• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю

Проект N 164987-4


Вносится Депутатом
Государственной Дум
В.М.Резником
и членом Совета Федерации
С.А. Васильевым


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг",
Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон
"О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке
ценных бумаг"


Статья 1. Внести в Федеральный закон от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 17, ст. 1918; 2001, N 33, ст. 3424; 2002, N 52, 5141) следующие изменения:

1) абзац шестой пункта 1 статьи 19 после слов "эмиссионных ценных бумаг" дополнить словами "или представлении в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг";

2) абзац третий пункта 4 статьи 20 после слов "бумаг" дополнить словами ", а если в соответствии с настоящим Федеральным законом эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их дополнительного выпуска - по истечении трех месяцев с момента раскрытия информации об итогах дополнительного выпуска эмиссионных ценных бумаг";

3) в пункте 10 статьи 22:

абзац второй после слов "ее определения)," дополнить словами "порядке и сроке оплаты размещаемых эмиссионных ценных бумаг,";

абзац четвертый изложить в следующей редакции:

"о лицах, оказывающих услуги по организации размещения и/или по размещению эмиссионных ценных бумаг, их вознаграждении и наличии обязанностей по приобретению не размещенных в срок ценных бумаг;";

4) в статье 24:

второе предложение части третьей дополнить словами: ", а если в соответствии с настоящим Федеральным законом эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах их выпуска (дополнительного выпуска) - в уведомлении об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг";

часть седьмую дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4) при установлении в проспекте ценных бумаг права выбора лиц, которым ценные бумаги размещаются путем открытой подписки, среди лиц, сделавших предложения о приобретении размещаемых ценных бумаг.";

5) в статье 25:

наименование изложить в следующей редакции:

"Статья 25. Отчет (уведомление) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг"

часть первую изложить в следующей редакции:

"Не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг эмитент обязан представить отчет, подписанный лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в регистрирующий орган. В случае оказания брокером услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг путем открытой подписки и их листинга эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. В этом случае эмитент в указанный срок обязан направить в регистрирующий орган уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг. Уведомление должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа эмитента, и брокером, оказывавшим услуги по размещению эмиссионных ценных бумаг, подтверждающими тем самым достоверность и полноту информации, содержащейся в таком уведомлении. Лица, подписавшие уведомление, при наличии их вины несут солидарно между собой субсидиарную с эмитентом ответственность за ущерб, причиненный владельцу ценных бумаг вследствие содержащейся в указанном уведомлении недостоверной, неполной и/или вводящей в заблуждение инвестора информации, подтвержденной ими. В случае невключения фондовой биржей размещенных эмиссионных ценных бумаг в котировальный список эмитент обязан направить в регистрирующий орган отчет об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не позднее 30 дней после завершения размещения эмиссионных ценных бумаг.";

дополнить новой частью третьей следующего содержания:

"Уведомление об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг должно содержать информацию, указанную в части второй настоящей статьи, а также следующую информацию:

1) наименование и местонахождение фондовой биржи, на которой осуществляется листинг размещенных ценных бумаг;

2) дату листинга эмиссионных ценных бумаг."

часть третью считать частью четвертой и после слов "в отчете" дополнить словом "(уведомлении)";

6) статью 26 дополнить частью одиннадцатой следующего содержания:

"Срок исковой давности для признания недействительными выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, эмиссия которых в соответствии с настоящим Федеральным законом осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, и сделок, совершенных в процессе размещения таких ценных бумаг, составляет три месяца с даты раскрытия информации о предоставлении уведомления в регистрирующий орган.";

7) статью 27(6) дополнить новым вторым предложением следующего содержания: "Если в соответствии с настоящим Федеральным законом эмиссия ценных бумаг осуществляется без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг, обращение таких эмиссионных ценных бумаг запрещается до даты представления брокером в регистрирующий орган уведомления об их листинге.";

8) пункт 18 статьи 42 изложить в следующей редакции:

"18) определяет порядок ведения и ведет государственный реестр эмиссионных ценных бумаг и реестр выданных, приостановленных и аннулированных лицензий;";

9) в пункте 3 статьи 44 слова "а также на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании брокером, являющимся финансовым консультантом, услуг по размещению эмиссионных ценных бумаг" заменить словами "обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования, направленные на исключение конфликта интересов, в том числе при оказании услуг по подготовке проспекта ценных бумаг и размещению эмиссионных ценных бумаг".

Статья 2. Внести в Федеральный закон от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 1, ст. 1; 2001, N 33, ст. 3423; 2004, N 1, ст. 18) следующие изменения:

1) в пункте 2 статьи 12 слова "зарегистрированного отчета об итогах выпуска акций" заменить словами "выписки из государственного реестра эмиссионных ценных бумаг";

2) пункт 2 статьи 33 дополнить абзацем следующего содержания:

"Решение совета директоров (наблюдательного совета) общества о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумагах, конвертируемых в акции, принимается советом директоров (наблюдательным советом) общества единогласно всеми членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, при этом не учитываются голоса выбывших членов совета директоров (наблюдательного совета) общества.";

3) в статье 40:

пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:

"Настоящий пункт не распространяется на акционерные общества с одним акционером.";

пункт 2 изложить в следующей редакции:

"2. Если решение, являющееся основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается общим собранием акционеров общества, список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату составления списка лиц, имеющих право на участие в таком общем собрании акционеров. В иных случаях список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, составляется на основании данных реестра акционеров на дату принятия решения, являющегося основанием для размещения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции. Для составления списка лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, номинальный держатель акций представляет данные о лицах, в интересах которых он владеет акциями.";

4) В статье 41:

пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Лица, включенные в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества, должны быть уведомлены о возможности осуществления ими предусмотренного статьей 40 настоящего Федерального закона преимущественного права в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для сообщения о проведении общего собрания акционеров.

