ПАРИЖСКАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРОТИВ ОТМЫВАНИЯ ДЕНЕГ

(Итоговая декларация Парламентской конференции Евросоюза
по борьбе с отмыванием денег от 8 февраля 2002 года)

     

Преамбула



1. В последние годы, используя возможности, связанные с глобализацией финансовых рынков, продолжают развиваться отмывание "грязных" денег и финансовая преступность. Они представляют прямую угрозу для стабильности мировой экономики, а также для безопасности наших демократических обществ.

2. Финансирование террористической деятельности опирается на самые разные системы, некоторые из которых относятся к легальной экономике, но и в этом случае оно ведет к использованию тех же инструментов, которые использует организованная преступность.

3. Власти и службы, отвечающие за предупреждение и пресечение такой деятельности, не смогут эффективно бороться с теми, кому они противостоят, без глобальных и скоординированных действий всех государств.

4. Борьбе с отмыванием денег и с использованием финансовых систем криминальными сетями Европа должна служить безупречным примером, хотя эффективность ее действий будет зависеть и от осознания проблемы и поддержки со стороны всех развитых стран.

5. Сохранение юридических механизмов, поддерживающих непрозрачность финансовых операций, использование "черных дыр" мировой финансовой системы, недостаточность сотрудничества между государствами - членами Евросоюза более неприемлемы.

6. В то же время Европейский союз не остается бездейственным, так как он актуализировал директиву по борьбе с отмыванием "грязных" денег и постоянно работал над усилением единых полицейской и судебной систем в Европе, которые пока еще не столь эффективны, как единые европейские экономическая и валютная системы.

7. Недавнее политическое соглашение о едином европейском ордере на арест также должно послужить повышению эффективности борьбы с терроризмом и преступлениями в финансовой сфере, разумеется, при условии его быстрого претворения в жизнь.

8. В более широком контексте Международная группа финансовых действий по борьбе с отмыванием (FATF) провела углубленный анализ этого феномена и выработала критерии, позволяющие определить "несотрудничающие" страны (территории), а также недостатки в соответствующих механизмах сотрудничающих стран.

9. Сформированные на основе всеобщего избирательного права, национальные парламенты обязаны внести свой вклад, чтобы определить направления, ускорить согласование законодательств и усилить сотрудничество стран - членов Европейского союза в духе соблюдения положений Европейской Конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод, а также с учетом различий национальных юридических систем.

10. По итогам проведенных дискуссий с участием многих европейских экспертов, парламентариев, а также ученых и специалистов, непосредственно работающих в области, парламентская конференция стран - членов Европейского союза определила четыре основных направления работы и предложила ряд конкретных мер, направленных на повышение эффективности борьбы с отмыванием денег.

Тема N 1. Транспарентность движения капиталов

11. Для эффективной борьбы с отмыванием "грязных" денег и финансовыми преступлениями требуется возможность восстановить исторические рамки процесса движение капиталов. Таким образом, обеспечение "отслеживаемости" операций, а также лиц и организаций, дающих поручения по финансовым операциям, является приоритетной целью, однако оно сталкивается с многочисленными препятствиями, среди которых:

12. непрозрачность некоторых юридических образований (трастовые компании, учреждения, фонды, товарищества) и анонимных счетов;

13. препятствование расследованию различных "профессиональных тайн", в том числе "банковской тайны";

14. существование международных финансовых услуг (внесение средств, клиринговые расчеты, межбанковские перечисления), которые не всегда позволяют установить лиц, дающих поручения по финансовым операциям.

Предложения:

15. Предусмотреть систематическое декларирование в органах финансовой разведки операций, проводимых с трастовыми или им подобными средствами в тех случаях, когда невозможно установить лиц, дающих поручения по финансовым операциям.

16. Регламентировать форму трастовых компаний (стандартизированная документация, запрет на "подозрительные" положения).

17. Предусмотреть обязательную регистрацию трастовых компаний в центральном реестре, а также установление бенефициаров выгодоприобретателей).

18. Унифицировать процедуру снятия "профессиональной тайны".

19. Унифицировать порядок доступа органов финансовой разведки к информации, которой располагают финансовые органы.

20. Создать центральный реестр банковских счетов.

21. Ввести на мировом уровне практику установления лиц, дающих поручения по международным финансовым операциям (внесение средств, клиринг, межбанковские перечисления).

22. Предусмотреть идентификацию провайдерами авторов финансовых трансакций через сеть Интернет.

Тема N 2. Санкции в отношении несотрудничающих стран и территорий

23. Определение стран и территорий, не сотрудничающих в борьбе с отмыванием денег, относится к компетенции FATF, 40 рекомендаций которой являются международным базовым стандартом. Этот процесс должен обеспечить объективность оценки.

24. Определение и применение санкций зависит в настоящий момент от каждого конкретного государства. Скоординированные действия Европейского союза в данной области могут лишь повысить эффективность таких санкций.

Предложения:

25. Усилить обязанность финансовых институтов устанавливать лиц, дающих поручения по финансовым операциям, прежде чем устанавливать отношения с лицами или структурами из этих стран или территорий.

