РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1
Бюджетного кодекса Российской Федерации
Статья 1. Внести в абзац второй пункта 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2003, N 52, ст. 5036) следующие изменения:
1) слова "146 долларам" заменить словами "197,1 доллара";
2) цифры "20" заменить цифрами "27".
Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Президент
Российской Федерации
В. Путин
Проект федерального закона "О внесении изменений в пункт 2 статьи 96_1 Бюджетного кодекса Российской Федерации" предусматривает повышение базовой цены на нефть сырую марки "Юралс", применяемой для формирования и определения случаев использования средств Стабилизационного фонда Российской Федерации, с 146 долларов США за одну тонну (20 долларов США за один баррель) до 197,1 доллара США за одну тонну (27 долларов за один баррель).
Указанное повышение обусловлено следующими причинами.
В 2003 году цена отсечения устанавливалась на основании данных о средней цене на нефть за последние 10 лет. При этом, начиная с 2004 года, прогнозировалось снижение среднегодовой цены. Сохранение, начиная с 2000 года, устойчиво высоких цен на нефть привело к существенному повышению среднего уровня цен, аналогичная тенденция прослеживается и для среднесрочной перспективыВ действительности в 2004-2005 гг. цена нефти продолжала расти, причем более высокими темпами по сравнению с предыдущим периодом. На 2006-2008 гг. прогнозируется некоторое снижение цены на нефть, однако, она останется выше уровня 2003 года (таблица 1).
Таблица 1.
Цена на нефть марки "Юралс" в 1994-2005 гг.,
долларов США за баррель
Год | Среднегодовая цена на нефть |
1994 | 15,5 |
1995 | 16,6 |
1996 | 20,1 |
1997 | 18,3 |
1998 | 11,8 |
1999 | 17,1 |
2000 | 26,7 |
2001 | 23,0 |
2002 | 23,7 |
2003 | 26,0*/27,2 |
2004 | 34,4 |
2005 (ожидаемое) | 48,0 |
Прогноз: | |
2006 | 40,0 |
2007 | 35,0 |
2008 | 36,0 |
Среднее за 1994-2003 | 19,94*/20,01 |
Среднее за 1997-2006 | 27,0 * ожидаемое при создании Стабилизационного фонда |
Если исходить из формирования цены отсечения на уровне средней за десять лет, то цену отсечения, которая начнет действовать с 2006 года, можно повысить с 20 до 27 долларов США за один баррель.
Кроме того, в Соответственно, в2004-2005 годах сложились более высокие, чем прогнозировалось ранее, объемы поступлений в Стабилизационный фонд, что том числе позволило не только использовать часть средств Стабилизационного фонда фонда, в соответствии с федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год" на (включая выплаты единовременных денежных компенсаций), а также надосрочное погашение государственного внешнего долга Российской Федерации, но и сформировать остаток средств, значительно превышающий закрепленный законодательно базовый объем Стабилизационного фонда (таблица 2).
Таблица 2.
Формирование и использование средств Стабилизационного фонда
в 2004-2005 гг., млрд.руб.
Прогноз (при создании Стабилизационного фонда) | Факт | |
Поступления в 2004 г. | 83,4 | 522,3 |
Использование в 2004 г. | - | - |
Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2005 (с учетом перечисления финансового резерва за 2004 год) | 264,3 | 739,4 |
Поступления в 2005 г. | 162,5 | 1 240,2* |
Использование в 2005 г. (досрочное погашение внешнего долга) | - | 660,41 |
Объем Стабилизационного фонда на 01.02.2006 | 426,8 | 1 425,69* * прогноз по состоянию на август 2005 г. |
В результате этих тенденций возросла устойчивость федерального бюджета к возможным неблагоприятным воздействиям внешних условий (таблица 3).
Таблица 3.
Некоторые показатели устойчивости федерального бюджета к внешним условиям, %
Объем Стабилизационного фонда на начало года к обязательствам федерального бюджета (включая расходы и погашение государственного долга) | Объем Стабилизационного фонда на начало года к сокращению доходов федерального бюджета в случае снижения цены на нефть до уровня цены отсечения Государственный внешний долг Рос-сийской Федера-ции к доходам федерального бюджета | |
2004 | 3% | 11% |
2005 | 17% | 23% |
2006 | 31% | 76% |
Существенным фактором изменения цены отсечения является изменение условий проведения денежно-кредитной политики. В средне- и долгосрочной перспективе проблема стерилизации избыточной ликвидности сменится необходимостью увеличения денежного предложения. Расчеты показывают, что замедление прироста валютных резервов потребует для обеспечения роста монетизации экономики ежегодное расширение денежного предложения.в январе-июне 2005 года федеральный бюджет и Стабилизационный фонд полностью обеспечивали стерилизацию избыточной ликвидности, в то время как чистый кредит банковской системе со стороны Банка России за этот период вырос, обеспечивая увеличение денежного предложения. По мере роста доверия населения к банковской системе, чему будет способствовать страхование вкладов, увеличится роль банковской системы как источника стерилизации, что позволит снизить объем остатков федерального бюджета, и в том числе, остатков Стабилизационного фонда. Это объясняется тем, что по мере увеличения денежного предложения роль чистых международных резервов как источника пополнения денежного предложения ежегодно сокращается.
