Недействующий

     

Проект N 211453-4*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект одобрен Государственной Думой.-
Примечание "КОДЕКС".  


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН



О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1
Бюджетного кодекса Российской Федерации



Статья 1. Внести в абзац второй пункта 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2003, N 52, ст. 5036) следующие изменения:

1) слова "146 долларам" заменить словами "197,1 доллара";

2) цифры "20" заменить цифрами "27".

     Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Президент
Российской Федерации
     В. Путин

     

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"


Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение базовой цены на нефть сырую марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, с 146 долларов США за одну тонну (20 долларов США за один баррель) до 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов за один баррель).

Указанное повышение обусловлено следующими причинами.

В 2003 году цена отсечения устанавливалась на основании данных о средней цене на нефть за последние 10 лет. При этом, начиная с 2004 года, прогнозировалось снижение среднегодовой цены. Сохранение, начиная с 2000 года, устойчиво высоких цен на нефть привело к существенному повышению среднего уровня цен, аналогичная тенденция прослеживается и для среднесрочной перспективыВ действительности в 2004-2005 гг. цена нефти продолжала расти, причем более высокими темпами по сравнению с предыдущим периодом. На 2006-2008 гг. прогнозируется некоторое снижение цены на нефть, однако, она останется выше уровня 2003 года (таблица 1).



Таблица 1.


Цена на нефть марки "Юралс" в 1994-2005 гг.,
долларов США за баррель

Год

Среднегодовая цена на нефть

1994

15,5

1995

16,6

1996

20,1

1997

18,3

1998

11,8

1999

17,1

2000

26,7

2001

23,0

2002

23,7

2003

26,0*/27,2

2004

34,4

2005 (ожидаемое)

48,0

Прогноз:

2006

40,0

2007

35,0

2008

36,0

Среднее за 1994-2003

19,94*/20,01

Среднее за 1997-2006

27,0

* ожидаемое при создании Стабилизационного фонда


Если исходить из формирования цены отсечения на уровне средней за десять лет, то цену отсечения, которая начнет действовать с 2006 года, можно повысить с 20 до 27 долларов США за один баррель.

Кроме того, в Соответственно, в2004-2005 годах сложились более высокие, чем прогнозировалось ранее, объемы поступлений в Стабилизационный фонд, что том числе позволило не только использовать часть средств Стабилизационного фонда фонда, в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" на (включая выплаты единовременных денежных компенсаций), а также надосрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, но и сформировать остаток средств, значительно превышающий закрепленный законодательно базовый объем Стабилизационного фонда (таблица 2).

Таблица 2.



Формирование и использование средств Стабилизационного фонда
в 2004-2005 гг., млрд.руб.

Прогноз

(при создании Стабилизационного фонда)

Факт

Поступления в 2004 г.

83,4

522,3

Использование в 2004 г.

-

-

Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2005 (с учетом перечисления финансового резерва за 2004 год)

264,3

739,4

Поступления в 2005 г.

162,5

1 240,2*

Использование в 2005 г. (досрочное погашение внешнего долга)

-

660,41

Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2006

426,8

1 425,69*

* прогноз по состоянию на август 2005 г.


В результате этих тенденций возросла устойчивость федерального бюджета к возможным неблагоприятным воздействиям внешних условий (таблица 3).



     Таблица 3.



Некоторые показатели устойчивости федерального бюджета к внешним условиям, %

Объем Стабилизационного фонда на начало года к обязательствам федерального бюджета (включая расходы и погашение государственного долга)

Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до уровня цены отсечения Государственный внешний долг Рос-сийской Федера-ции к доходам федерального бюджета

