Недействующий

     

Проект N 189340-4*
___________________________
*Согласно паспорту проекта,
проект принят в первом чтении.-
Примечание "КОДЕКС".

        

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН


О внесении изменений в Уголовно-исполнительный
кодекс Российской Федерации


Внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 2, ст. 198; 2001, N 11, ст. 1002; N 13, ст. 1140; N 26, ст. 2589; 2003, N 50, ст. 4847) следующие изменения:

1) в статье 16:

в части второй слово "(работы)" исключить;

дополнить частью 13.1 следующего содержания:

"13.1. Контроль за поведением осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями.";

в части четырнадцатой слова "исполняющие наказания, указанные в частях второй," заменить словами "указанные в частях";

2) статью 23 дополнить частью 2.1 следующего содержания:

"2.1. К осуществлению контроля за поведением осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, и их исправлению могут привлекаться общественные инспектора в порядке, определяемом Министерством юстиции Российской Федерации.";

3) в статье 26:

часть первую после слов "места жительства" дополнить словами ", а также являть по ее вызову";

часть третью изложить в следующей редакции:

"3. В случае признания осужденного инвалидом первой или второй группы он вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания.";

дополнить частью 3.1 следующего содержания:

"3.1. В случае наступлении беременности женщина, осужденная к обязательным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.";

4) в части третьей статьи 32 слово "гражданским" заменить словами "гражданско-процессуальным";

5) в статье 42:

в части третьей слова "в срок отбывания исправительных работ не засчитывается" заменить словами "засчитывается в срок отбывания исправительных работ";

части четвертую и пятую изложить в следующей редакции:

"4. В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой или второй группы он вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания.

5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к исправительным работам, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.":

6) статью 49 дополнить новыми частями четвертой и пятой следующего содержания:

"4. В случае тяжелой болезни осужденного, препятствующей отбыванию наказания, либо признания его инвалидом первой или второй группы он вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания.

5. В случае наступления беременности женщина, осужденная к ограничению свободы, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.".

7) в статье 175:

в части первой слова "а также его адвокат (законный представитель)" исключить;

часть пятую изложить в следующей редакции:

"5. Осужденный, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законный представитель вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства осужденный (его законный представитель) подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. При невозможности самостоятельного обращения осужденного или его законного представителя в суд, представление об освобождении от отбывания наказания в связи с наступлением психического расстройства вносится в суд начальником учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанными ходатайством или представлением в суд направляются заключение медицинской комиссии и личное дело осужденного.";

часть шестую изложить в следующей редакции:

"6. Осужденный, заболевший иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, вправе обратиться в суд с ходатайством об освобождении от отбывания наказания в соответствии со статьей 81 Уголовного кодекса Российской Федерации. Ходатайство об освобождении от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Одновременно с указанным ходатайством в суд направляются заключение медицинской или врачебно-трудовой экспертной комиссии и личное дело осужденного.";

часть седьмую изложить в следующей редакции:

"7. В случае признания осужденного к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы инвалидом первой или второй группы он вправе обратиться в суд с ходатайством о досрочном освобождении от дальнейшего отбывания наказания.";

часть девятую изложить в следующей редакции:

"9. В случае наступления беременности, женщина, осужденная к обязательным работам, исправительным работам или ограничению свободы, вправе обратиться в суд с ходатайством об отсрочке ей отбывания наказания со дня предоставления отпуска по беременности и родам.";

8) в части второй статьи 187 слова "других служб органов внутренних дел" заменить словами "соответствующих служб органов внутренних дел и общественные инспектора";

9) в части первой статьи 188 слова "других служб органов внутренних дел" заменить словами "соответствующих служб органов внутренних дел и общественных инспекторов".