Уведомление должно содержать сведения о количестве размещаемых акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, цене их размещения или порядке определения цены размещения (в том числе о цене их размещения или порядке определения цены размещения акционерам общества в случае осуществления ими преимущественного права приобретения), порядке определения количества ценных бумаг, которое вправе приобрести каждый акционер, порядке и сроке оплаты ценных бумаг и сроке действия преимущественного права.

Срок действия преимущественного права не может быть менее 45 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления. Если условия размещения, осуществляемого путем открытой подписки, устанавливают порядок определения цены размещения, предусматривающий определение цены размещения после окончания срока действия преимущественного права, такой срок не может быть менее 20 дней с момента направления (вручения) или опубликования уведомления, а срок оплаты акций - менее 5 дней с момента раскрытия информации о цене размещения.

Общество не вправе до окончания срока действия преимущественного права размещать дополнительные акции и эмиссионные ценные бумаги, конвертируемые в акции, лицам, не включенным в список лиц, имеющих преимущественное право приобретения дополнительных акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции.";

абзац первый пункта 2 после слов "письменного заявления о приобретении акций и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, и" дополнить словами ", если иное не предусмотрено условиями размещения ценных бумаг,";

5) абзац четвертый пункта 2 статьи 81 дополнить словами "и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции".

Статья 3. Внести в Федеральный закон от 5 марта 1999 года N 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 10, ст. 1163; 2002, N 50, ст. 4923) следующие изменения:

1) пункт 2 статьи 5 дополнить словами "за исключением случаев, установленных федеральными законами";

2) в пункте 1 статьи 9 слова "информационные базы данных, содержащие" заменить словами "государственный реестр эмиссионных ценных бумаг, содержащий".

Президент
Российской Федерации
В.Путин

Пояснительная записка к проекту федерального закона "О внесения изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

Проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" (далее - законопроект) направлен на создание правовых условий для осуществления первоначального публичного размещения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции (далее - первоначальное публичное размещение).

Существо первоначального публичного размещения заключается в размещении акций (ценных бумаг, конвертируемых в акции) акционерного общества, число акционеров которого до этого было незначительным, широкому кругу инвесторов и, обычно, выводе этих акций на фондовую биржу. Обычно первоначальное публичное размещение осуществляется в связи с тем, что дальнейшее развитие акционерного общества, расширение и модернизация его производства становятся невозможными без привлечения значительных инвестиций, которые могут быть предоставлены только на фондовом рынке, и поэтому является важным способом получения инвестиций и выхода компании на фондовый рынок.

В России в настоящее время отсутствуют необходимые законодательные условия для осуществления первоначальных публичных размещений.

Одной из черт первоначального публичного размещения является то, что цена размещения ценных бумаг определяется в ходе размещения - по результатам сбора предложений от инвесторов. Данный порядок ценообразования является наилучшим с точки зрения определения цены как можно больше соответствующей рыночной стоимости для акционерных обществ, чьи акции не имеют публичного обращения, что и свойственно первоначальному публичному размещению. Однако использованию данного порядка ценообразования при размещении ценных бумаг препятствует предусмотренный Федеральным законом "Об акционерных обществах" порядок реализации преимущественного права акционерами.

Федеральный закон "Об акционерных обществах" (п.2 статьи 41) предусматривает, что, осуществляя преимущественное право, акционеры должны направить в акционерное общество заявление с приложением документа об оплате приобретаемых ими акций. При этом в соответствии с законом цена размещения акций по преимущественному праву может быть ниже цены размещения иным лицам не более чем на 10 процентов (п.2 статьи 36). Данные положения закона означают, что цена размещения должна быть известна до начала размещения, и если и может увеличиться для сторонних инвесторов, то не более чем на 10 процентов. Таким образом, закон исключает реальную возможность ценообразования в ходе размещения, а также ставит акционеров в худшее положение по сравнению со сторонними инвесторами, поскольку для последних может быть установлен иной, более длительный срок оплаты акций.

