Недействующий

   Проект N 154683-4

     Вносится депутатом
          Государственной Думы
          Смолиным О. Н.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в пункт 1 статьи 64
Федерального закона "Об инвестиционных фондах"

          


Статья 1. Внести в пункт 1 статьи 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4562) следующие изменения:

1. Абзац первый изложить в следующей редакции:

"В течение пяти лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона акционерные общества, имевшие на 1 января 1997 года лицензию на осуществление деятельности в качестве инвестиционных фондов, специализированных инвестиционных фондов приватизации, аккумулирующих приватизационные чеки граждан, в том числе имеющие на день вступления в силу настоящего Федерального закона лицензию на осуществление деятельности инвестиционных фондов, вправе по решению общего собрания акционеров создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды. Акционерные общества, указанные в настоящем пункте должны на момент предоставления документов на регистрацию правил паевого инвестиционного фонда, создаваемого из имущества акционерного общества, иметь лицензию на осуществление деятельности инвестиционного фонда. При этом под созданием паевого инвестиционного фонда следует понимать окончание процедуры формирования паевого инвестиционного фонда (паевых инвестиционных фондов) за счет имущества акционерного инвестиционного фонда. Решением общих собраний акционеров в этом случае должны быть определены условия создания паевых инвестиционных фондов и порядок приобретения инвестиционных паев этих паевых инвестиционных фондов акционерами. При этом всем акционерам должна быть обеспечена возможность приобретения инвестиционных паев всех паевых инвестиционных фондов, создаваемых из имущества этого акционерного общества, пропорционально количеству принадлежащих им акций.".

2. Дополнить пункт после третьего абзаца новым абзацем следующего содержания:

"Условия создания паевых инвестиционных фондов и порядок приобретения инвестиционных паев этих паевых инвестиционных фондов акционерами, утверждаемые общим собранием акционеров акционерного инвестиционного фонда, должны предусматривать, что открытие лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре владельцев инвестиционных паев осуществляется без предоставления заявления и анкеты зарегистрированного лица, на основании данных реестра акционеров акционерного инвестиционного фонда, с одновременным присвоением данным лицевым счетам владельцев инвестиционных паев статуса счета "инвестиционные паи неустановленного лица". Отмена статуса счета "инвестиционные паи неустановленного лица" осуществляется исключительно по заявлению лица, которому открыт данный счет, при предоставлении документов необходимых в соответствии с нормативными актами и правилами ведения реестра владельцев инвестиционных паев для открытия соответствующего лицевого счета.".

Абзац четвертый считать соответственно абзацем пятым.

     Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.  

Президент
     Российской Федерации
     В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в пункт 1 статьи 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах"



Цель настоящего законопроекта заключается в продлении срока, в течение которого акционерные общества, осуществляющие деятельность в качестве инвестиционных фондов (акционерные инвестиционные фонды), вправе создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды.

Предлагаемое законопроектом изменение в статью 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" обусловлено следующими причинами:

Статьей 64 Федерального закона "Об инвестиционных фондах" (далее Закон) установлено, что акционерные общества, имеющие на день вступления в силу Закона лицензию на осуществление деятельности инвестиционных фондов, вправе в течение трех лет со дня вступления Закона в силу по решению общего собрания акционеров создать из имущества акционерного общества паевой инвестиционный фонд. Следовательно, указанной статьей Закона временные пределы реализации этого права ограничены окончанием 2004 года.

Однако только через один год после вступления Закона в силу было принято постановление ФКЦБ РФ, определяющее дополнительные требования к порядку создания паевых инвестиционных фондов из имущества акционерных обществ (Постановление от 06 ноября 2002г., зарегистрировано в Минюсте РФ 18 декабря 2002г.). То есть фактически только с 2003 года у акционерных инвестиционных фондов появилась реальная возможность осуществлять действия по созданию паевых инвестиционных фондов из своего имущества.

В результате этого, действительный срок, в течение которого акционерные инвестиционные фонды вправе создать из своего имущества паевые инвестиционные фонды, оказался сокращенным на один год, что фактически является ограничением права акционерных обществ на совершение действий по созданию фондов в сроки, предусмотренные Законом.

Необходимо также обратить внимание на то, что создание фондов из имущества акционерных инвестиционных фондов не может быть осуществлено за короткий промежуток времени. Это довольно длительный, протяженный во времени процесс. От момента принятия решения по созданию паевого инвестиционного фонда до момента окончания его формирования и ликвидации акционерного общества проходит в среднем от полутора до двух лет. За это время необходимо провести общее собрание акционеров для принятия решения о создании фонда, разработать, утвердить и зарегистрировать условия создания фонда, порядок приобретения инвестиционных паев, правила фонда, оценить имущество, передаваемое в оплату инвестиционных паев, собрать данные акционеров инвестиционного фонда и обеспечить их присутствие при открытии счетов в реестре создаваемого паевого инвестиционного фонда, либо обеспечить их явку к нотариусу для свидетельствования подписи, произвести ликвидацию акционерного общества и т.п.

