Недействующий


Проект N 143038-3

Вносится сопредседателем
согласительной комиссии
от Государственной Думы
по Федеральному закону "О внесении
изменений и дополнения
в Закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации"

     

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

     

     

О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О средствах массовой информации"


Статья 1. Внести в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-I "О средствах массовой информации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 7, ст. 300; Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 169; 2001, N 32, ст. 3315; 2002, N 12, ст. 1093; N 30, ст. 3029; 2003, N 27, ст. 2708; N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377) следующие изменения:

1) дополнить статьей 71 следующего содержания:

     "Статья 71. Название средства массовой информации

В названии средства массовой информации не допускается использование:

1) фирменных наименований, товарных знаков и других объектов исключительных прав (интеллектуальной собственности) без разрешения их правообладателей;

2) наименований международных организаций, органов государственной власти Российской Федерации, общественных организаций, политических партий без согласия указанных органов и организаций.

Использование в названии средства массовой информации наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за исключением случаев, если эти наименования и образованные на их основе слова и словосочетания используются в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и (или) актами Правительства Российской Федерации.

В случае изменения состава учредителей зарегистрированного в Российской Федерации средства массовой информации принадлежность права на выпуск этого средства массовой информации с тем же названием определяется договором между учредителями при условии перерегистрации этого средства массовой информации в установленном законом порядке.";

2) статью 13 изложить в следующей редакции:

    "Статья 13. Отказ в регистрации средства массовой информации

Отказ в регистрации средства массовой информации возможен только, если:

1) заявление о регистрации средства массовой информации подано с нарушением положений, предусмотренных статьей 7 настоящего Закона;

2) указанные в заявлении о регистрации средства массовой информации сведения являются недостоверными;

3) название, примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации не соответствуют требованиям части первой статьи 4 настоящего Закона;

4) название средства массовой информации, заявление о регистрации которого подано, то же, что и название ранее зарегистрированного в Российской Федерации средства массовой информации, или сходно с ним до степени смешения, кроме случая, если один и тот же учредитель средства массовой информации подает заявление о регистрации средства массовой информации с иной формой распространения, но с тем же названием, что и название ранее зарегистрированного им в Российской Федерации средства массовой информации;

5) название средства массовой информации, заявление о регистрации которого подано, то же, что и название средства массовой информации, которое ранее зарегистрировано в Российской Федерации и в отношении которого имеется решение суда о прекращении его производства и выпуска или признании недействительным свидетельства о его регистрации либо решение его учредителя о прекращении его производства и выпуска, до истечения трех лет со дня вступления в силу соответствующего решения;

6) нарушены требования статьи 71 настоящего Закона.

Извещение об отказе в регистрации средства массовой информации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.

Заявление о регистрации средства массовой информации возвращается с указанием основания возврата заявителю без рассмотрения, если:

1) заявление подано с нарушением требований части второй статьи 8 или части первой статьи 10 настоящего Закона;

2) заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление о регистрации средства массовой информации принимается к рассмотрению.";

3) в пункте 5 части второй статьи 20 слова "передача и (или) сохранение права на название, иные" исключить.

     Статья 2.

1) Настоящий Федеральный закон вступает в силу с момента его официального опубликования.

2) Действие пункта 1 статьи 1 не распространяется на средства массовой информации, которые были зарегистрированы до вступления в силу настоящего Федерального закона.


Президент
Российской Федерации
В.Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Закон
Российской Федерации "О средствах массовой информации"


В действующем законодательстве Российской Федерации в области средств массовой информации в настоящее время отсутствует такой достаточно важный аспект, как регулирование права на использование и распоряжение названиями средств массовой информации, а также на использование в названиях средств массовой информации слов "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний, имен, фамилий, факсимиле, без ведома тех, кому они принадлежат, а также жаргонных слов.

Такое положение нельзя считать нормальным, поскольку средства массовой информации, являясь одним из институтов гражданского общества, в свою очередь, оказывают огромное влияние на общественное сознание.

Использование в названии средств массовой информации наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний может означать для граждан и организаций, что данное средство массовой информации выступает в качестве государственного, и что информация, распространяемая посредством данного СМИ, носит официальный характер. Это представляется достаточно важным, поскольку территория распространения СМИ может быть различной - от локальной до глобальной, включая территорию зарубежных государств. Необоснованное использование средством массовой информации в своем названии указанных наименований дало бы ложный повод воспринимать распространяемую таким СМИ информацию в качестве официально реализуемой государством посредством данного СМИ.

Использование наименований "Россия", "Российская Федерация" должно носить обоснованный характер с позиции значимости, масштаба и характера СМИ. Использование этих наименований в названии СМИ при отсутствии преимуществ в территории распространения либо иных существенных отличий от традиционного большинства СМИ ставит такое СМИ в необоснованно приоритетное положение по отношению к другим СМИ в восприятии граждан и организаций.

Нуждается в законодательном регулировании и право собственности на название средства массовой информации, поскольку законодательство о товарных знаках не распространяется на средства массовой информации.

Кроме того, законопроект ставит целью урегулировать отношения при использовании в названиях средств массовой информации имен, фамилий, при использовании названий средств массовой информации, выходивших ранее, а также при использовании логотипов других средств массовой информации.

Неурегулированность данной сферы приводит к появлению множества средств массовой информации, названия которых отличаются столь незначительно, что это вводит в заблуждение потребителей массовой информации.

Принятие указанного законопроекта не повлечет выделения дополнительных средств федерального бюджета.


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»