ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
в отношении мер борьбы с коррупцией и обеспечения честности и
неподкупности сотрудников органов юстиции и безопасности

     
Глобальный форум по вопросам борьбы с коррупцией
Вашингтон, 24-26 февраля 1999 года



Такие явления, как коррупция, отсутствие честности и неэтичное поведение в среде государственных служащих, угрожают основным принципам и ценностям, лежащим в основе государственного устройства, они подрывают доверие общественности к демократическому строю и представляют собой угрозу правопорядку. Целью настоящих Общих рекомендаций является укрепление уверенности населения в честности и неподкупности должностных лиц государственного сектора. Эта задача может быть решена путем предотвращения и обнаружения коррупции, а также путем преследования и наказания коррумпированных должностных лиц. То же самое относится и к бесчестному или неэтичному поведению, идущему вразрез с требованиями закона.

Предполагается, что правительство каждой из стран приведет мeтоды воплощения в жизнь настоящих рекомендаций в соответствие с политическими, правовыми, экономическими и культурными особенностями данной страны. Настоящий документ не дает конкретных предписаний относительно решения вопроса о коррупции среди сотрудников органов юстиции и безопасности. Вместо этого он содержит список потенциально результативных и заслуживающих внимания методов борьбы с коррупцией. Список этих методов, которые применимы не только к сотрудникам органов юстиции и безопасности, но и к другим структурам госсектора, предназначен для того, чтобы предоставлять правительствам рекомендации и содействие в разработке эффективных и целесообразных мер, ведущих к оптимальному решению задач, связанных с достижением конкретных параметров в плане честности и неподкупности государственных служащих.

1. Установление и поддержание порядка приема на работу сотрудников государственных органов юстиции и безопасности, обеспечивающего гласность, объективность и эффективность, поощрение приема на работу самых честных и квалифицированные сотрудников.

В числе эффективных методов:

- введение систем справедливой оплаты труда, дающей возможность вести достойный образ жизни, избегая коррупции;

- внедрение основанных на объективных стандартах систем гласного приема на работу и продвижения по службе, зависящих от квалификации и заслуг кандидата;

- внедрение систем, гарантирующих достойные условия выхода на пенсию, не дающие стимулов к совершению актов коррупции;

- внедрение систем тщательной проверки всех сотрудников, являющихся кандидатами на должности, связанные с доступом к секретной информации;

- внедрение систем, предусматривающих прохождение принятым на работу сотрудником испытательного срока;

- внедрение систем, которые совмещают принципы защиты прав человека с эффективными мерами предотвращения и выявления коррупции.

2. Принятие административных мер, которые обеспечивают осуществление активных усилий по укреплению и защите честности и неподкупности служащих государственных органов юстиции и безопасности.

В числе эффективных методов:

- наличие беспристрастной и специализированной государственной структуры, которая следит за исполнением положений кодексов этики поведения;

- обучение и консультирование должностных лиц с целью обеспечения надлежащего понимания ими своих обязанностей и правил этики, лежащих в основе их деятельности и являющихся критериями их профессионализма и профпригодности;

- обучение, затрагивающее вопросы жестокого обращения и других нарушений гражданских прав, которые часто сопутствуют коррупции в органах юстиции и безопасности;

- создание механизмов управления, обеспечивающих соблюдение этических и административных норм поведения;

- введение систем поощрения сотрудников, проявивших высокую степень личной честности и неподкупности или внесших вклад в достижение организацией целей, относящихся к борьбе с коррупцией;

- внедрение кадровой политики, включающей регулярную ротацию служащих в целях предотвращения застоя, способствующего возникновению коррупции;

- внедрение систем, обеспечивающих надлежащий контроль за решениями, принимаемыми сотрудниками самостоятельно, а также надзор за сотрудниками, уполномоченными принимать решения по своему усмотрению;

- внедрение систем, при которых руководящие работники несут ответственность за меры борьбы с коррупцией;

- использование администрацией позитивных методов руководства и активное применение и поощрение самых высоких норм и стандартов честности и неподкупности, а также проявление администрацией решимости предотвратить и выявить коррупцию, обман и неэтичное поведение;

- внедрение политики укрепления понимания и поощрения применения этических ценностей и соответствующих норм поведения;

- внедрение механизмов оказания поддержки государственным служащим, если есть доказательства того, что они стали жертвами несправедливых или ложных обвинений.

3. Административные кодексы и этические нормы поведения, не допускающие конфликтов интересов, обеспечивающие надлежащее использование государственных ресурсов и требующие достижения самого высокого уровня профессионализма и честности среди сотрудников.