Особо следует отметить трудности, связанные с проведением общего собрания акционеров для принятия решения о создании паевого инвестиционного фонда, которые влияют на сроки преобразования акционерного инвестиционного фонда.

Принятие данного решения регулируется главой XI "Заинтересованность в совершении обществом сделки" Федерального закона "Об акционерных обществах", так как в данном случае имеется заинтересованность управляющей компании в совершении такой сделки (статья 81 Федерального закона).

Статьей 83 Федерального закона "Об акционерных обществах" установлены специальные требования для принятия решения об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность: для одобрения данной сделки необходимо, чтобы за нее было отдано большинство голосов акционеров, не заинтересованных в ее совершении. Фактически же для принятия решения об одобрении сделки необходимо большинство голосов от общего количества акционеров, поскольку заинтересованные в совершении сделки акционеры в акционерных инвестиционных фондах практически отсутствуют. В связи с тем, что акционеры в акционерных инвестиционных фондах достаточно многочисленны и разрозненны (акционерные инвестиционные фонды создавались во время ваучерной приватизации), собрать необходимое количество голосов для проведения общего собрания акционеров даже по обычным вопросам повестки дня с первого раза достаточно сложно, для этого надо провести довольно серьезную и продолжительную подготовительную работу, и как правило, решения принимаются лишь на повторных общих собраниях акционеров. Соответственно, все это влияет на сроки проведения иных мероприятий по созданию паевых инвестиционных фондов, которые привязаны к принятию общим собранием решения об одобрении сделки с заинтересованностью, и приводит к невозможности формирования паевых инвестиционных фондов в сжатые сроки.

Также Положение о порядке ведения реестра владельцев инвестиционных паев паевых инвестиционных фондов, утвержденное Постановлением ФКЦБ России N20/ПС от 7 июня 2002 года, прямо не регулируют некоторые вопросы, такие как передача имущества от ликвидируемого акционерного инвестиционного фонда паевому инвестиционному фонду, открытие счетов в реестре владельцев паевого инвестиционного фонда, зачисление на данные счета инвестиционных паев и др. В частности, не учтена специфика при открытии лицевых счетов владельцев инвестиционных паев в реестре паевого инвестиционного фонда. Согласно Постановлением ФКЦБ России N20/ПС от 7 июня 2002 года данная операция осуществляется на основании заявление и заполненной анкеты владельца инвестиционных паев. Однако, в силу большого количества акционеров, территориальной разрозненности и других факторов, собрать заявления и анкеты со всех акционеров инвестиционного фонда не представляется возможным. Нормативные акты в части ведения реестра владельцев инвестиционных паев не учитывают специфику данного механизма преобразования.

Учитывая, что нормативное регулирование, непосредственно определяющее порядок создания паевых инвестиционных фондов из имущества акционерных обществ, реально появилось только с начала 2003 года, а также отдельные моменты (открытие лицевых счетов) не урегулированы и на сегодняшний день, становится ясным, что создание этих фондов к моменту окончания срока, установленного  Законом, практически невозможно осуществить.

Таким образом, предлагается в целях действительной реализации акционерными обществами права на создание из своего имущества паевых инвестиционных фондов продлить срок действия положений статьи 64 Закона еще на два года.

В результате принятия данного изменения в полной мере реализуется механизм, предусмотренный Законом, и акционерные общества, из имущества которых создание паевых инвестиционных фондов не может быть завершено к окончанию срока, установленного Законом, смогут завершить создание этих фондов в новый срок, что приведет к повышению уровня конкуренции между различными паевыми инвестиционными фондами и стимулированию рынка коллективных инвестиций.

В случае непринятия данного изменения заинтересованные акционерные общества, не смогут завершить формирование фондов, что может привести к уменьшению экономической активности на рынке коллективных инвестиций.

Данное изменение статьи 64 Закона не приведет к бюджетным потерям, а также не повлечет необходимости изменения действующего законодательства РФ, за исключением необходимости изменения соответствующих подзаконных актов (Постановление ФКЦБ РФ N 44/пс от 6 ноября 2002г., Постановление ФКЦБ РФ N 20/ПС от 7 июня 2002г.,).


Текст документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»