Как показывают расчеты, повышение с 2006 года базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов США за один баррель не окажет негативного влияния на денежно-кредитную и валютную сферу (таблица 4).
Таблица 34.
Некоторые показатели денежно-кредитной политики в 2004-2008 гг.
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | |
Базовая цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель | 20 | 20 | 27 | 27 | 27 |
Изменение чистого кредита федеральному правительству ("-" - стерилизация), млрд. руб. | -596 | -697 | -883 | -384 | -432 |
Изменение чистого кредита банкам ("-" - стерилизация), млрд. руб. | -173 | -647 | -288 | -129 | 53 |
Инфляция, дек./дек., % | 11,7 | 10-11 | 7-8,5 | 6-7,5 | 4-5,5 |
Укрепление реального эффективного курса рубля, дек./дек., % | 4,7 | 10 | 4,2 | 3,7 | 3,1 |
Справочно: цена на нефть марки "Юралc", долларов США за один баррель | 34 | 48 | 40 | 35 | 36 |
Таким образом, изменение объективных условий позволяет, начиная с 2006 года, провести перераспределение дополнительных доходов, связанных с высокими ценами на нефть, в пользу федерального бюджета.
В то же время расчеты показывают, что дальнейшее повышение базовой цены на нефть на 1 долл.США/бар. (свыше 27 долларов США за один баррель) в условиях 2006 года приведет к увеличению денежной массы (агрегат М2) дополнительно на 0,8-0,9% и, соответственно, росту В этом случае инфляциия в 2005 году увеличится примерно на 0,2 процентных пункта в год. При этомПри этом антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к росту реального эффективного курса рубля на 0,2-0,3 процентных пункта.
Дополнительное укрепление рубля, в свою очередь, снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства импортными товарами в потреблении домашних хозяйств и предприятий, и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.
С точки зрения влиянияДополнительное укреплениея рубля на конкурентоспособность экономики важно оценивать его динамику к доллару США, которая в 1999-2004 годах не оказывала оказывало существенного негативного влияния на конкурентоспособность экономики из-за значительного обесценения российской валюты в 1998 году. Однако к началу 2005 г. эффект девальвации практически себя исчерпал - индекс реального курса рубля к доллару США в январе 2005 года по отношению к декабрю 1997 года составил около 95%, то есть практически сравнялся с предкризисным уровнем. Это означает, что ускорение темпов роста курса рубля к доллару США в средне- и долгосрочной перспективе будет оказывать более значительное влияние на конкурентоспособность экономики.значительно снизит конкурентоспособность российских товаров на внутреннем и внешнем рынках. При этом будет наблюдаться увеличение спроса на импортные товары, что приведет к увеличению импорта и замещению товаров отечественного производства, и, соответственно, к уменьшению темпов роста в секторах с высокой добавленной стоимостью, что в свою очередь, приведет к снижению темпов роста ВВП.
В условиях увеличения расходных обязательств и ускорения роста цен антиинфляционная денежно-кредитная политика Банка России приведет к номинальному укреплению рубля. Сочетание такой денежно-кредитной политики и смягченной бюджетной политики увеличит процентные ставки в экономике, что может привести к дополнительному притоку капитала в страну (в т.ч. спекулятивного), еще большему укреплению рубля и повышению рисков для денежно-кредитной, бюджетной сферы и экономики в целом.
Аналогичные последствия будет иметь использование накопленных средств Стабилизационного фонда внутри страны.
Соответственно, для обеспечения макроэкономической и финансовой стабильности в средне- и долгосрочной перспективе необходимо исходить из недопустимости дальнейшего повышения базовой цены на нефть сверх уровня 27 долларов и возможности использования средств Стабилизационного фонда (сверх минимального объема в 500 млрд.рублей) только на погашение государственного долга Российской Федерации.
Таким образом, принятие законопроекта при соблюдении этих базовых условий позволит увеличить ресурсы федерального бюджета, необходимые для выполнения принятых в 2005 году на трехлетний перспективный период расходных обязательств, при сохранении базовых принципов и целей создания Стабилизационного фонда и обеспечении макроэкономической стабильности.
Текст документа сверен по :
рассылка