• Текст документа
  • Статус
0 %
Начинаю
Завершаю

Проект N 211454-4

Вносится Правительством
Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский
процессуальный кодекс Российской Федерации
, Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации
и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"


Статья 1

Внести в Бюджетный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст.3823; 2000, N 32, ст.3339; 2001, N 33, ст.3429; 2002, N 22, ст.2026; N 28, ст.2790; N 30, ст.3021, 3027; 2003, N 28, ст.2886, 2892; N 46, ст.4443, 4444; N 50, ст.4844; N 52, ст.5036, 5038; 2004, N 34, ст.3526, 3535; N 52, ст.5277, 5278; 2005, N 1, ст.8, 21; N 19, ст.1756; N 27, ст.2717) следующие изменения:

1) преамбулу после слов "межбюджетных отношений в Российской Федерации," дополнить словами "условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации,";

2) статью 7 дополнить новым абзацем двадцать четвертым следующего содержания:

"установление особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;";

3) статью 29 дополнить словами ", единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации";

4) пункт 10 статьи 158 изложить в следующей редакции:

"10. Главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту;

предъявляемым в порядке субсидиарной ответственности по денежным обязательствам подведомственных бюджетных учреждений.";

5) статью 161 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9. Бюджетное учреждение самостоятельно выступает в суде в качестве ответчика по своим денежным обязательствам.

Бюджетное учреждение отвечает по своим денежным обязательствам, указанным в исполнительном документе, в пределах соответствующих лимитов бюджетных обязательств и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.";

6) статью 165 дополнить новым абзацем двадцать шестым следующего содержания:

"исполняет судебные акты по искам к Российской Федерации в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;";

7) статью 239 изложить в следующей редакции:


"Статья 239. Иммунитет бюджетов


1. Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации представляет собой правовой режим, при котором обращение взыскания на бюджетные средства осуществляется только на основании судебного акта.

2. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

3. Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24(1) настоящего Кодекса.";

8) раздел VIII дополнить главой 24(1) следующего содержания:

"Глава 24(1). Исполнение судебных актов по обращению взыскания
на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации

Статья 242(1). Общие положения


1. Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) в соответствии с настоящим Кодексом.

2. К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения, должна быть приложена надлежащим образом заверенная судом копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Заявление подписывается взыскателем либо его представителем с приложением доверенности или иного документа, удостоверяющего полномочия представителя.

Дубликат исполнительного листа направляется на исполнение только вместе с определением суда о его выдаче.

3. Основанием для возврата документов, поступивших на исполнение, является:

1) непредставление какого-либо документа, указанного в пункте 2 настоящей статьи;

2) несоответствие документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, требованиям законодательства Российской Федерации;

3) нарушение установленного законодательством Российской Федерации срока предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) наличие документа, отменяющего судебный акт, подлежащий исполнению;

5) наличие заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа.

Статья 242(2). Исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации,
субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении
вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате н
езаконных действий (бездействия) государственных органов, органов
местного самоуправления либо должностных лиц этих органов


1. Судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета) вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации.

2. Главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший в суде интересы казны Российской Федерации в соответствии с пунктом 10 статьи 158 настоящего Кодекса, обязан направить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах рассмотрения дела в суде в течение 10 дней после вынесения (принятия) судебного акта в окончательной форме.

При удовлетворении судом исковых или иных требований, предъявляемых к казне Российской Федерации, главный распорядитель средств федерального бюджета, представлявший интересы казны Российской Федерации в суде, также информирует Министерство финансов Российской Федерации о наличии оснований к обжалованию судебного акта.

При наличии оснований для обжалования судебного акта главный распорядитель средств федерального бюджета обязан предоставить в Министерство финансов Российской Федерации информацию о результатах обжалования не позднее 1 месяца с момента вступления судебного акта в законную силу.

3. Судебные акты по искам к субъектам Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов субъектов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами субъектов Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган субъекта Российской Федерации.

4. Судебные акты по искам к муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) муниципальных органов или их должностных лиц, в том числе в результате издания муниципальными органами актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, направляются для исполнения в финансовый орган муниципального образования.

5. Исполнение судебных актов осуществляется за счет ассигнований, предусмотренных на эти цели законодательным актом (решением) о соответствующем бюджете. При этом допускается исполнение судебных актов в объемах, превышающих ассигнования, утвержденные законодательным актом (решением) о соответствующем бюджете на эти цели, с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись.

6. Исполнение судебного акта производится в течение трех месяцев со дня поступления исполнительных документов на исполнение.

7. Органы, исполняющие судебные акты, ведут учет и осуществляют хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением.

Статья 242(3). Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам
федеральных бюджетных учреждений


1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется взыскателем либо по его просьбе судом вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета средств федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

2. Орган Федерального казначейства не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242(1) настоящего Кодекса, орган Федерального казначейства возвращает документы предъявителю исполнительного документа (взыскателю или суду) без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган Федерального казначейства письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы федерального бюджета по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с указанными документами представляет в орган Федерального казначейства информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств федерального бюджета должник одновременно с указанным письмом представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств федерального бюджета, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган Федерального казначейства платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований настоящего пункта орган Федерального казначейства приостанавливает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения.

