гарантии их самостоятельности и независимости.

Реализация проекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в связи с предполагаемым увеличением размера выходного пособия при прекращении полномочий судьи из расчета месячного заработка за каждый полный год его работы (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") и расширением круга лиц, получающих ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания (статья 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации"). Вместе с тем, эти расходы могут быть компенсированы за счет экономии средств, предусматриваемых на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, поскольку продолжающим работать судьям вместо пожизненного содержания будет выплачиваться надбавка в размере 50 процентов такого содержания от суммы, получаемой ими при выходе в отставку.

Принимая во внимание требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроекты должны содержать положения, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих расходов. Однако такие нормы в законопроектах отсутствуют.

С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроекты при учете высказанного предложения.


Председатель
Правительства  Российской Федерации
М.Фрадков


Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»