ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 31 декабря 2005 года N 865

О дополнительных мерах по реализации федеральной целевой программы
"Жилище" на 2002-2010 годы

(с изменениями на 8 августа 2007 года)

____________________________________________________________________

В документе учтено:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 8 августа 2007 года N ГКПИ07-435 (оставлено без изменения определением Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 23 октября 2007 года N КАС07-526).

____________________________________________________________________



Правительство Российской Федерации

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 года N 675 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 39, ст.3770; 2002, N 7, ст.700; 2004, N 31, ст.3268; N 44, ст 4362; 2005, N 44, ст.4560).

2. Установить, что:

а) мероприятия, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации", и мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" в соответствии со статьей 74 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" осуществляются в 2006 году на основании показателей ведомственной и функциональной классификаций расходов бюджетов Российской Федерации, утвержденных для этих подпрограмм и мероприятий Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2005 год";

б) мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", Федеральным законом "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и Законом Российской Федерации "О вынужденных переселенцах", осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";

в) мероприятия по финансированию завершения строительства, реконструкции или модернизации объектов, предусмотренные входившими в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на первом этапе ее реализации подпрограммами "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" и "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации", осуществляются на втором этапе реализации указанной Программы за счет средств, предусмотренных на реализацию подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";

г) мероприятия по исполнению обязательств по компенсации в случае рождения (усыновления) ребенка части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638, осуществляются в рамках соответствующей подпрограммы за счет средств, предусмотренных на реализацию федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на втором этапе.

3. Министерству регионального развития Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок и условия предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на обеспечение земельных участков под жилищное строительство коммунальной инфраструктурой.

4. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству образования и науки Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита.

5. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации и Министерству финансов Российской Федерации представить в 2-месячный срок в установленном порядке проект акта Правительства Российской Федерации, регламентирующего порядок отбора субъектов Российской Федерации и проектов модернизации объектов коммунальной инфраструктуры, предоставления и расходования средств федерального бюджета на реализацию проектов в рамках подпрограммы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.

6. Министерству регионального развития Российской Федерации, Министерству экономического развития и торговли Российской Федерации, Министерству финансов Российской Федерации и заинтересованным федеральным органам исполнительной власти представить до 15 марта 2006 года в установленном порядке проекты актов Правительства Российской Федерации, регламентирующих порядок обеспечения жильем отдельных категорий граждан.

7. Признать утратившими силу с 1 января 2006 года:

постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2001 года N 797 "О подпрограмме "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст.4622);

постановление Правительства Российской Федерации от 22 января 2002 года N 33 "О подпрограмме "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 4, ст.331);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2002 года N 325 "О подпрограмме "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур", входящей в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 21, ст.1998);

постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638 "О подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 35, ст.3386);

постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2002 года N 760 "О подпрограмме "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 42, ст.4155);

постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2003 года N 285 "О внесении дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 20, ст.1913);

постановление Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2003 года N 700 "О подпрограмме "Государственные жилищные сертификаты" на 2004-2010 годы, входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 48, ст.4676);

пункт 3 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам жилищного обеспечения военнослужащих, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2005 года N 437 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 30, ст.3171).

Председатель Правительства
Российской Федерации
М.Фрадков

     

     

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 31 декабря 2005 года N 865

ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы

(с изменениями на 8 августа 2007 года)

Федеральную целевую программу "Жилище" на 2002-2010 годы изложить в следующей редакции:

"ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Жилище" на 2002-2010 годы

ПАСПОРТ
федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы

Наименование Программы

-

федеральная целевая программа "Жилище" на
2002-2010 годы

Дата принятия решения
о разработке
Программы, дата ее
утверждения

-

распоряжение Правительства Российской
Федерации от 14 марта 2001 года N 346-р,     
распоряжение Правительства Российской
Федерации от 10 августа 2005 года N 1183-р
,     
постановление Правительства Российской
Федерации от 31 декабря 2005 года N 865