4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств федерального бюджета, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган Федерального казначейства.

5. Главный распорядитель (распорядитель) средств федерального бюджета в 3-месячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

6. При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, орган Федерального казначейства приостанавливает в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган Федерального казначейства документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

7. При поступлении в орган Федерального казначейства заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

8. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств федерального бюджета исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета направляется в орган Федерального казначейства по месту открытия главному распорядителю средств федерального бюджета лицевого счета как получателю средств федерального бюджета для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

9. Орган Федерального казначейства при полном исполнении исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

10. Орган Федерального казначейства ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

11. В случае, когда счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон "Об исполнительном производстве").

Статья 242(4). Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным
обязательствам бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации


1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется взыскателем либо по его просьбе судом вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета средств бюджета субъекта Российской Федерации, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

2. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242(1) настоящего Кодекса, орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, возвращает документы предъявителю исполнительного документа (взыскателю или суду) без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета субъекта Российской Федерации по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с указанными документами представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации должник одновременно с указанным письмом представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований настоящей статьи орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, приостанавливает в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до устранения нарушения.

4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета субъекта Российской Федерации, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации.

5. Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета субъекта Российской Федерации в 3-месячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

6. При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

7. При поступлении в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа указанный орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

8. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевого счета как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

9. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

10. Орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке.

11. В случае, когда счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Статья 242(5). Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение
взыскания на средства бюджета муниципального образования по денежным
обязательствам муниципальных бюджетных учреждений


1. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета муниципального образования по денежным обязательствам его бюджетного учреждения-должника, направляется взыскателем либо по его просьбе судом вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242(1) настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений для учета средств бюджета муниципального образования, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее в настоящей статье - орган) .

2. Орган не позднее 5 рабочих дней после получения исполнительного документа направляет должнику уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя.

При наличии оснований, указанных в пункте 3 статьи 242(1) настоящего Кодекса, орган возвращает документы предъявителю исполнительного документа (взыскателю или суду) без исполнения в течение 5 рабочих дней со дня их поступления с указанием причины возврата.

3. Должник в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (деятельность, финансируемая за счет средств бюджета муниципального образования, либо предпринимательская и иная приносящая доход деятельность) и кодах бюджетной классификации Российской Федерации, по которым должны быть произведены расходы бюджета муниципального образования по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации Российской Федерации текущего финансового года.

Если выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер, должник одновременно с указанными документами представляет в орган информацию о дате ежемесячной выплаты по данному исполнительному документу.

Для исполнения исполнительного документа за счет средств бюджета муниципального образования должник одновременно с письмом представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в размере полного либо частичного исполнения исполнительного документа в пределах остатка объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете получателя средств бюджета муниципального образования, по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации.

При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Для исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, должник в определенные настоящим пунктом сроки представляет в орган платежное поручение на перечисление средств в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

При нарушении должником требований настоящего пункта орган приостанавливает в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до устранения нарушения.

4. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа должник направляет главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета муниципального образования, в ведении которого он находится, запрос-требование о необходимости выделения ему дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в целях исполнения исполнительного документа с указанием даты его поступления в орган.

5. Главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета муниципального образования в 3-месячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием.

6. При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган, а также при нарушении должником срока выплат, указанного им в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, по исполнительному документу, предусматривающему выплаты периодического характера, данный орган приостанавливает в порядке, установленном муниципальными правовыми актами, осуществление операций по расходованию средств с лицевых счетов должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения.

Операции по лицевым счетам должника не приостанавливаются при предъявлении должником в орган документа, подтверждающего исполнение исполнительного документа, либо документа, отменяющего или приостанавливающего исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.

При неисполнении должником исполнительного документа в течение 3 месяцев со дня его поступления в орган указанный орган в течение 10 дней информирует об этом взыскателя.

7. При поступлении в орган заявления взыскателя об отзыве исполнительного документа орган возвращает взыскателю полностью или частично неисполненный исполнительный документ с указанием в сопроводительном письме причины его неисполнения.

В случае частичного исполнения должником исполнительного документа указанный документ возвращается взыскателю с отметкой о размере перечисленной суммы.

8. В случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета муниципального образования в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств бюджета муниципального образования исполнительный документ о взыскании средств с главного распорядителя средств бюджета муниципального образования направляется в орган по месту открытия главному распорядителю средств бюджета муниципального образования лицевого счета как получателю средств бюджета муниципального образования для исполнения в порядке, установленном настоящим Кодексом.

9. Орган при исполнении в полном объеме исполнительного документа направляет исполнительный документ с отметкой о размере перечисленной суммы в суд, выдавший этот документ.

10. Орган ведет учет и осуществляет хранение исполнительных документов и иных документов, связанных с их исполнением, в установленном им порядке.

