ЕДИНЫЕ НОРМЫ ВЫРАБОТКИ И ВРЕМЕНИ
НА ВАГОННЫЕ, АВТОТРАНСПОРТНЫЕ И СКЛАДСКИЕ
ПОГРУЗОЧНО-РАЗГРУЗОЧНЫЕ РАБОТЫ
____________________________________________________________________
Фактически утратили силу в связи с изданием
постановления Министерства труда и социального развития
Российской Федерации от 17 октября 2000 года N 76
____________________________________________________________________
Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы утверждены постановлением Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 15 июля 1986 г. N 259/16-12; срок их действия установлен до 1992 г.
С введением их в действие утратило силу постановление Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 2 октября 1975 г. N 242 "Об утверждении Единых норм выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы" и постановление Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам и Секретариата ВЦСПС от 14 февраля 1979 г. N 60/4-28 "Об утверждении изменений и дополнений к Единым нормам выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы".
Единые нормы выработки и времени установлены на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы и являются обязательными для применения во всех объединениях, на предприятиях и в организациях, выполняющих указанные работы, независимо от ведомственного подчинения. Единые нормы разработаны нормативной станцией по труду Главного управления контейнерных перевозок и коммерческой работы Министерства путей сообщения совместно и под методическим руководством Центрального бюро нормативов по труду при Всесоюзном научно-методическом центре по организации труда и управления производством Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам при участии научных и нормативно-исследовательских организаций и предприятий, министерств и ведомств.
1.1. Единые нормы выработки и времени на вагонные, автотранспортные и складские погрузочно-разгрузочные работы обязательны для применения в объединениях (комбинатах), на предприятиях и в организациях отраслей народного хозяйства СССР.
Нормы настоящего сборника предназначены для нормирования труда рабочих, выполняющих погрузочно-разгрузочные работы, а также для установления комплексных норм при бригадной форме организации труда в соответствии с Методическими рекомендациями по применению бригадной формы организации труда на погрузочно-разгрузочных работах (М.: НИИ труда, 1984).
На работы по перемещению и укладке грузов в цехах предприятий, организаций и на строительных площадках Единые нормы выработки и времени не распространяются.
1.2. В основу разработки норм положены:
фотохронометражные наблюдения;
технические характеристики погрузочно-разгрузочных машин и механизмов, подвижного состава;
результаты анализа организации труда и мероприятия по ее совершенствованию;
технические расчеты.
1.3. Единые нормы выработки и времени установлены на 7-часовую рабочую смену. При изменении продолжительности рабочего дня нормы выработки и времени соответственно пересчитываются.
1.4. В сборнике предусмотрены нормы на группы следующих категорий.
Тарно-упаковочные и штучные грузы:
грузы в мешках, кулях, пакетах, к которым относятся различные грузы (в мешках или пакетах джутовых, льняных, бумажных (одно- и трехслойных), полиэтиленовых и др.), грузы в кипах, грузы в ящиках (в деревянных, металлических, фанерных, пластмассовых, картонных), в коробках (коробах), решетках, сетках, связках, а также грузы без упаковки (в том числе штучные грузы - толь, рубероид, шифер, битум, кирпич, паркет, клепка, дощечки, планки в пачках и связках) массой одного места до 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места до 500 кг.
Мясные грузы:
мясо мороженое, охлажденное в тушах, полутушах и четвертинах.
Хлебобулочные изделия:
хлеб печеный всякий, булочные и мелкоштучные изделия, уложенные в специальные лотки.
Тяжеловесные грузы:
грузы в упаковке и без упаковки (в том числе машины, контейнеры, железобетонные изделия и др.) массой одного места более 250 кг, за исключением металлов и лесоматериалов;
катно-бочковые грузы (в металлических, деревянных и фанерных бочках, барабанах, бухтах, рулонах (бумага), на катушках) массой одного места более 500 кг.
Металлы и металлические изделия:
металлы всякие (в том числе металлолом) и металлические изделия, перевозимые без упаковки и в металлической упаковке (тонколистовой металл в пачках и др.), независимо от массы одного места, за исключением тяжеловесных станин, машин и станков, относящихся к тяжеловесным грузам.
Лесоматериалы:
лесоматериалы круглые всех пород любого диаметра, шпалы, брусья, дрова, рудничная стойка, пропсы, балансы, пиломатериалы всех размеров, изделия из дерева - детали домов, фанера, паркет, клепка, планки, дощечка россыпью.
Огнеупорные грузы:
все виды изделий из огнеупорных материалов - шамотные, динасовые, магнезитовые, хромомагнезитовые, высокоглинистые и другие, предназначенные для кладки металлургических и нагревательных печей.
Зерновые грузы россыпью:
тяжеловесное зерно - рожь, пшеница, просо, кукуруза в зерне, горох, бобы, вика, фасоль, соя, чечевица, нут, чина, лен, горчица, рапс, рыжик, кунжут;
легковесное зерно - гречиха, овес, ячмень, рис необрушенный, клещевина;
подсолнечное и хлопковое семя, отходы, отруби, комбикорм, шрот;
кукуруза в початках.
Овощные грузы россыпью:
картофель, свекла, морковь, лук репчатый, капуста кочанная, репа, редька, арбузы, дыни, тыква и т.п.
Навалочные грузы:
различные сыпучие материалы, перевозимые без упаковки (навалом, насыпью), - уголь, песок, гравий, галька, кокс, руда и др.
1.5. Единые нормы выработки и времени предусматривают следующие варианты погрузочно-разгрузочных работ: железнодорожный подвижной состав - склад, склад - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - автотранспорт, автотранспорт - железнодорожный подвижной состав; железнодорожный подвижной состав - железнодорожный подвижной состав; автотранспорт - склад, склад - автотранспорт.