Государственный
заказчик-координатор

-

Министерство регионального развития
Российской Федерации

Государственный
заказчик

-

Федеральное агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству.
Кроме того, в части мероприятий по
обеспечению жильем отдельных категорий
граждан, в том числе по обеспечению
жильем молодых ученых, государственными
заказчиками являются:
федеральные органы исполнительной власти,
Уполномоченный по правам человека в
Российской Федерации, Генеральная
прокуратура Российской Федерации, Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации,
Верховный Суд Российской Федерации,
Российская академия наук, в том числе
Дальневосточное, Сибирское и Уральское
отделения Российской академии наук,
Российская академия медицинских наук, в
том числе Сибирское отделение Российской
академии медицинских наук, Российская
академия сельскохозяйственных наук, в том
числе Дальневосточное и Сибирское
отделения Российской академии
сельскохозяйственных наук, Отделение
Российской академии сельскохозяйственных
наук по Нечерноземной зоне России

Основные разработчики
Программы

-

Федеральное агентство по строительству и
жилищно-коммунальному хозяйству,
Министерство регионального развития
Российской Федерации, Министерство
экономического развития и торговли
Российской Федерации, фонд "Институт
экономики города"

Цели и задачи
Программы

-

основная цель Программы - комплексное
решение проблемы перехода к устойчивому
функционированию и развитию жилищной
сферы, обеспечивающее доступность жилья
для граждан, безопасные и комфортные
условия проживания в нем.
Основными задачами Программы являются:
создание условий для развития
жилищного и жилищно-коммунального
секторов экономики и повышения уровня
обеспеченности населения жильем путем
увеличения объемов жилищного
строительства и развития
финансово-кредитных институтов рынка
жилья;
создание условий для приведения
жилищного фонда и коммунальной
инфраструктуры в соответствие со
стандартами качества, обеспечивающими
комфортные условия проживания;
обеспечение доступности жилья и
коммунальных услуг в соответствии с
платежеспособным спросом граждан и
стандартами обеспечения жилыми
помещениями

Важнейшие целевые
индикаторы
и показатели

-

годовой объем ввода жилья - в 2010 году
80 млн. кв. м общей площади жилья;
объем выдаваемых в год ипотечных
жилищных кредитов и займов гражданам - в
2010 году на сумму 415 млрд. рублей;
количество семей граждан, относящихся
к категориям, установленным федеральным
законодательством, улучшивших жилищные
условия:
2002-2010 годы - 229,1 тыс. семей,
в том числе:
2002-2005 годы - 96,8 тыс. семей;
2006-2010 годы - 132,3 тыс. семей;
количество молодых семей, улучшивших
жилищные условия (в том числе с
использованием ипотечных кредитов и
займов) при оказании содействия за счет
средств федерального бюджета:
2002-2010 годы - 295,7 тыс. семей,
в том числе:
2003-2005 годы - 114 тыс. семей;
2006-2010 годы - 181,7 тыс. семей

Сроки и этапы
реализации Программы

-

2002-2010 годы:
I этап - 2002-2005 годы;
II этап - 2006-2010 годы,
в том числе стадии реализации
II этапа:
1-я стадия - 2006-2007 годы,
2-я стадия - 2008-2010 годы

Перечень подпрограмм























-























I этап реализации Программы:
подпрограмма "Государственные жилищные
сертификаты" на 2004-2010 годы
;
подпрограмма "Переселение граждан
Российской Федерации из ветхого и
аварийного жилищного фонда"
;
подпрограмма "Реформирование и
модернизация жилищно-коммунального
комплекса Российской Федерации"
;
подпрограмма "Обеспечение жильем
участников ликвидации последствий
радиационных аварий и катастроф"
;
подпрограмма "Обеспечение жильем
граждан Российской Федерации, подлежащих
отселению с комплекса "Байконур"
;
подпрограмма "Обеспечение жильем
беженцев и вынужденных переселенцев в
Российской Федерации";
подпрограмма "Обеспечение жильем
молодых семей"
;
мероприятия по реализации Федерального
закона "О жилищных субсидиях гражданам,
выезжающим из районов Крайнего Севера и
приравненных к ним местностей"
;
мероприятия по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан, в том числе
по обеспечению жильем молодых ученых



