Недействующий

     

Проект N 159084-4

     Принят Государственной Думой "___"_______200_г.

Одобрен Советом Федерации "___"_______200_г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в статьи 216, 230 главы 23 части
второй Налогового кодекса Российской Федерации



Статья 1. Внести в статьи 216, 230 главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации следующие изменения:

1. Статью 216 изложить в следующей редакции:



"Статья 216. Налоговый период. Отчетный период

1. Налоговым периодом по налогу признается календарный год.

2. Отчетными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.".

2. Статью 230 дополнить пунктом 4 следующего содержания:

"4. Налоговые агенты ежеквартально представляют в налоговый орган по месту своего учета отчет об итоговых суммах доходов физических лиц и суммах начисленных, удержанных и перечисленных в бюджет налогов за отчетный период по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.

Отчет представляется в течение года не позднее первого числа второго месяца, следующего за отчетным периодом, а по истечении календарного года - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, на магнитных носителях или с использованием средств телекоммуникаций в порядке, определяемом Министерством финансов Российской Федерации.

Налоговые органы с учетом специфики деятельности, либо особенностей места нахождения организаций, могут предоставлять налоговым агентам право представлять отчет на бумажных носителях.".

     Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее первого числа очередного налогового периода по налогу на доходы физических лиц.

Президент
Российской Федерации
      В.В.Путин

               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в статьи 216, 230 главы 23 части второй Налогового
 кодекса Российской Федерации"


До принятия Налогового кодекса все организации и физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, на основании пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации от 7 декабря 1991 года N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" ежеквартально представляли в налоговые органы отчет об итоговых суммах начисленных доходов и удержанного налога с доходов налогоплательщиков-физических лиц.

Отчетные данные эффективно использовались в целях контроля за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет удержанных сумм подоходного налога.

В этой работе совместно с налоговыми органами активно участвовали главы администраций районов и городов, а в необходимых случаях - правоохранительные органы, так как удержанные суммы налога с выплат в пользу физических лиц не являются собственностью налоговых агентов и должны своевременно перечисляться в бюджет, а не использоваться в хозяйственном обороте организаций, предпринимателей.

С введением в действие 1 января 2001 года главы 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации было отменено требование по ежеквартальному представлению налоговыми агентами отчетов об итоговых суммах доходов и удержанного налога с доходов налогоплательщиков- физических лиц.

В связи с этим у налоговых органов в настоящее время не имеется возможности оперативного контроля за своевременностью перечисления налоговыми агентами в бюджет налога на доходы физических лиц. Из-за отсутствия отчетных квартальных данных о начисленных и удержанных суммах налога на доходы физических лиц не представляется возможным в течение года отслеживать полноту перечисления налога в бюджет. Реальная задолженность по налогу на доходы физических лиц по выплатам в пользу физических лиц выявляется налоговыми органами только в ходе проведения выездных налоговых проверок налоговых агентов.

По данным Счетной палаты Российской Федерации, выездными налоговыми проверками ежегодно охватываются не более 12,4 % налогоплательщиков (Бюллетень Счетной палаты РФ N 12 (72) 2003г.).

Между тем налог на доходы физических лиц является наиболее регулярным и стабильным источником доходов для региональных бюджетов. Так, на территории Кировской области основная часть доходов в бюджеты всех уровней в 2004 году сформирована за счет поступлений по шести видам налогов, при этом поступления по налогу на доходы физических лиц составили 29,3% от общего объема поступлений (т.о. в структуре доходов данный налог занял первое место).

В структуре собственных доходов консолидированного бюджета Кировской области за 2004 год налог на доходы физических лиц имел наибольший удельный вес (34,8 %).

В доходах бюджетов муниципальных образований налог на доходы физических лиц также составляет основную долю.

В связи с проводимой административно-территориальной реформой этот доходный источник с 2006 года будет основным при формировании бюджетов городских и сельских поселений.

В соответствии со статьей 216 Налогового кодекса РФ налоговый период по налогу на доходы физических лиц - календарный год. В соответствии с пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса РФ налоговые агенты представляют сведения о доходах физических лиц по истечении календарного года. Предусмотренные Налоговым кодексом декларации о доходах и сведения о доходах касаются конкретных физических лиц. Свод этих данных осуществляется к первому июня следующего года, однако в них нет сведений о задолженности по налогу. Для управления общественными финансами не меньшее значение имеет полнота и своевременность перечисления в бюджет удержанных налоговыми агентами сумм налога.

Необходимо отметить, что объектом налогообложения по единому социальному налогу так же являются выплаты в пользу физических лиц. Но в соответствии со статьей 240 Налогового кодекса при том же налоговом периоде, как и по налогу на доходы физических лиц (календарный год), по данному налогу установлены отчетные периоды: первый квартал, полугодие, 9 месяцев, календарный год. Между тем налог на доходы физических лиц является не менее социально и финансово значимым, чем единый социальный налог.

Учитывая социальную и финансовую значимость налога на доходы физических лиц, предлагается установить по данному налогу те же отчетные периоды, как по единому социальному налогу. Ежеквартальное представление налоговыми агентами отчетности об итоговых суммах доходов физических лиц и соответствующих суммах налога позволит налоговым органам оперативно отслеживать полноту и своевременность перечисления в бюджет удержанных сумм налога с выплат в пользу физических лиц и более эффективно осуществлять налоговое администрирование по налогу на доходы физических лиц.

В большинстве организаций лицевые счета и налоговые карточки ведутся в электронном виде, действующее законодательство позволяет представлять отчеты в налоговые органы также в электронном виде.

Своевременность и полнота перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц позволит более эффективно решать государственные задачи.


Текст  документа сверен по:

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»