2004

3%

11%

2005

17%

23%

2006

31%

76%


Существенным фактором изменения цены отсечения является изменение условий проведения денежно-кредитной политики. В средне- и долгосрочной перспективе проблема стерилизации избыточной ликвидности сменится необходимостью увеличения денежного предложения. Расчеты показывают, что замедление прироста валютных резервов потребует для обеспечения роста монетизации экономики ежегодное расширение денежного предложения.в январе-июне 2005 года федеральный бюджет и Стабилизационный фонд полностью обеспечивали стерилизацию избыточной ликвидности, в то время как чистый кредит банковской системе со стороны Банка России за этот период вырос, обеспечивая увеличение денежного предложения. По мере роста доверия населения к банковской системе, чему будет способствовать страхование вкладов, увеличится роль банковской системы как источника стерилизации, что позволит снизить объем остатков федерального бюджета, и в том числе, остатков Стабилизационного фонда. Это объясняется тем, что по мере увеличения денежного предложения роль чистых международных резервов как источника пополнения денежного предложения ежегодно сокращается.

Как показывают расчеты, повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу (таблица 4).

Таблица 34.


Некоторые показатели денежно-кредитной политики в 2004-2008 гг.

2004

2005

2006

2007

2008

Базовая цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель

20

20

27

27

27

Изменение чистого кредита федеральному правительству ("-" - стерилизация), млрд. руб.

-596

-697

-883

-384

-432

Изменение чистого кредита банкам ("-" - стерилизация), млрд. руб.

-173

-647

-288

-129

53

Инфляция, дек./дек., %

11,7

10-11

7-8,5

6-7,5

4-5,5

Укрепление реального эффективного курса рубля, дек./дек., %

4,7

10

4,2

3,7

3,1

Справочно: цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель

34

48

40

35

36


Таким образом, изменение объективных условий позволяет, начиная с 2006 года, провести перераспределение дополнительных доходов, связанных с высокими ценами на нефть, в пользу федерального бюджета.

В то же время расчеты показывают, что дальнейшее повышение базовой цены на нефть на 1 долл.США/бар. (свыше 27 долларов США за один баррель) в условиях 2006 года приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 0,8-0,9% и, соответственно, росту В этом случае инфляциия в 2005 году увеличится примерно на 0,2 процентных пункта в год. При этомПри этом антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к росту реального эффективного курса рубля на 0,2-0,3 процентных пункта.

Дополнительное укрепление рубля, в свою очередь, снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства импортными товарами в потреблении домашних хозяйств и предприятий, и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.

С точки зрения влиянияДополнительное укреплениея рубля на конкурентоспособность экономики важно оценивать его динамику к доллару США, которая в 1999-2004 годах не оказывала оказывало существенного негативного влияния на конкурентоспособность экономики из-за значительного обесценения российской валюты в 1998 году. Однако к началу 2005 г. эффект девальвации практически себя исчерпал - индекс реального курса рубля к доллару США в январе 2005 года по отношению к декабрю 1997 года составил около 95%, то есть практически сравнялся с предкризисным уровнем. Это означает, что ускорение темпов роста курса рубля к доллару США в средне- и долгосрочной перспективе будет оказывать более значительное влияние на конкурентоспособность экономики.значительно снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства, и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.

В условиях увеличения расходных обязательств и ускорения роста цен антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к номинальному укреплению рубля. Сочетание такой денежно-кредитной политики и смягченной бюджетной политики увеличит процентные ставки в экономике, что может привести к дополнительному притоку капитала в страну (в т.ч. спекулятивного), еще большему укреплению рубля и повышению рисков для денежно-кредитной, бюджетной сферы и экономики в целом.

Аналогичные последствия будет иметь использование накопленных средств Стабилизационного фонда внутри страны.

Соответственно, для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе необходимо исходить из недопустимости дальнейшего повышения базовой цены на нефть сверх уровня 27 долларов и возможности использования средств Стабилизационного фонда (сверх минимального объема в 500 млрд.рублей) только на погашение государственного долга Российской Федерации.

Таким образом, принятие законопроекта при соблюдении этих базовых условий позволит увеличить ресурсы федерального бюджета, необходимые для выполнения принятых в 2005 году на трехлетний перспективный период расходных обязательств, при сохранении базовых принципов и целей создания Стабилизационного фонда и обеспечении макроэкономической стабильности.



Текст документа сверен по :

рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»