Недействующий

О концессионных соглашениях (О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту Федерального закона Российской Федерации
"О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными
инвесторами"


Повышение эффективности использования инструментов экономической политики Российской Федерации в сфере регулирования инвестиций и стимулирования их притока в экономику России тесно связано с совершенствованием правовой базы.

Мировая практика показывает, что страны с развивающейся рыночной экономикой и наиболее успешно привлекающие инвестиции, используют договорные отношения между государством как владельцем собственности и частным инвестором. В этих целях широко используются концессионные договоры, в особенности для реализации крупных проектов в области недро- и природопользования. Однако в Российской Федерации практика заключения концессионных договоров не применяется. Это связано с отсутствием необходимой правовой основы.

Принятие части I Гражданского кодекса Российской Федерации создало правовое поле для организации хозяйственной деятельности на основе гражданско-правовых принципов. Это позволяет решить проблему привлечения инвестиций, в том числе иностранных, на базе развития гражданско-правовых отношений между государством как владельцем собственности и частным инвестором.

Именно эту задачу решает представляемый проект федерального закона "О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами".

Представляемый законопроект носит рамочный характер, обеспечивающий необходимые правовые основы для заключения концессионных договоров, видами которых являются: собственно концессионные договоры, соглашения о разделе продукции и соглашения (контракты) на предоставление услуг.

Конкретизация базовых положений представляемого законопроекта должна предусматриваться в ряде специальных законов (в области недропользования, природопользования и др.). Одним из таких специальных законов является принятый Государственной Думой законопроект "О соглашениях о разделе продукции". Законопроектом предусматривается, что предметом концессионных договоров является установление прав и обязанностей в отношения:

отдельных видов хозяйственной деятельности, предоставление права на осуществление которых находится в компетенции государственных органов, в том числе разработка природных ресурсов на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации;

объектов государственной или муниципальной собственности.

Конкретные виды хозяйственной деятельности и объекты государственной и муниципальной собственности, в отношении которых может быть заключен концессионный договор, определяются специальными перечнями, разрабатываемыми и утверждаемыми в зависимости от вида собственности Правительством Российской Федерации или правительствами (администрациями) субъектов Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается возможность заключения, исполнения и прекращения концессионных договоров в любых сферах экономики России. Вместе с тем проектом закона предусмотрено, что в целях обеспечения обороны, национальной безопасности и охраны окружающей среды законодательством Российской Федерации могут устанавливаться на отдельных территориях Российской Федерации ограничения и запреты на заключение концессионных договоров с российскими и иностранными инвесторами. Порядок осуществления деятельности и право собственности на произведенную продукцию в области добычи драгоценных металлов и природных драгоценных камней, радиоактивного сырья, металлов и других продуктов, распоряжение которыми входит в исключительную компетенцию Правительства Российской . Федерации, регулируются соответствующими законодательными и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации.

Принципиальной особенностью представляемого законопроекта является возможность регулирования отношений между государством и инвестором при заключении концессионных договоров на основе гражданско-правовых принципов, позволяющих государству и инвестору выступать в качестве равноправных сторон договорных отношений. В соответствии с законопроектом сторонами концессионных договоров являются:

Российская Федерация в лице Правительства Российской Федерации и/или правительства (администрации) субъекта Российской Федерации или уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти, субъекты Российской Федерации в лице правительств (администраций) субъектов Российской Федерации пли уполномоченных ими органов государственной исполнительной власти;

юридические и физические лица, признаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими или иностранными инвесторами.

Иностранные государства не могут являться сторонами концессионного договора.

Законопроект предоставляет возможность заключения соглашения между государством и инвестором в форме:

собственно концессии, характеризующейся следующими основными признаками:

государственной собственностью на объекты пользования;

осуществлением деятельности инвестора на возмездной и срочной основе;

правом собственности инвестора на произведенную продукцию и полученные доходы;

привлечением дополнительных инвестиций и длительными сроками деятельности;

соглашения о разделе продукции, характеризующегося следующими основными признаками:

распределением полученной продукции между государством и инвестором:

заменой взимания налогов, сборов, пошлин и других предусмотренных действующим законодательством платежей, за исключением налога на прибыль и платежей за право пользования недрами, произведенной продукцией;

значительными объемами инвестиций и длительными сроками деятельности;

соглашения (контракта) о предоставлении услуг (с риском и без риска). характеризующегося следующими основными признаками:

собственностью государства на произведенную продукцию;

получением инвестором вознаграждения за выполненный объем работ (при предоставлении услуг с риском вознаграждение инвестору производится при условии достижения им результата, предусмотренного в контракте. При предоставлении услуг без риска вознаграждение производится за осуществленную деятельность.