С учетом этого законопроект уточняет порядок осуществления преимущественного права. Законопроект (п.4 статьи 2) сохраняет в качестве общего правила обязанность акционеров приложить к заявлению об осуществлении преимущественного права документ об оплате акций (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции), однако допускает, что условия размещения конкретного выпуска могут предусматривать, что цена размещения определяется после окончания срока действия преимущественного права. В последнем случае законопроект сокращает минимальный срок действия преимущественного права до 20 дней. Данный подход позволяет сформировать цену размещения в ходе размещения - по результатам сбора предложений о приобретении ценных бумаг и приближает срок сбора заявлений к обычному для первоначального публичного размещения сроку сбора предложений о приобретении ценных бумаг. Необходимо отметить, что при этом акционеры не лишаются преимуществ в приобретении акций по сравнению с иными инвесторами и сохраняют возможность приобретения акции (эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции) по цене до 10% ниже, чем цена размещения иным инвесторам. Кроме того, они получают возможность приобрести ценные бумаги на равных с остальными инвесторами условиях оплаты, причем для того, что бы обеспечить их интересы законопроект предусматривает минимальный срок оплаты ценных бумаг - 5 дней с момента раскрытия информации о цене размещения.

Еще одной чертой первоначального публичного размещения является то, что ценные бумаги, размещенные в результате первоначального публичного размещения, поступают в публичное обращение на фондовой бирже. В этом случае инвесторы обычно заинтересованы в том, чтобы обращение размещенных ценных бумаг началось в кратчайшие сроки после их размещения. Это в настоящее время затрудняется процедурой регистрации отчета об итогах выпуска ценных бумаг, предусмотренной Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Согласно закону (статья 20) обращение ценных бумаг запрещено до регистрации отчета об итогах выпуска. Срок такой регистрации оставляет 14 дней, но может быть продлен для проведения проверок. Кроме того, отказ в регистрации отчета об итогах выпуска приводит к признанию выпуска несостоявшимся.

Между тем, участие в первоначальном публичном размещении брокера и контроль, осуществляемый при листинге ценных бумаг фондовой биржей, которые как профессиональные участники рынка ценных бумаг подчиняются специальному регулированию и надзору, позволяет рассчитывать на соблюдение условий размещения ценных бумаг, установленных как законодательством, так и эмитентом. Это в свою очередь позволяет отказаться от осуществления надзора за соблюдением условий размещения со стороны федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг и возможности аннулирования государственной регистрации выпуска ценных бумаг в административном порядке.

С учетом этого регистрационный порядок предлагается заменить на уведомительный. Законопроект (п.5 статьи 1) предусматривает, что в случае, если ценные бумаги, размещенные при посредничестве брокера, допущены к листингу, они освобождаются от регистрации отчета об итогах выпуска, а вместо него в регистрирующий орган направляется уведомление об итогах выпуска. Одновременно законопроект предусматривает, что в этом случае запрет на обращение ценных бумаг действует до даты представления в регистрирующий орган уведомления о листинге (п.7 статьи 1), а также то, что срок исковой давности об оспаривании эмиссии исчисляется с даты раскрытия информации о предоставлении уведомления в регистрирующий орган (п.6 статьи 1).

Кроме того, для того, что бы согласовать уведомительный порядок с правилами внесения изменений в устав акционерного общества, предусмотренный Федеральным законом "Об акционерных обществах", законопроект вводит обязанность федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг ведение государственного реестра эмиссионных ценных бумаг (п.9 статьи 1, п.2 статьи 3) и предусматривает, что внесение изменений в устав акционерного общества по результатам размещения дополнительных акций осуществляется на основании выписки из такого государственного реестра (п.1 статьи 2).

Кроме того, законопроект предусматривает ряд изменений, направленных на обеспечение защиты интересов инвесторов при размещении ценных бумаг. Он дополняет Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" требованием о раскрытии в проспекте ценных бумаг информации о вознаграждениях профессиональных участников рынка ценных бумаг, оказывающих услуги по размещению ценных бумаг (п.3 статьи 1), а также расширяет полномочия федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг по установлению требований, направленных на снижение конфликта интересов профессиональных участников рынка ценных бумаг при размещении ценных бумаг (п.9 статьи 1).

Законопроект (п.4 статьи 1) предусматривает, что при размещении эмитент может закрепить за собой право выбрать среди инвесторов, подавших предложения о приобретении ценных бумаг, тех, кому такие ценные бумаги будут размещены. Это обеспечивает для эмитента, осуществляющего первоначальное публичное предложение, возможность влиять на складывающуюся в результате такого размещения структуру акционеров и при этом в сочетании с правилом о рыночной стоимости размещения ценных бумаг не дискриминировать участников размещения, предложивших лучшую цену размещения.

Наконец, законопроект предусматривает ряд уточнений в порядке принятия решений о выпуске ценных бумаг, конвертируемых в акции, приравнивая его к порядку принятия решений о размещении акций (п.2 и п.5 статьи 2), а также в правилах составления списка лиц, имеющих преимущественное право (п.3 статьи 2).

Законопроект подготовлен с учетом российского и зарубежного опыта размещения ценных бумаг, и в частности первоначального публичного размещения ценных бумаг (initial public offering - IРО).

Предусмотренный законопроектом подход позволяет стимулировать не только привлечение инвестиций в российские акционерные общества, но и выход ценных бумаг российских эмитентов на фондовые биржи.


Текст документа сверен по:
рассылка

О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

Название документа: О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг", Федеральный закон "Об акционерных обществах" и Федеральный закон "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг"

Номер документа: 164987-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 27 декабря 2005

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах