Недействующий

О введении в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона "О введении в действие положений
Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного
 кодекса российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы
и внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации"



Проект федерального закона направлен на практическую реализацию наказания в виде ограничения свободы, предусмотренного Уголовным кодексом  Российской  Федерации,  которое  согласно  действующему законодательству должно быть введено в действие отдельным федеральным законом по мере создания соответствующих социально-экономических условий.

Ограничение свободы, как вид наказания, представляет собой комплекс устанавливаемых судом условий (обязанностей) и запретов, исполняемых осужденным без изоляции от обещства под надзором специализированного государственного органа. Такое наказание широко применяется в уголовном законодательстве ряда зарубежных стран (в частности, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Швейцарии, Испании, Республике Казахстан).

В. соответствии с положениями законопроекта ограничение свободы состоит в том, что оно назначается как основной вид наказания тем лицам, которые совершили преступления небольшой тяжести и средней тяжести. При этом данное наказание устанавливается судом на срок от двух месяцев до четырех лет.

Законопроект рассматривает ограничение свободы и как вид дополнительного наказания по отношению к лицам, осуждаемым за отдельные тяжкие и особо тяжкие преступления, посягающие на жизнь человека, общественную безопасность, основы конституционного строя и безопасности государства. В этом случае ограничение свободы, исходя из характеристики виновного и других обстоятельств дела, назначается судом на срок от шести месяцев до двух лет.

Контроль за  исполнением осужденным  установленных  судом ограничений,   осуществляется   уголовно-исполнительной   инспекцией федеральной службы исполнения наказаний. При этом законопроектом не исключается возможность контроля за осужденными к ограничению свободы и со стороны органов внутренних дел.

Ограничение свободы отбывается по месту жительства осужденного. Отдельные его права и свободы подлежат ограничениям, предусмотренным статьей 53 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Ограничения, предусмотренные данной статьей Кодекса, могут быть применены в полном объеме или в какой-либо части. По характеру налагаемых судом ограничений и с учетом сроков их назначения наказание, предполагаемое данным законопроектом, является   довольно серьезным, поскольку ограничивает права и свободы человека на его перемещение, посещение определенных мест, использование определенных форм досуга, выбор места работы, учебы. При этом данные ограничения обеспечиваются угрозой замены ограничения свободы реальным лишением свободы из расчета один день ограничения свободы за один день лишения свободы.

Изменения, которые законопроектом предлагаются в Особенную часть Уголовного кодекса Российской Федерации, призваны обеспечить на практике принципы дифференциации наказания и справедливости.

Внесения изменений в другие законодательные акты не потребуется.