Недействующий

О внесении изменений в статью 333_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью
333_3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"


Основной целью предлагаемого законопроекта является обеспечение развития рыбохозяйственного комплекса России на базе эффективного освоения добычи водных биологических ресурсов с учетом рентабельности их освоения, требований рынка и сохранения стабильных морских экосистем путем введения научно обоснованных ставок собора за объекты водных биологических ресурсов.

Глубоководные крабы-стригуны, в частности, краб-стригун красный (японикус) и краб-стригун ангулятус, обитающие в Японском и Охотском морях. являются одними из наиболее перспективных для освоения видов водных биологических ресурсов.

Промышленное освоение красного краба началось около 10 лет назад, добыча ангулятуса - лишь в последние годы и, по данным отраслевой науки, уже в ближайшие 2-3 года может в целом стать доминирующей в крабовом промысле на Дальнем Востоке.

Общий допустимый улов (ОДУ) на 2004 г. краба-стригуна красного установлен в объеме 16,250 тыс. тонн, ангулятуса - 6,470 тыс. тонн.

На долю этих видов в общем ОДУ по всем крабам на 2004 г. (55,022 тыс. тонн) приходится 41,3%.

Таким образом, глубоководные крабы-стригуны (красный и ангулятус) являются весьма перспективными и значимыми в общем объеме промысловых ресурсов Дальневосточного бассейна.

Освоение новых видов промысла биоресурсов является высокозатратным видом деятельности. Предприятия, ориентирующиеся на промысел новых объектов как на одно из важнейших направлений развития рыбного хозяйства, вправе рассчитывать на создание нормальной экономической среды. Никакой природный ресурс не может стоить дороже эффекта, получаемого при его хозяйственном использовании, иначе у промышленника теряется интерес к его добыче.

Главой 25_1. Налогового Кодекса РФ установлена ставка сбора за пользование биоресурсами по глубоководным крабам-стригунам (красному и ангулятусу) в размере 30 тыс. руб. за тонну - на уровне средней цены, сложившейся на аукционах по продаже квот на эти виды крабов в 2003 году. Это не обеспечило условие смягчения экономического бремени на производителя при замене аукционной продажи на налоговые платежи.

Установленная ставка сбора не учитывает как биологические и экономические особенности их промысла, так и специфику рынка сбыта продукции по сравнению с традиционными видами крабов. В связи с изложенным, существующая ставка не стимулируют российских рыбаков для полномасштабного освоения этих видов крабов, что привело к отказу многих.

Предлагаемая в законопроекте ставка за объект водных биологических ресурсов "Краб-стригун красный, краб стригун ангулятус" в размере 13000 руб. за тонну основана на научных расчетах и обеспечивает минимальную рентабельность добычи, что обеспечит сокращение недополученных в бюджет средств из-за отказа добычи указанных водных биоресурсов при ставке сбора в 30 тыс. руб. за тонну с 329,6 млн. руб. до 222,1 млн. руб.

Второй важный вопрос решение которого предлагает законопроект является повышение эффективности морского зверобойного промысла и обеспечение сохранения стабильности морских экосистем.

Распределение квот добычи гренландского тюленя осуществляется Смешанной Российско-Норвежской комиссией по рыболовству (СРНК).

Квота на добычу гренландского тюленя выделяется взрослыми особями (одна взрослая особь эквивалентна 2,5 детенышам). Это соотношение установлено Протоколом тридцать второй Российско-Норвежской комиссии (приложение N6), которая состоялась 10-14 ноября 2003 г. В Белом и Баренцевом морях ведется добыча исключительно белька - детеныша гренландского тюленя.

В соответствии с п.4 статьи 333.3 Федерального закона от 11. 11. 2003 г. N 148-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" устанавливается ставка сбора за объект водных биологических ресурсов "гренландский тюлень, морской заяц, хохлач" в размере 350 руб. (за одно млекопитающее) и налоговые органы взимают ставку сбора в размере 350 рублей за одно млекопитающее животное независимо от возраста.

В связи с тем, что российская сторона не осваивает полностью выделенные ей квоты, российская доли квот на добычу гренландского тюленя в последующие годы уменьшается. В 2002 г. при квоте для России в 53 тысячи взрослых животных (132,5 тыс. щенков) было добыто лишь около 40 тыс. детенышей. На последнем совещании СРНК квота для Российской Федерации на 2004 год была уменьшена на 8 тысяч голов (20 тыс. щенков), а зверобойный промысел в силу экономических причин вообще не проводился.

Введение предлагаемой в законопроекте нормы поставит российских и норвежских промысловиков в равные условия и будет стимулировать развитие морского зверобойного промысла в России.

По данным ученых в следствие сокращения морского зверобойного промысла только беломорская популяция гренландского тюленя (лысуна) колеблется в пределах 1,8 млн. животных. Для обеспечения жизнедеятельности такой популяции тюлений необходим биологический потенциал в размере более 3 миллионов тонн биоресурсов. В настоящее время регулирование численности морских зверей является необходимым условием стабилизации морских экосистем.

В подготовке законопроекта принимали участие специалисты Всесоюзного научно-исследовательского и проектно-конструкторского институт экономики, информации и автоматизированных систем управления рыбного хозяйства и Правления Союза рыболовецких колхозов России.

На N 761/4-ИК от 6 августа 2004 г.