II этап реализации Программы:
подпрограмма "Обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой в
целях жилищного строительства";
подпрограмма "Модернизация объектов
коммунальной инфраструктуры";
подпрограмма "Обеспечение жильем
молодых семей"
;
подпрограмма "Выполнение
государственных обязательств по
обеспечению жильем категорий граждан,
установленных федеральным
законодательством"
;
мероприятия по обеспечению жильем
отдельных категорий граждан.
Кроме того, на II этапе осуществляются
мероприятия по реализации Концепции
развития унифицированной системы
рефинансирования ипотечных жилищных
кредитов в России, одобренной на
заседании Правительства Российской
Федерации 30 июня 2005 года

Объемы и источники
финансирования
Программы

-

общий объем финансирования Программы в
2002-2010 годах за счет средств
федерального бюджета составит 298,8 млрд.
рублей.
В 2006-2010 годах общий объем
финансирования Программы составит:
за счет всех источников
финансирования - 902,4 млрд. рублей,
в том числе за счет средств
федерального бюджета - 239,8 млрд. рублей
(из них на управление Программой - 409,4
млн. рублей);
за счет бюджетов субъектов Российской
Федерации и местных бюджетов - 93,2 млрд.
рублей;
за счет средств частных инвесторов и
кредиторов - 470,4 млрд. рублей;
за счет собственных и заемных средств
граждан (молодых семей) - 99 млрд.
рублей.
Кроме того, в качестве механизмов
реализации мероприятий Программы
планируется предоставление
государственных гарантий Российской
Федерации:
по заимствованиям открытого
акционерного общества "Агентство по
ипотечному жилищному кредитованию" на
поддержку системы рефинансирования
ипотечного жилищного кредитования в
размере 138 млрд. рублей,
в том числе:
в 2006 году - 14 млрд. рублей;
в 2007 году - 16 млрд. рублей;
в 2008 году - 28 млрд. рублей;
в 2009 году - 36 млрд. рублей;
в 2010 году - 44 млрд. рублей;
по заимствованиям, осуществляемым на
обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой и
модернизацию коммунальной инфраструктуры
в целях жилищного строительства, в
размере 68,1 млрд. рублей,
в том числе:
в 2006 году - 12,5 млрд. рублей;
в 2007 году - 17,5 млрд. рублей;
в 2008 году - 18,6 млрд. рублей;
в 2009 году - 19,5 млрд. рублей.
Объемы государственных гарантий
Российской Федерации предусматриваются
федеральным законом о федеральном бюджете
на соответствующий год в рамках программы
государственных внутренних заимствований
Российской Федерации.
Вне рамок Программы предусмотрены расходы
федерального бюджета на 2006 год на
предоставление субсидий бюджетам
субъектов Российской Федерации на
возмещение части затрат на уплату
процентов по кредитам, полученным в
российских кредитных организациях на
обеспечение земельных участков
коммунальной инфраструктурой в целях
жилищного строительства, в размере 1,7
млрд. рублей и расходы на увеличение
уставного капитала открытого акционерного
общества "Агентство по ипотечному
жилищному кредитованию" в размере 3,7
млрд. рублей.
Кроме того, в 2006-2010 годах будут
предоставлены государственные гарантии
субъектов Российской Федерации и
муниципальные гарантии по заимствованиям,
осуществляемым на обеспечение земельных
участков коммунальной инфраструктурой и
модернизацию коммунальной инфраструктуры
в целях жилищного строительства, в
размере 68,1 млрд. рублей

Ожидаемые конечные
результаты реализации
Программы и
показатели социально-
экономической
эффективности
















