26. Укрепить механизм декларирования или предусмотреть систематическое декларирование операций с этими странами или территориями в органах финансовой разведки.

27. Усилить нормы контроля, применяемые к финансовым операциям с этими странами и территориями.

28. Унифицировать условия ограничения, повышенного налогообложения или запрета финансовых операций с частными или юридическими лицами, находящимися в этих странах и территориях.

29. Запретить учреждениям стран - членов Европейского союза открывать филиалы, отделения или представительства в этих странах или территориях или держать там корреспондентские счета.

30. Запретить открытие в странах Евросоюза филиалов, отделений или представительств, а также корреспондентских счетов финансовых учреждений, имеющих юридический адрес в этих странах и территориях.

     

Тема N 3. Судебное, полицейское и административное
сотрудничество

31. В связи с продолжающейся "интернационализацией" этого типа правонарушений обязательным условием борьбы с отмыванием "грязных" денег и финансовыми преступлениями является международное, судебное, полицейское и административное сотрудничество.

32. Отмывание средств основывается на экономических и финансовых схемах, выходящих за пределы государственных границ.

33. Эгмонтская группа заложила основы сотрудничества между органами финансовой разведки, и первой реакцией Сообщества стало создание Европейского бюро (офиса) по борьбе с финансовыми нарушениями. В то же время сотрудничество по линии полицейских и судебных структур остается не столь продвинутым.

34. Многие международные организации (ООН, ОЭСР, Совет Европы, Евросоюз) предлагали государствам подписать конвенции, направленные на усиление сотрудничества в этих областях. Ратификации этих текстов, их практическое применение, нередко ограниченное определенными оговорками, остаются не оптимальными.

35. Европейский союз последовательно выступает за развитие такого сотрудничества. В этом духе, после создания Европола, который заложил основы полицейского сотрудничества, Совет ЕС в Тампере объявил о создании Евроюста, что было подтверждено на заседании Совета ЕС в Ницце. Таким же образом недавнее политическое соглашение о введении единого европейского ордера на арест является важным этапом, который должен быть усилен в ближайшие годы.

Предложения:

36. Развивать обмен информацией между органами финансовой разведки.

37. Ратифицировать, применять и укреплять комплекс международных конвенций, направленных на упрощение и облегчение судебного сотрудничества, а также на борьбу с отмыванием денег и преступными организациями.

38. Унифицировать определения состава преступления в сфере финансовых преступлений.

39. Ввести механизм разделения бремени доказывания незаконного происхождения капиталов в духе соблюдения положений Европейской Конвенции о защите прав человека и фундаментальных свобод.

40. Привести в соответствие применяемые наказания, отдавая предпочтение, в частности, конфискации средств и имущества, полученного в результате правонарушения, а также "инструментов отмывания".

41. Взаимно признавать решения о замораживании, аресте или конфискации незаконных авуаров. Предусмотреть механизм раздела между государствами имущества и средств, конфискованных в результате международного сотрудничества.

42. Следить за своевременным исполнением европейского ордера на арест, в частности, в сфере финансовых преступлений.

43. Повысить оперативность Евроюста, предоставив ему, наряду с возможностью обмена информацией, право ходатайствовать перед соответствующими национальными органами о возбуждении и расследовании уголовных дел, оказывать им в этом помощь и координировать расследования.

Тема N 4. Пруденциальные нормы

44. Разрегулированность мировых рынков капиталов осложнила работу по предотвращению отмывания "грязных" денег и финансовых преступлений. Это обусловлено, в частности, порожденным ею возрастанием международных финансовых потоков. Сопровождающий финансовую глобализацию рост сложности и многообразия технических профессий требует усиления пруденциальных и этических норм рынка.

45. Расширение финансового контроля и регулирования должно, таким образом, охватывать всех тех, кто оказывает финансовые и юридические услуги, а также все международные сети, будь они традиционными и неформальными (типа "Хавала") или наоборот тесно интегрированными в международные рынки капиталов (внесение средств в клиринг, межбанковские перечисления).

Предложения:

46. Ограничить возможность оплаты наличными сделок, чей объем превышает определенную сумму;

47. Предусмотреть обязательное лицензирование службами, регулирующими сферу финансовых услуг;

48. Агентов, принадлежащих к сетям, занимающимся переводами средств и ценных бумаг, включая традиционные неформальные или параллельные;

49. Агентов по регистрации фирм;

50. Валютно-обменных пунктов;

51. Финансовых посредников, действующих в сети Интернет.

52. Усилить, при необходимости на международном уровне, пруденциальный контроль и регламентирование деятельности фирм, занимающихся клиринговыми операциями и оплатой-доставкой денежных средств и ценных бумаг.

53. Предусмотреть уголовную ответственность за явное нарушение представителями тех профессий, к которым это относится, норм "профессиональной бдительности".




Текст документа сверен по:

"Международно-правовые основы

борьбы с коррупцией и отмыванием

преступных доходов. Сборник документов",

М., ИНФРА-М, 2004 год

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»