В числе эффективных методов:

- наложение запретов или ограничений на участие должностных лиц в официальных мероприятиях, в отношении которых у этих лиц имеется существенная прямая или косвенная финансовая заинтересованность;

- наложение запретов или ограничений на участие должностных лиц в мероприятиях, являющихся предметом финансовой заинтересованности со стороны юридических или физических лиц, с которыми эти должностные лица ведут переговоры о поступлении на работу;

- наложение ограничений на деятельность бывших должностных лиц, если они представляют частные или личные интересы, ходатайствуя перед правительственным ведомством или министерством, в котором они раньше работали; такие ограничения могут включать запрет на участие таких должностных лиц в делах, которые они раньше лично курировали, а также запрет на защиту ими частных интересов посредством неправомерного использования своего влияния на правительственное ведомство или министерство, в котором они раньше работали, равно как и на использование конфиденциальной информации или информации, полученной в ходе исполнения официальных функций на предыдущей работе в госсекторе;

- наложение запретов и ограничений на получение подарков и других благ;

- наложение запретов на неправомерное использование государственного имущества и ресурсов в частных интересах.

4. Уголовное законодательство и санкции, фактически налагающие запрет на взяточничество, злоупотребление государственным имуществом и другие виды злоупотреблений служебным положением ради частной выгоды.

В числе эффективных методов:

- наличие законов, согласно которым уголовным преступлением считается дача, предложение или обещание взятки каким-либо лицом (активное взяточничество), а также получение или вымогательство взятки каким-либо должностным лицом (пассивное взяточничество); уголовным преступлением или наказуемым проступком считается неправомерное предоставление или получение вознаграждения или подарка;

- наличие законов, согласно которым уголовным преступлением или наказуемым проступком считается незаконное использование должностным лицом государственной информации;

- наличие законов, обязывающих всех сотрудников органов юстиции и безопасности честно и неподкупно служить обществу и предусматривающих уголовную ответственность или иное наказание за невыполнение этих обязанностей;

- наличие законов, предусматривающих уголовную ответственность за злоупотребления официальными полномочиями или служебным положением во вред правительству или в целях личного обогащения.

5. Принятие законодательства и внедрение методов управления и аудиторских процедур, которые делают коррупцию более заметной и тем самым способствуют ее выявлению, а также поощряют сигналы об актах коррупции.

В числе эффективных методов:

- наличие правил, способствующих обеспечению гласности, например, путем раскрытия информации о материальном положении должностных лиц высшего звена;

- меры и правила, обеспечивающие предоставление должностными лицами сведений об актах коррупции и гарантирующие личную безопасность и сохранение доходов и профессионального статуса тех, кто предоставляет такие сведения, включая максимальное - насколько это разрешено законом - соблюдение секретности в отношении данных, позволяющих установить их личность;

- меры и правила, защищающие частных лиц, которые добросовестно сообщают об актах коррупции в официальных кругах;

- государственные правила налогообложения, которые предотвращают коррупцию, в частности путем недопущения налоговых льгот в отношении затрат на дачу взяток или других расходов, связанных с актами коррупции;

- органы и должностные лица, ответственные за предотвращение, выявление и искоренение коррупции, а также за административные и другие наказания коррумпированных чиновников, например независимые омбудсмены, ревизоры и другие органы и должностные лица, ответственные за прием и расследование сообщений об актах коррупции;

- наличие соответствующих аудиторских процедур, применимых к системе государственной службы и к государственному сектору;

- процедуры государственных закупок, которые достаточно транспарентны и способствуют справедливой конкурентной борьбе, а также предотвращают акты коррупции;

- механизмы регулярной оценки риска в отношении актов коррупции.

6. Наделение следователей и прокуроров по уголовным делам достаточными и соответствующими поставленным задачам полномочиями и ресурсами для результативного выявления и преследования преступлений, связанных с коррупцией.

В числе эффективных методов:

- наделение судов или других компетентных органов полномочиями, позволяющими им давать распоряжения о предоставлении доступа к банковским, финансовым или коммерческим документам или об их выемке, а также о том, чтобы эти документы предоставлялись или подвергались выемке невзирая на принцип конфиденциальности банковских операций;

- разрешение использовать в ходе расследования противоправных актов коррупции (под ответственным надзором судебных opгaнов) съем аудиоинформации и другие формы электронного перехвата, а также записывающие устройства;

- разрешение (в соответствующих случаях) допускать электронные и другие записи в качестве доказательств в ходе слушания в суде уголовного дела об актах коррупции;

- применение в соответствующих случаях практики, при которой лица, привлеченные к уголовной ответственности за акты коррупции и иные связанные с коррупцией правонарушения, могут получить послабления в награду за содействие выявлению и преследованию правонарушений такого рода;

- разработка соответствующих механизмов сбора информации в целях выявления и предотвращения актов коррупции и бесчестного поведения должностных лиц.

