В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрены указанные законопроекты.
Проекты направлены на обеспечение единства статуса судей в части установления единого для всех судей предельного возраста пребывания в должности - 70 лет.
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" все судьи в Российской Федерации обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.
В то же время особенности правового положения отдельных категорий судей в настоящее время не позволяют говорить о реальном единстве статуса судей.
Так, одной из гарантий независимости судей является неограниченный срок их полномочий (пункт 1 статьи 11 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации"), однако по отношению к судьям Конституционного Суда Российской Федерации срок полномочий ограничен 15 годами (статья 12 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации").
Различен также предельный возраст пребывания судьи в должности. Для судей Конституционного Суда Российской Федерации он определен в 70 лет, для остальных судей предельный возраст пребывания в должности - 65 лет.
Принятие проекта устранит неравенство статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации по отношению к федеральным и мировым судьям в вопросе предельного возраста нахождения в должности, обеспечит реальное единство статуса судей, гарантии их самостоятельности и независимости.
Реализация проекта потребует дополнительных расходов федерального бюджета в связи с предполагаемым увеличением размера выходного пособия при прекращении полномочий судьи из расчета месячного заработка за каждый полный год его работы (пункт 3 статьи 15 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации") и расширением круга лиц, получающих ежемесячную надбавку к заработной плате в размере 50 процентов ежемесячного пожизненного содержания (статья 3 Федерального закона "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппарата судов Российской Федерации"). Вместе с тем, эти расходы могут быть компенсированы за счет экономии средств, предусматриваемых на выплату ежемесячного пожизненного содержания судей, поскольку продолжающим работать судьям вместо пожизненного содержания будет выплачиваться надбавка в размере 50 процентов такого содержания от суммы, получаемой ими при выходе в отставку.
Принимая во внимание требования пункта 1 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, законопроекты должны содержать положения, определяющие источники и порядок финансирования соответствующих расходов. Однако такие нормы в законопроектах отсутствуют.
С учетом изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроекты при учете высказанного предложения.
Председатель
Правительства Российской Федерации
М.Фрадков
Текст документа сверен по:
рассылка