Президент
Российской Федерации
     В. Путин



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации"


Проект федерального закона направлен на совершенствование уголовно-исполнительного законодательства, регулирующего общественные отношения в сфере исполнения наказаний, не связанных с изоляцией от общества, а также приведение его в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Частью 2 статьи 16 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК), определяющей учреждения и органы, исполняющие те или иные виды наказания, предусмотрено, что наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного. В части указания места исполнения наказания эта норма не согласуется со статьей 33 УИК, непосредственно определяющей порядок исполнения данного вида наказания. Так, в частях 1 и 2 ст. 33 УИК устанавливается, что это наказание исполняется инспекцией по месту жительства осужденного, т.е. не предусматривает его исполнение по месту работы.

Наряду с этим в статье 16 УИК допущен пробел относительно контроля за поведением осужденных беременных женщин и осужденных женщин, имеющих малолетних детей, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Кроме того, дисциплинарные воинские части (часть вторая), исполняющие наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в отношении осужденных военнослужащих, не являются учреждениями уголовно-исполнительной системы. В связи с этим предлагается внесение соответствующих изменений в указанную статью.

Перечень обязанностей осужденных к обязательным работам (26 УИК) предлагается дополнить обязанностью являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию, как это предусмотрено в отношении осужденных к исправительным работам, поскольку без этого невозможно обеспечить эффективный контроль за исполнением данного вида наказания и поведением осужденных. Кроме того, предлагается привести статью 26 УИК в соответствие со статьями 397 и 399 УПК РФ.

Законопроектом предлагается дополнить статьи 26 и 49 УИК нормами, предусматривающими обращение осужденных беременных женщин, отбывающих наказание в виде обязательных работ и ограничения свободы, в суд с ходатайством об отсрочке отбывания наказания, как это предусмотрено для осужденных к исправительным работам (ч. 5 ст. 42 УИК).

Учитывая, что взыскание штрафа в принудительном порядке регламентируется не гражданским законодательством, а гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации предлагается внести соответствующее изменение в статью 32 УИК РФ.

Редакция части 3 статьи 42 УИК РФ противоречит части 7 указанной статьи. Поэтому предлагается слова "в срок отбывания исправительных работ не засчитывается" заменить словами "засчитывается в срок отбывания исправительных работ". Кроме этого предлагается привести статью 42 УИК РФ в соответствие со статьями 397 и 399 УПК РФ.

Действующая редакция части 1 статьи 175 УИК предусматривает, что осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. Однако в соответствии со статьей 399 УПК РФ суд рассматривает вопрос об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания только по ходатайству осужденного. Часть 9 статьи 175 УИК РФ также противоречит статье 399 УПК РФ. Также предлагается привести нормы, регламентирующие порядок обращения с ходатайством об освобождении от наказания в связи с болезнью, содержащиеся в статье 175 УИК РФ, в соответствие со статьями 397 и 399 УПК РФ.

Реализация проекта федерального закона не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.

     

На N 2.12-17/608 от 29 июня 2005 г.



ОФИЦИАЛЬНЫЙ ОТЗЫВ
на проект федерального закона N 189340-4 "О внесении изменений
в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации",
внесенный депутатами Государственной Думы А.И.Гуровым,
 В.И.Илюхиным, А.М.Розуваном, Л.К.Слиска


В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона (далее - законопроект).

Законопроектом предлагается внести в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее - УИК) изменения, направленные на приведение отдельных норм в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации, а также создание эффективной системы гарантий прав осужденных, нуждающихся в социальной помощи государства.

Отмечая необходимость совершенствования уголовно-исполнительного законодательства, полагаем возможным в целом согласиться с предлагаемыми законопроектом изменениями.

Вместе с тем представляется неприемлемым предлагаемое дополнение статьи 23 УИК частью 2.1, предусматривающей возложение функций контроля за поведением осужденных на общественных инспекторов. Указанная новелла не согласуется с положением части 2 статьи 23 УИК, в соответствии с которой только общественные объединения могут осуществлять контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Кроме того, учитывая, что правоотношения, связанные с производством взыскания штрафа регулируются не только Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, но и Федеральным законом от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве", а также другими нормативными правовыми актами, предлагается в подпункте 4 законопроекта слово "гражданским" исключить.

В связи с изложенным Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний.

Заместитель Председателя
Правительства Российской Федерации
     А.Жуков



Текст документа сверен по:
рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»