7. Обеспечение достаточной степени непредвзятости работников следственных органов, прокуратуры и суда с тем, чтобы они результативно и на справедливой основе обеспечивали исполнение законодательства о борьбе с коррупцией.

В числе эффективных методов:

- кадровая политика, направленная на то, чтобы привлечь и удержать на рабочем месте высококвалифицированных следователей по делам, связанным с коррупцией;

- практика содействия специализации и повышению профессионализма лиц и организаций, занимающихся борьбой с коррупцией;

- создание в органах юстиции и безопасности независимой структуры, задачей которой является расследование заявлений об актах коррупции и которая наделена полномочиями, позволяющими ей в принудительном порядке получать показания и документы от всех сотрудников данного агентства или ведомства;

- наличие кодексов поведения и других мер, требующих, чтобы при расследовании актов коррупции следователи, прокуроры и судьи отстранялись от участия в рассмотрении данного дела, если их политические, финансовые или личные интересы дают основания для сомнений относительно их способности оставаться беспристрастными;

- практика, предусматривающая назначение в соответствующих случаях специальных органов или комиссий по контролю или надзору за расследованием и преследованием актов коррупции;

- наличие стандартов, регулирующих инициирование расследования актов коррупции и обеспечивающих недопущение расследования действий должностных лиц по политическим мотивам.

8. Обеспечение наличия в уголовном и гражданском законодательстве положений, предусматривающих санкции и средства правовой защиты, достаточные для эффективного и целенаправленного предотвращения актов коррупции.

В числе эффективных методов:

- наличие законодательства, предусматривающего существенное уголовное наказание за отмывание денежных средств, полученных в результате актов коррупции в госсекторе;

- наличие законодательства, предусматривающего в качестве возможного наказания за серьезные правонарушения, связанные с коррупцией, значительные сроки тюремного заключения и, в соответствующих случаях, арест имущества;

- механизмы предоставления защиты и оказания поддержки лицам, разоблачающим коррупционеров, а также пострадавшим, являющимся частными лицами.

9. Обеспечение наличия у общественности и средств массовой информации свободы получения и распространения информации об актах коррупции, на эту свободу могут распространяться только ограничения, необходимость которых признается в демократическом обществе.

В числе эффективных методов:

- введение правил, требующих, чтобы органы юстиции и безопасности публично отчитывались о своей деятельности, включая предоставление информации о предпринимаемых ими усилиях по борьбе с коррупцией и мерах поощрения честности и неподкупности среди сотрудников;

- принятие законодательства или других мер, обеспечивающих предоставление общественности реального права доступа к информации об актах коррупции и деятельности по борьбе с ней.

10. Максимальное использование возможностей международного сотрудничества по всем вопросам борьбы против коррупции.

В числе эффективных методов:

- механизмы, обеспечивающие быструю и эффективную выдачу преступников с тем чтобы коррумпированные чиновники могли предстать перед судом;

- механизмы, обеспечивающие расширение международной правовой помощи правительствам, стремящимся провести расследование актов коррупции и осуществить судебное преследование виновных;

- международные механизмы, облегчающие и ускоряющие репатриацию и наложение ареста на имущество, подлежащее возможной конфискации и имеющее отношение к незаконным актам коррупции;

- включение в соответствующие двусторонние и многосторонние договоренности положений о борьбе с коррупцией.

11. Оказание содействия, поощрения и поддержки мерам по дальнейшему изучению и публичному обсуждению всех аспектов проблемы сохранения честности и предотвращения коррупции среди сотрудников органов юстиции и безопасности и других должностных лиц, чья работа имеет отношение к правоохранительной деятельности.

В числе эффективных методов:

- формирование независимых комиссий или других органов с целью изучения и подготовки отчетов относительно эффективности мер по борьбе с коррупцией в тех или иных структурах, занимающихся вопросами правосудия и безопасности;

- поддержка деятельности многосторонних и негосударственных организаций в целях укрепления честности и неподкупности должностных лиц и предотвращения актов коррупции;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»