11. В случае, когда счета должнику открыты в учреждении Центрального банка Российской Федерации или в кредитной организации, исполнение исполнительного документа производится в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве".";

9) статью 255 признать утратившей силу;

10) абзац двадцать третий статьи 283 заменить текстом следующего содержания:

"несоблюдение главным распорядителем средств федерального бюджета, представлявшим в суде интересы казны Российской Федерации, срока направления в Министерство финансов Российской Федерации информации о результатах рассмотрения дела в судах, установленного в пункте 2 статьи 242(2) настоящего Кодекса;

несвоевременное или неполное исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

иные основания в соответствии с настоящим Кодексом и федеральными законами.";

11) статьи 286 и 287 признать утратившими силу.

Статья 2


Внести в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 46, ст.4532) следующие изменения:


1) часть первую статьи 127 дополнить пунктом 9 следующего содержания:

"9) реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.";

2) статью 428 дополнить частью третьей следующего содержания:

"3. Если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к направляемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист.".

Статья 3

Часть 3 статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст.3012) дополнить абзацем следующего содержания:


"Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.".

Статья 4


Внести в статью 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3591) следующие изменения:

слова "или бюджеты всех уровней" исключить;

дополнить частью второй следующего содержания:

"Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче другим гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.".

Статья 5


1. Неисполненные судебные акты по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному правовому акту, а также судебные акты по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), поступившие в Министерство финансов Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, исполняются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Неисполненные судебные акты исполняются в течение трех месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. Неисполненные исполнительные документы, предусматривающие обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации, муниципальных бюджетных учреждений, поступившие на исполнение до вступления в силу настоящего Федерального закона, исполняются в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

Статья 6


Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2006 года.

Президент
Российской Федерации
В.Путин

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О внесении изменений и
в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс
Российской Федерации и Федеральный закон
"Об исполнительном производстве"


Предлагаемый законопроект направлен на совершенствование нормативно-правовой базы исполнения судебных актов по искам к казне Российской Федерации, казне субъектов Российской Федерации, казне муниципальных образований, а также по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Как указано в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2006 году, одной из проблем неэффективности бюджетной политики является проблема исполнения судебных актов по искам к органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Вышеназванная проблема нашла свое подтверждение в принятом Конституционным Судом Российской Федерации Постановлении от 14 июля 2005 г. N 8-П по делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003 год, на 2004 год и на 2005 год и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти". В связи с чем, была вызвана необходимость в разработке и принятии указанного законопроекта.

В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации указывается, что с одной стороны, норма, согласно которой обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, не противоречит положениям Конституции Российской Федерации. С другой стороны, указывается, что такая норма должна содержаться не в федеральном законе о федеральном бюджете, а в ином законодательном акте, имеющем более длительное действие.

Кроме того, Конституционный Суд Российской Федерации признал неконституционной норму, в соответствии с которой законодатель передал Правительству Российской Федерации свои полномочия по регулированию отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с этим, Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации пункты 3, 5 и 6 Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2002 года N 666.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации в части утраты юридической силы указанных положений Правил исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти, подлежит исполнению с 1 января 2006 года.

Учитывая вышеизложенное, позиция Конституционного Суда Российской Федерации имеет самое непосредственное отношение к действующим в настоящее время Правилам исполнения требований исполнительных листов и судебных приказов судебных органов о взыскании средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2001 года N 143.

Поскольку созданный на основе указанных постановлений Правительства Российской Федерации механизм исполнения судебных актов по соответствующим искам к Российской Федерации показал свою эффективность и, учитывая, что требования судебных актов могут исполняться другими органами, то для сохранения этого механизма и создания условий для его дальнейшего совершенствования имеет смысл инкорпорировать основные положения указанных актов Правительства Российской Федерации в Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Целесообразность регулирования именно Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее - Кодекс) отношений, связанных с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации определяется следующим:

1. В указанных выше актах Правительства Российской Федерации используется тот же глоссарий, что и в Кодексе;

2. Кодекс уже содержит нормы и положения, регулирующие отдельные отношения, связанные с исполнением судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.

В связи с тем, что до настоящего времени не урегулированы вопросы исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований, настоящий законопроект устанавливает особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Одновременно в Кодексе целесообразно закрепить норму, согласно которой обращение взыскания на средства федерального бюджета службой судебных приставов не производится. В соответствии с принципом единства бюджетной системы Российской Федерации законопроектом предусматривается распространение указанной нормы на все остальные бюджеты бюджетной системы Российской Федерации
Предполагаемые изменения в Гражданский процессуальный и Арбитражный процессуальный кодексы Российской Федерации направлены на гармонизацию особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренных бюджетным законодательством, с нормами процессуального законодательства. В тоже время, предполагаемые изменения и дополнения в вышеназванные кодексы не являются концептуальными.

Изменение Федерального закона "Об исполнительном производстве" направлено на разграничение сфер действия законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве и бюджетного законодательства в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетной системы Российской Федерации.



Текст документа сверен по:
рассылка


О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Название документа: О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве"

Номер документа: 211454-4

Вид документа: Проект Федерального закона

Принявший орган: Государственная Дума

Опубликован: Документ опубликован не был
Дата принятия: 27 декабря 2005

Информация о данном документе содержится в профессиональных справочных системах «Кодекс» и «Техэксперт»
Узнать больше о системах