Действующий

Об утверждении Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и плана действий Правительства Российской Федерации по реализации в 2006 году положений Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)

III. Стратегия внешнеэкономической интеграции Российской Федерации

Развитие российской экономики невозможно без ее последовательной интеграции в систему международных экономических отношений. К настоящему времени в Российской Федерации в целом сформировалась открытая рыночная экономика. Создана система регулирования внешней торговли товарами. Российское законодательство в области регулирования внешнеэкономических связей в основном соответствует международным нормам и правилам.

Сформированы предпосылки для постепенного перехода от двустороннего к многостороннему торгово-экономическому взаимодействию. Активизировалось участие в региональном экономическом сотрудничестве.

Основными проблемами в области внешнеэкономической политики являются следующие:

слабо диверсифицированная структура экспорта и его зависимость от внешнеэкономической конъюнктуры;

недостаточное участие российских компаний в международном разделении труда;

низкий уровень прозрачности и высокие трансакционные издержки, прежде всего в области таможенного администрирования.

В связи с этим основными целями политики в области внешнеэкономических отношений являются повышение конкурентоспособности российских компаний, снижение административных барьеров при осуществлении внешнеэкономической деятельности, создание условий для включения российских компаний в международные производственные процессы, активизация инвестиционной деятельности российских компаний, участие в определении правил международной торговли.

Для достижения указанных целей необходимо решение следующих задач:

диверсификация рынков, отраслей и форм участия российского бизнеса в системе международного разделения труда и кооперации;

создание условий для привлечения иностранных инвестиций, в том числе прямых;

использование механизмов многостороннего сотрудничества для либерализации условий доступа российских товаров и услуг на внешние рынки.

Достижению указанных целей будут способствовать завершение процесса присоединения Российской Федерации к многосторонней системе регулирования международной торговли в рамках Всемирной торговой организации, гармонизация российского законодательства с международными нормами и правилами.

Важнейшими факторами не только повышения конкурентоспособности Российской Федерации, но и обеспечения стабильности внешнеэкономических связей должны стать диверсификация структуры экспорта и участие российских компаний в системе международной торговли.

Российский экспорт характеризуется не только высоким удельным весом топливно-сырьевых товаров, но и чрезвычайно низкой степенью диверсификации зарубежных продаж. Доля экспорта в валовом внутреннем продукте страны составляет около 33,4 процента, при этом на 5 основных сырьевых товарных позиций приходится более 60 процентов экспортных поставок, а доля машин и оборудования в экспорте России составляет около 8-9 процентов.

Расширению возможностей экспортеров и диверсификации экспортных рынков будут способствовать:

развитие механизмов поддержки экспорта на основе правил многосторонней системы регулирования, что является важнейшим фактором снижения риска применения в отношении поставок российских субсидируемых товаров компенсационных мер (этот фактор будет действовать независимо от членства во Всемирной торговой организации);

обеспечение торгово-политической и юридической поддержки российских экспортеров и инвесторов за рубежом, включая повышение эффективности деятельности торговых представительств России;

реализация мер по выявлению случаев дискриминации российских экспортеров и инвесторов, эффективное содействие устранению мер, препятствующих доступу на рынок, контроль за выполнением торговыми партнерами своих обязательств по международным торговым соглашениям.

В целях оказания государственной поддержки экспорта отечественной продукции необходимо создать систему, которая аналогична сложившейся в странах - членах Всемирной торговой организации.

В этой связи целесообразно создать государственный специализированный экспортно-импортный банк, законодательно определив его статус, функции и полномочия, и принять решение о дальнейшем развитии открытого акционерного общества "Внешэкономбанк" и закрытого акционерного общества "Росэксимбанк".

Основной задачей данного банка должно являться осуществление мер финансовой поддержки экспорта товаров и услуг на основе предоставления и рефинансирования экспортных кредитов, субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам коммерческих банков, предоставляемым иностранным импортерам через экспортно-импортный банк. Следует обеспечить повышение уровня капитализации банка.

В целях оперативности принятия решений следует внести изменения в бюджетное законодательство, предусматривающие увеличение предельной суммы государственных гарантий до 50 млн. долларов США, реализуемых в пределах общей суммы предоставляемых гарантий без включения в перечень программы государственных внешних заимствований Российской Федерации.

Необходимо создать систему страхования экспортных кредитов, которая должна обеспечить комплексную страховую защиту экспортеров от политических и долгосрочных коммерческих рисков, а также содействовать привлечению внебюджетного долгосрочного кредитования для реализации экспортных контрактов.

Одним из основных направлений диверсификации структуры экспорта должно стать развитие экспорта услуг, в первую очередь транспортных. При этом необходимо создавать условия для увеличения объемов транзитных перевозок российскими компаниями путем упрощения процедур таможенного регулирования и формирования инфраструктуры транзитных перевозок.

Необходимо обеспечить возможность реализации по единому техническому заданию проектов с иностранными субъектами военно-технического сотрудничества по созданию продукции военно-технического назначения. Это позволит расширить рынок для российских компаний по разработке и производству вооружения.

Диверсификации российского экспорта будет также способствовать увеличение объемов экспорта сельскохозяйственной продукции, в том числе путем реализации мер, направленных на устранение дискриминационных барьеров, в частности в области санитарных и фитосанитарных мер, и отмену экспортных ограничений.

Целесообразно расширить доступ компаний, в том числе малого предпринимательства, на международный рынок за счет развития механизмов компенсаций начинающим экспортерам части предконтрактных расходов по освоению внешних рынков, проведению российских ярмарок и участия в зарубежных ярмарках.

Необходимыми условиями успешной интеграции российских компаний в систему мирохозяйственных связей являются:

создание благоприятного инвестиционного климата в Российской Федерации;