К складским операциям относятся: перемещение, перекладка, взвешивание, а также прочие операции с грузом, не связанные с погрузкой или выгрузкой его из подвижного состава и выполняемые в складских помещениях и на территории грузового двора, станции, хлебоприемного пункта, в холодильниках и т.п.
1.6. Нормы выработки () на погрузку, выгрузку и перемещение грузов установлены в тоннах с учетом массы тары (упаковки), за исключением отдельных грузов, единицы измерения которых указаны в таблицах сборника.
1.7. Нормы времени () установлены для механизаторов в часах; для грузчиков, стропальщиков, насыпщиков цемента - в человеко-часах на единицу измерения (т; шт.; м и т.п.). В таблицах норм, где предусмотрен состав бригады, нормы выработки установлены на бригаду; где не предусмотрен - на одного грузчика в смену.
1.8. Едиными нормами учтено время на подготовительно-заключительные работы, обслуживание рабочего места, технологические перерывы, предусмотренные технологией погрузки-выгрузки грузов, отдых и личные надобности.
Нормами предусмотрены и отдельно не оплачиваются:
подкатка и откатка груженого и порожнего железнодорожного подвижного состава по фронту погрузки (выгрузки, сортировки), перегрузки на расстояние до 15 м с расцепкой вагонов;
подъезд (отъезд) автотранспорта к месту погрузки (выгрузки) груза;
накладка и снятие закруток с дверей вагона, контейнера; открывание и закрывание дверей вагонов, контейнеров, люков вагонов и полувагонов, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта, дверей камер холодильников; крепление (без заготовки креплений) и раскрепление грузов на железнодорожном подвижном составе и автотранспорте, бортов железнодорожных платформ и автотранспорта; дополнительное крепление люков, крытых вагонов при перевозке грузов, кроме навалочных; подбивка клиньев и установка готовых стоек в гнездах и скобах подвижного состава; укладка прокладок между рядами груза, снятие и уборка их после выгрузки в места хранения; очистка подвижного состава (за исключением очистки после перевозки грузов, требующих дополнительной обработки и промывки подвижного состава); установка (снятие) реек, решеток и стеллажей;
установка (снятие) и крепление хлебных щитов и других дверных заграждений с перемещением их при погрузке (выгрузке) на расстояние до 50 м с укладкой в штабель;
подноска (подвозка) инструмента, инвентаря и простейших приспособлений (тележек, тачек, мостиков, лестниц, аншпугов, слег, стеллажей и т.п.), реквизита (стоек, подкладок, прокладок и т.п.) к месту работы и относка (отвозка) их после работы к месту хранения на расстояние до 50 м;
подноска (подвозка) брезента к месту укрытия грузов (к бунтам), местам погрузки (выгрузки) на подвижной состав и т.п. и относка (отвозка) его к месту хранения на расстояние до 50 м;
укрытие и раскрытие грузов брезентом на подвижном составе, подноска и подстилка брезента при погрузке (выгрузке) зерна и других грузов, а также его свертывание и относка;
подноска (подвозка) порожних поддонов к месту погрузки (выгрузки) в пределах фронта работы в процессе выполнения погрузочно-разгрузочных работ, очистка снега с контейнеров перед погрузкой груза;
сепарирование грузов - отделение одной партии груза от другой на складе и в подвижном составе;
экипировка погрузочно-разгрузочных машин (снабжение водой, смазочными материалами, топливом и т.п.);
смена грузозахватных приспособлений на механизмах (кроме грейферов);
смена спецодежды, респираторов и т.п., обработка лица и рук защитной пастой при выполнении работ с грузами, контакт с которыми может неблагоприятно воздействовать на организм человека;
передвижка и установка транспортеров, самоподавателей, вагонопогрузчиков, вагоноразгрузчиков и других несамоходных погрузочно-разгрузочных машин в пределах одного склада или рабочей зоны на расстояние до 10 м;
кантовка катно-бочковых грузов, установка на уторы и крепление на месте складирования;
взвешивание мяса в процессе погрузки (и выгрузки) на врезных и подвесных весах;
передвижка товарных весов в пределах отделения или секции склада при взвешивании грузов;
перемещение грузов внутри железнодорожного вагона или автомобиля, разравнивание навалочных, зерновых и овощных грузов россыпью в подвижном составе;
подкатка вручную прицепных тележек к аккумуляторным тележкам на расстояние до 5 м;
установка автокранов на аутригеры;
уборка своего рабочего места после окончания работы;
очистка габарита пути при разгрузке навалочных грузов;
укладка тарно-штучных грузов на высоту не выше 1,6 м.
1.9. Нормами выработки и времени на выгрузку грузов из полувагонов с повышенных путей и эстакад не учтены работы по закрыванию люков после выгрузки грузов. На закрывание каждого люка полувагона устанавливается норма времени 0,025 чел.-ч.
1.10. При погрузке (выгрузке) грузов в полиэтиленовых мешках нормы времени увеличиваются на 10%.
1.11. Нормы выработки и времени рассчитаны на перемещение грузов с применением простейших приспособлений или вручную по горизонтали на расстояние до:
тарно-упаковочных и штучных грузов - 20 м;
мяса на тележках и по подвесным путям - 50 м;
тяжеловесных грузов - 10 м;
металлов и металлических изделий - 10 м;
лесоматериалов: при погрузке (выгрузке) подвижного состава - 10 м;
при складской переработке - 10 м;
огнеупорных грузов - 20 м;
зерновых грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару - 20 м;
овощных грузов россыпью с набором (высыпкой) в тару - 20 м;
навалочных грузов на тележках (тачках) - 20 м;
всех грузов к кранам и от них - 10 м;
всех грузов к погрузчикам и от них - 5 м;