-





















































реализация Программы должна обеспечить
достижение в 2010 году следующих
показателей (по сравнению с 2004 годом):
улучшение жилищных условий граждан
Российской Федерации (рост жилищной
обеспеченности с 20 кв. м на человека до
21,7 кв. м);
повышение доступности приобретения
жилья, когда средняя стоимость
стандартной квартиры общей площадью 54
кв. м будет равна среднему годовому
совокупному денежному доходу семьи из 3
человек за 3 года (в 2004 году - 3,9
года);
увеличение доли семей, которым будет
доступно приобретение жилья,
соответствующего стандартам обеспечения
жилыми помещениями, с помощью собственных
и заемных средств, - с 9 до 30 процентов;
увеличение годового объема ввода жилья
с 41,2 млн. кв. м общей площади жилья до
80 млн. кв. м;
увеличение объема выдаваемых в год
ипотечных жилищных кредитов и займов
гражданам с 20 млрд. рублей до 415 млрд.
рублей;
снижение среднего времени ожидания
предоставления жилых помещений
социального использования с 20 лет до 5-7
лет;
содействие в обеспечении жильем за
счет средств федерального бюджета в
2006-2010 годах 181,7 тыс. молодых семей;
улучшение жилищных условий в 2006-2010
годах за счет средств федерального
бюджета более 132,3 тыс. семей граждан,
относящихся к категориям, установленным
федеральным законодательством;
повышение уровня адресной поддержки
населения, связанной с оплатой жилых
помещений и коммунальных услуг;
повышение качества коммунальных услуг,
безопасности и комфортности проживания
(снижение уровня износа основных фондов
коммунального хозяйства с 60 до 50
процентов);
совершенствование нормативной правовой
базы Российской Федерации в целях
повышения доступности жилья для
населения;
создание условий для улучшения
демографической ситуации в стране,
реализации эффективной миграционной
политики, снижения социальной
напряженности в обществе


Введение

В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренной постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 20 июня 1993 года N 595, Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", одобренных Указом Президента Российской Федерации от 29 марта 1996 года N 431, и первого этапа федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы (далее - Программа) были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее приоритетные направления и отработаны механизмы реализации.

За этот период была сформирована нормативная правовая база, являющаяся основой регулирования вопросов, связанных с жилищным строительством, жилищно-коммунальным хозяйством, обеспечением прав собственности в жилищной сфере в условиях развивающихся рыночных отношений.

Наиболее существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 году в результате принятия 25 федеральных законов, направленных на формирование рынка доступного жилья, в том числе Жилищного кодекса Российской Федерации и Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Новые правовые условия создают основу для реализации на практике поставленных целей и требуют широкомасштабных скоординированных действий на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления и осуществления мер нормативно-правового, административно-организационного и бюджетно-финансового характера.

Острота проблем в жилищной сфере и важность их решения для социально-экономического развития Российской Федерации требуют реализации комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

Включение задачи формирования рынка доступного жилья и обеспечения комфортных условий проживания в число приоритетных национальных проектов наряду с развитием образования и здравоохранения определяет социальную направленность нового этапа экономических преобразований в стране. Реальная возможность заработать на достойное жилье для значительных групп населения будет способствовать активизации их экономической деятельности, а четкое определение групп, перед которыми общество несет обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей, - преодолению иждивенческих настроений у значительной части населения страны.

В результате реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" должна быть сформирована модель обеспечения жильем основных групп населения, достигнуты существенные результаты по улучшению жилищных условий граждан Российской Федерации.

Второй этап реализации Программы (2006-2010 годы) предусматривает продолжение преобразований в жилищной сфере, а также реализацию комплекса мер в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России".

I. Основные итоги первого этапа реализации Программы

На первом этапе реализации Программы (2002-2005 годы) выполнялись следующие подпрограммы и мероприятия:

подпрограмма "Государственные жилищные сертификаты на 2004-2010 годы" (до 2003 года - федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты");

подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";

подпрограмма "Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации";

подпрограмма "Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф";

подпрограмма "Обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса "Байконур";

подпрограмма "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";

подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";

мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";

мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых.

За указанный период на реализацию входящих в состав Программы подпрограмм и мероприятий было выделено 59 млрд. рублей. Кроме того, были предоставлены государственные гарантии Российской Федерации по заимствованиям открытого акционерного общества "Агентство по ипотечному жилищному кредитованию" (далее - Агентство) в размере 13,7 млрд. рублей.

Объемы финансирования Программы за счет средств федерального бюджета на первом этапе реализации Программы приведены в приложении N 1.

Результаты обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации на первом этапе реализации Программы по соответствующим подпрограммам и мероприятиям приведены в приложении N 2.

В целом за 2002-2005 годы:

за счет средств федерального бюджета было обеспечено жильем 97,7 тыс. семей граждан, относящихся к категориям, перед которыми имеются государственные обязательства Российской Федерации по обеспечению жильем;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»